Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблемы формирования логических универсальных
учебных дей-ствий у младших школьников

Скобеева Виктория Игоревна
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения, который предписывает новый образец образования «от определения цели обучения как усвоение знаний, умений и навыков к определению цели обучения как формирование личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей, обеспечивающих у учащихся умение учиться». Стандарт основывается на системно-деятельностном подходе к обучению, который предполагает формирование знаний, умений и навыков в тесной связи с действиями самих учащихся. Другими словами, развитие личности учащихся реализуется на основе усвоения универсальных учебных действий.
В отличие от общеучебных умений и навыков, универсальные учебные действия носят не только надпредметный, метапредметный, но и ценностный характер, что позволяет учащемуся легко ориентироваться не только в учебной деятельности, но и в любой жизненной ситуации.
Т.С. Котляровой понятие «универсальные учебные действия» характеризуется следующим образом: «они представляют собой самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему присвоенных компетенций и ценностей, которые помогают человеку быть активным субъектом и эффективно реагировать на изменения внешней среды».
В.А. Шабанова трактует универсальные учебные действия как «совокупность способов выполнения действий обучающимися, которые обеспечивают получение ими новых знаний, формирующих соответствующие умения (например, умения самоорганизации процесса учения)».
На основе рассмотренных определений разграничим широкий и узкий смысл понятия «универсальные учебные действия». В широком смысле усвоение универсальными учебными действиями приравнивается к сформированному умению учиться, то есть умению самостоятельно добывать необходимые знания, устанавливать причинно-следственные связи, распознавать объекты, выделять существенные признаки и делать выводы. В узком смысле под универсальными учебными действиями в современной педагогике понимается совокупность обобщенных действий учащегося, а также связанных с ними умений и навыков учебной работы, обеспечивающих способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Одним из самых важных и непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении обучающимися универсальных учебных действий. Для этого федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает наличие в каждой школе на каждой ступени программы формирования универсальных учебных действий. Ведущую роль в формировании универсальных учебных действий также играет подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных, ярких и интересных ученикам учебных заданий.
В современном мире младшему школьнику важно быть нужным и полезным обществу, а значит необходимо с ранних лет учить детей умению размышлять, взаимодействовать, планировать, исследовать и познавать. Сформированные на достаточно высоком уровне универсальные учебные действия – это успех взаимодействия в социуме. Формирование универсальных учебных действий происходит на протяжении всего школьного обучения.
А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и И.А. Володарская в составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям начального общего образования, выделяют четыре блока: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия.
1) личностные универсальные учебные действия, которые направлены на обеспечение ценностно-смысловой ориентации обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;
2) регулятивные универсальные учебные действия, которые обеспечивают ученикам организацию своей учебной деятельности;
3) познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постанову и решение проблемы;
4) коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Среди групп универсальных учебных действий нас заинтересовали познавательные универсальные учебные действия. Рассмотрим подробнее данную группу универсальные учебные действия.  По мнению Н.А. Федосовой познавательные универсальные учебные действия – «это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации». Говоря другими словами, формирование познавательных действий определяет умение ученика начальной школы определять тип упражнений и способы их выполнения: ученикам предлагается ряд упражнений, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между правильными данными и неправильными, иными словами, вспомнить правило, которое подходит для выполнения упражнения.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий.
Формирование познавательных универсальных учебных действий - одно из главных факторов достижения успеха обучения в начальной школе, к тому же, они оказывают влияние на развитие и эффективность различных видов деятельности, самооценку, самоопределение учащегося. Познавательные универсальные учебные действия формируются, когда учитель употребляет в речи такие побудительные глаголы как: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».
В блоке познавательных универсальных учебных действий А.Г. Асмолов выделяет общеучебные действия, логические действия, действия постановки и решения проблемы.
Среди групп познавательных универсальных учебных действий нас заинтересовали логические универсальные учебные действия. Рассмотрим более подробно логические универсальные учебные действия. Формирование логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте имеет психолого-педагогические особенности. В первую очередь, они связаны с особенностями мышления детей этого возраста. Основываясь на возрастных особенностях умственного развития младших школьников, рассмотрим особенности формирования логических универсальных учебных действий у младших школьников.
