Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Приемы подготовки младших школьников
к работе в малых группах

Ульянова Оксана Васильевна
        Уже с первых дней учебы детей в школе учитель стремится так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы заинтересовать детей и тем самым активизировать их познавательную деятельность. Одним из способов подобной организации является использование на уроках групповой формы обучения. Несомненно, данная форма обладает великим потенциалом как в обучении, так и воспитании младших школьников. Однако существует ряд трудностей, с которыми сталкивается учитель начальных классов при организации групповой работы.
    Одной из них является подготовка младших школьников к работе в малых группах. К сожалению, на сегодняшний день этот вопрос в педагогической литературе освещен недостаточно широко. Как показывает опыт психологов Цукерман ГА., Волкова К.Н., Казанского О.А., Первина И.Б. и др., начинать следует с приемов непосредственного взаимодействия детей друг с другом во фронтальной работе. Например: В случае затруднения при ответе ученик сам вызывает себе помощника или для оценки своего ответа сам назначат ”учител#'.
Обучение детей сотрудничеству, умению общаться будет эффективнее, если учитель при этом использует игровые ситуации, ведь игра - стихия детей младшего возраста Например, целесообразно использовать такие игры, как ”Снежный ком”: первый ученик называет какое-либо слово (число), другой должен повторить это слово и назвать свое, третий - повторяет оба слова и называет свое и т.д. ”Интервью” : по очереди у всех желающих берут интервью,
задавая различные вопросы. ”Превращение”: все учащиеся превращаются в нечто другое: мебель, растения, животных и рассказывают о себе и др.
      Приобщая младших школьников к работе в малых группах, очень важно создать в классе атмосферу доверия, добра, симпатии. Тем самым учащиеся смогут быстрее наладить сотрудничество друг с другом.
   С целью стимулирования общения и взаимодействия в группах, выработки коллективного мнения, учитель может организовать такие игры, как например: ”Кадр из фильма”: игра заключается в создании кадров к фильму с помощью рисунков и словесного обсуждения. ”Времена года”: игра заключается в представлении к защите группой ребят того времени года, в которое они родились,
”Необычный экипаж”: составление маршрута воображаемого путешествия и подбор членов экипажа фантастического корабля и др.
    Чтобы учащиеся понимали пользу работы не просто рядом, а вместе, сообща, необходимо развивать у них положительное отношение к совместной деятельности на уроке.
    С этой целью полезно использовать приемы, наглядно показывающие важность кооперации для достижения лучшего результата. В этом помогут чтение соответствующих книг, рассказы родителей, осмысливание детьми различных пословиц и поговорок, в которых речь идет о совместном труде, а также различные задания, позволяющие детям на личном опыте убедиться в пользе совместной работы.
   Несомненно важную роль в подготовке детей к групповой работе играег учитель. Именно он должен продемонстрировать учащимся образец такой работы у доски вначале в паре учитель - сильный ученик, затем в паре средний ученик - сильный ученик, и после этого необходимо подключать к работе весь класс. При этом учитель должен постоянно делать акцент на согласованность действий школьников, на умение доказывать свои суждения, умение общаться доброжелательно, по-товарищески.
Опыт учителей начальных классов Дашевской Л.П., Рогановой Н.Ф., Поповой А.И. и др. показывает, что ещё на первых порах овладения приемами работы в малых группах младшие школьники не очень внимательны друг к другу, к тому, что и как делают их соученики.
    В связи с этим необходимо убедить их в том, что оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности и что любой ученик может внести в эту работу значительный индивидуальный вклад. Только после этого учащиеся начинают вслушиваться в ответы товарищей, контролировать их, а там, где это необходимо, оказывать помощь и поддержку.
    Таким образом, уровень подготовки младших школьников к работе в малых группах во многом определяет эффективность и результативность предстоящей групповой работы. Осознание группы как единого целого, осознание своей полезности для других, ощущение реального успеха и роста в учебной работе должно приносить учащимся духовное удовлетворение и, по сути дела, должно стать мотивом учебной деятельности.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»