На младший школьный возраст (6-7 лет – 10-11 лет) в теории Ж. Пиаже приходится конкретно-операциональная стадия, которая характеризуется появлением логических операций, которые Ж. Пиаже считал ядром умственного развития ребенка. По его мнению, дети до 7 лет не способны к построению логического рассуждения, они не в состоянии оценить точку зрения другого человека. Более подробно рассмотрим логические универсальные действия, детально изучив все составляющие данного умения, так как есть большие особенности при формировании логического мышления именно у младших школьников. Для этого мы определим сильные и слабые стороны развития в процессе обучения.
Логические универсальные учебные действия включают в себя:
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
Охарактеризуем каждую группу. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). В педагогическом словаре дается определение понятия анализ – это изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон. Основной задачей анализа является то, чтобы из различного рода данных, которые бывают разносторонне направленные, отражающих отдельные явления и факты, произошло обобщение процесса, выделись основные принадлежащие ему закономерности. Анализ может быть и мысленным выделением в целом его отдельных свойств, признаков, сторон. Например, мысленное выделения цвета, формы предмета, отдельных особенностей поведения и пр.
По мнению Ж.-Ж. Пиаже начальные задатки анализа появляются детей дошкольного возраста. Ребенок данного возраста, способен разложить предметы по цветам и форме. Однако понимание и более сложные процессы анализа ребенок может производить только в начальных классах. Возможен также и анализ понятия, когда ребенок мысленно выделяет различные его признаки, анализ хода мысли – доказательство, объяснения и пр.
Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов. Синтез – это необходимый этап познания, с помощью которого можно рассматривать его как процесс практического или мысленного воссоединение целого из частей. Обучающимся необходимо не только умение собрать из частей целое, но и разделить целое на части. Так же необходимо обратить внимание на умение самостоятельно достраивать или дополнять целое. То есть дополнить высказывание, или переформулировать какое-либо понятие. Данное умение позволит учащемуся рассмотреть любой предмет (задачу, ситуацию) с разных сторон и увидеть не достающие элементы. А так же из разных компонентов выделить подходящие части, и обличить их в единое.
В дошкольном возрасте мыслительная операция, обратная анализу. Если анализируя, ребёнок «расчленяет» предмет, понятие явление, то синтез, как результат анализа, позволит ему объединить полученные по отдельности признаки. Очень хорошо эту операцию иллюстрирует освоение дошкольником навыков связного чтения. Из отдельных элементов (букв и звуков) он учится складывать слоги, из слогов – слова, слова формируют предложения и текст. В младшем школьном возрасте синтез должен сформироваться к концу четвертого класса.
Следующее умение - это выбор оснований и критериев сериация, классификация и сравнение. Рассмотрим каждое составляющее отдельно. Сравнение — одна из логических операций мышления. Задания на сравнение предметов, изображений, понятий широко используются при психологических исследованиях развития мышления и его нарушений. Анализируются основания для сравнения, которые использует человек, легкость перехода от одного из них к другому и т. д..
Роль сравнения в начальной школе очень велика, так как многие понятия даются здесь впервые и усвоение их опирается преимущественно на систему более или менее известных родственных понятий, и даже не столько на их определение, сколько на сравнение реальных объектов. В результате сравнения выделяются признаки, значимые для раскрытия сущности понятия, находится общее и особенное, абстрагирование и обобщение также протекают на более высоком уровне. Сравнение непосредственно связано с вниманием, так как оно входит в состав контроля как операция планирования.
Для того, чтобы ребёнок полноценно умел пользоваться этой категорией, необходимо обучить его навыку видеть одинаковое в разном, и разное в одинаковом. Необходимо, чтобы ребёнок понимал важность анализа на основе однородных признаков, умел их выделять и называть. Расширяем горизонты сравниваемых понятий – пусть это будут не только предметы, но и природные явления, времена года, звуки, свойства материалов.
На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируется такие приемы логического мышления как сравнение, связанное с выделением и словесным обозначением в предмете различных свойств и признаков обобщения, связанное с отвлечением от несущественных признаков предмета и объединении их на основе общности существенных особенностей.
В энциклопедическом словаре педагогики и психологии авторы дают следующее понятие «классификация - это система соподчинённых понятий (классов, объектов, явлений) в какой-либо области знаний, составленная на основе учёта общих признаках объектов и закономерных связей между ними. Классифицировать ребенок учится уже с дошкольного возраста. Овладение этим способом мыслительного действия, позволит ребенку выявить сходства или различие тех или иных предметов, понятий и явлений. Выделяя один, но, как правило, существенный признак малыш может классифицировать группу рассматриваемых предметов. Например, игрушки можно классифицировать по материалу (дерево, пластик, ткань или мех, из природных материалов и т.д.).
В процессе обучения в начальных классах используется классификация – логический прием, заключающийся в распределении предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов. Для овладения этим действием обучающимся необходимы предварительные знания и умения: находить для нескольких видовых понятий родовое; находить видовые понятия для данного родового; определять, принадлежит видовое понятие данному родовому или нет; определять родовой и видовой признаки понятия. Переход в область обобщения позволяет осуществить операцию, важную для всей учебной деятельности – классификацию. С помощью этой операции младшие школьники распределяют предметы и явления по группам в зависимости от сходства и различия их друг с другом. Как отмечает Н.В. Медведева, «правильность и полнота классификации зависит от точности и полноты выделения существенных признаков понятия. Умение классифицировать предметы и явления развивает в начальных классах новые сложные формы собственно умственной деятельности, которая постепенно отчленяется от восприятия и становится относительно самостоятельным процессом работы над учебным материалом, процессом, приобретающим свои особые приёмы и способы».
Формирование логических универсальных учебных действий необходимо начинать с младшего школьного возраста. Так как именно в этом возрасте ученики должны научиться выделять понятие, под которое требуется подвести данный объект. Так же немало важно установить, при каких условиях данный объект может относиться к данному понятию. Познавательное логическое универсальные учебные действия «подведение под понятие, выведение следствий» формируется у младших школьников в процессе обучения постепенно. С 6-7 лет формируются абстрактные понятия о временных отношениях, причине и следствии, пространстве, количестве, мере и т.д. По наблюдениям М.Н. Шардакова, на первой ступени изучения предметных понятий обучающихся обычно выделяют функциональные признаки предметов, т. е. признаки, связанные с назначением предмета, например, «корова – она дает молоко, лошадь – на ней ездят». На второй ступени усвоения предметных понятий обучающиеся просто перечисляют известные им признаки и свойства, не отличая существенные от несущественных, общие от частных. Например, «огурец – плод, он растет в огороде, зеленый, в нем много воды, вкусный, внутри у него семечки». На третьей, высшей ступени овладения предметными понятиями обучающиеся выделяют общие, существенные признаки и свойства у ряда единичных предметов, синтезируют и обобщают их.
Причинность или причинно-следственная связь - это связь между одним событием, которое называют причиной, и другим событием, которое называют следствием, что с необходимостью следует за первым. Проблеме формирования умения устанавливать причинно-следственные связи посвящены исследования таких ученых, как Д. Татьяченко, О.И. Тиринова, А.Б. Усова, В.Т. Чепиков, Н.Ф. Талызина и др.
В процессе учебной деятельности умение устанавливать причинно-следственные связи должно проходить несколько стадий. Первоначально данный приём логического мышления выступает в качестве предмета специального усвоения, затем как средство установления связей между предметами и явлениями, и наконец, как часть общеучебных умений, которыми должен овладеть младший школьник в начальных классах для успешного интеллектуального развития в последующих классах.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что обучающиеся начальной школы не всегда готовы устанавливать причинно-следственные связи. Часто для обучающихся, это действие представляет собой сложный, интегративный процесс познания действительности.
В своих исследованиях Ж. Пиаже говорил о том, что умение «обосновывать» или «доказывать» человек приобретает только к 14 годам. А обучающимся младших классов это неподвластно. Выготский Л.С. предложил свою теорию развития. В ее основе положение о том, что уровень психического развития ребенка определяется его воспитанием и обучением: "Правильно организованное обучение ребенка ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни целый ряд таких процессов развития, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными" [8]. Под руководством Выготского Л.С. было экспериментально доказано, что даже очень маленькие дети (4–5 лет) в результате обучения весьма быстро приобретают навыки доказывать, в частности, умение классифицировать и аргументировано обосновывать свои выводы.
Обучающиеся начальной школы способны развить умение «доказывать». Слово «докажи» часто встречается на уроках математики. Но и на остальных уроках в соответствии с федеральным государственным стандартом обучающимся должен уметь отстаивать свою точку зрения, знание которое считает наиболее верным.
Особенности логических действий младших школьников, по мнению Л.С. Выготского, состоят в том, что ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями, затем происходит переход к стадии формальных операций, а к моменту перехода в среднее звено он должен научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сравнивать, анализировать, устанавливать закономерности.
Таким образом, формирование логических универсальных учебных действий – важная составная часть психолого-педагогического процесса. Формирование логических универсальных действий у школьников способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов. Именно в процессе обобщения, анализа и сравнения происходит формирование логических универсальных учебных действий. Более того, основными причинами несформированности логических универсальных действий у школьников, являются: отсутствие учебных заданий на закрепление полученного умения; не хватает количества повторений для отработки какого-либо компонента; немало важным является сниженная учебная мотивация обучающихся; не умение интегрировать знания из одной области в другую, а также многие учебные задания необходимо выполнять по образцу, что, в свою очередь, не позволяет обучающимся рассмотреть проблему с разных сторон.
Мы проанализировали особенности группы познавательных универсальных учебных действий, наиболее подробно раскрыли особенности группы логических универсальных учебных действий, которые являются предметом дипломной работы. Также мы выяснили, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования данной группы универсальных учебных действий.
В материалах УМК «Школа России» представлена подробная характеристика уровней сформированности познавательных универсальных учебных действий в начальной школе. К третьему классу обучающие должны: ориентироваться в учебнике (определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания), самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, модель, иллюстрация), представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Мы изучили пути формирования логических универсальных учебных действий и познакомились с одним из направлений – использование педагогических технологий.
Изучая литературу, связанную с процессом формирования универсальных учебных действий, можно обратить внимание, что классификаций образовательных технологий большое количество. Наиболее подробная классификация образовательных технологий представлена в работе Г.К. Селевко. Для формирования познавательных универсальных действий младших школьников подходят следующие образовательные технологии:
  • Технология проблемного обучения;
  • Технология деятельностного метода;
  • Информационно - коммуникативные технологии;
  • Технология компетентно - ориентированного обучения;
  • Технология создания ситуаций выбора и успеха.
Изучив материалы, связанные с обучающими технологиями в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий, мы сделали вывод, что наиболее продуктивным для формирования познавательных (в том числе логических) универсальных учебных действий является технология проблемного обучения.
Список литературы 
  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
  2. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Ростов-на-Дону, 2009.
  3. Бейзеров В.А. Проблемное обучение / В.А. Бейзеров // Образование в современной школе. – 2011. – №12. – С.48-52.
  4. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - М.: Книжный дом «Университет», 2007. – 332 с.
  5. Гальперин П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М.: Аспект Пресс, 2013. – С. 52-62.
  6.  Калашникова Н.Г. Формирование у младших школьников общего умения решать задачи: схемы анализа, рекомендации, фрагменты уроков. Волгоград: Учитель, 2013. – 158 с.
  7. Котлярова Т.С. Педагогическое управление формированием универсальных учебных действий младших школьников: дис. … канд. педагог. наук. Омск, 2016. – 163 с.
  8. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения / Е.Л. Мельникова, науч. ред. А.А. Леонтьев. – М.: Боласс, 2008. – 60 с.
  9. Михеева Ю. В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования // Академический вестник. – 2011. – № 1(3) – С.46-54.
  10. Попова А.А. , Титаренко Н.Н. , Махмутова Л.Г. Универсальные учебные действия в начальном образовании: монография. – Челябинск: ООО «Фотохудожник», 2011. – 147 с.
  11. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.: Народное образование, 2006. – 556с.
  12. Фатеева Н.И. Образовательные программы начальной школы: учебник для студ. учреждений высш. образования / Н.И. Фатеева. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 16 с.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 класс) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/new_standards/3 (Дата обращения: 26.04.2021).
  14. Шабанова В.А. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников [Электронный ресурс]. – https://new-disser.ru/_avtoreferats/01007930763.pdf (Дата обращения: 13.04.2021).

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»