Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Программа внеурочной деятельности

Риторика для начинающих

Мосунова Виктория Витальевна
Возраст учащихся: 9-11 лет
Срок реализации: 1 год  
Пояснительная записка 
Программа курса «Риторика для начинающих» является модифицированной, социально-педагогической направленности.
Уровень освоения программы – общекультурный. 
            Актуальность.
Многолетний опыт работы словесников убеждает, что развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи – обучение общению. В наше время необходимо формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Значит, этим умениям надо целенаправленно учить, что и является предметом курса школьной риторики со своим содержанием и логикой построения.
Современная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная риторика – самостоятельная наука и самостоятельный учебный предмет. 
Педагогическая целесообразность программы «Риторика для начинающих» заключается в том, что учащийся осваивает основные правила общения, учить писать речи для публичных выступлений, пробует себя роли оратора. Он учится работать в проектном режиме и режиме многозадачности, общаться со сверстниками и взрослыми, работать в команде. 
Цель программы - развить коммуникативные умения, обучить эффективному общению в разных ситуациях, решению различных коммуникативных задач. 
Задачи:
  1. Обучающие:
  • изучение способов и приемов эффективного общения;
  • освоение приемов эффективной подачи текстов различного вида: вербальной и невербальной.
Развивающие:
  • развитие личностных и творческих способностей детей;
  • снятие внутренней напряженности при общении;
  • развитие способности четко ориентироваться в речевых ситуациях и вырабатывать соответствующее поведение.
  1. Воспитательные:
  • воспитание эстетического вкуса;
  • помощь в овладении навыками межличностного общения и сотрудничества;
  • возбуждение познавательного интереса, расширение горизонтов познания;
  • воспитание культуры общения, внимательного и ответственного отношения к работе;
  • воспитание уважения к культурным и национальным ценностям;
  • развитие толерантности.  
Адресат программы – программа разработана для школьников 3-4 класса (9-11 лет). Она ориентирована на учащихся, имеющих проблемы с выразительностью речи и заинтересованных в освоении навыков эффективного публичного выступления. 
Срок освоения программы: 1 год. Занятия проводятся 1 раза в неделю. 
Формы занятия:
  • практикум - самостоятельная работа, работа в парах и группах;
  • участие в дискуссии;
  • словесное рисование;
  • тренинги;
  • мастер-класс;
  • дидактические игры.  
Условия реализации программы
Программу реализует учитель начальных классов. Для проведения занятий необходимы компьютер, интерактивная доска, дидактические материалы. 
Ожидаемые результаты
Личностные:
  • ответственно относиться к результатам собственной деятельности;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;
  • использовать способность к самооценке на основе наблюдения за реакцией на результат своей работы;
  • уважать мнения окружающих, быть терпимым, отзывчивым по отношению к другим людям;
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками.
Предметные:
  • ориентироваться в речевых ситуациях;
  • подбирать средства вербального и невербального общения, согласно речевой ситуации;
  • определять вид текста;
  • редактировать тексты, используя общепринятые символы;
  • ясно выражать собственные мысли через слово, владеть грамотной устной и письменной речью;
  • использовать достаточный объём словарного запаса, грамматических и речевых средств;
  • продумывать и планировать структуру выступлений;
  • четко аргументировать собственную позицию.
Метапредметные:
  • самостоятельно определять цель предстоящей деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
  • понимать проблему, выдвигать и обосновывать собственное мнение, подбирать аргументы для его подтверждения;
  • строить устные и письменные высказывания в одном из жанров, формулировать выводы;
  • работать с различными источниками информации, находить её, анализировать, преобразовы­вать, использовать в своей деятельности;
  • налаживать эмоциональный контакт с собеседниками.  
Формы контроля освоения учащимися дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы   
Для отслеживания результативности образовательно  деятельности  по программе проводится: входной, текущий, промежуточный  и итоговый контроль.
Входной контроль: проводится в начале учебного года в виде комплексного теста для определения  уровня начальной подготовки.
Текущий контроль: текущие дидактические игры, тесты, оценка участие в подготовке школьного периодического издания.
Промежуточный контроль: проводится в середине учебного года (декабрь)  с целью выявления уровня освоения программы обучающимися и корректировки процесса обучения.
Итоговый контроль: проводится в конце учебного года (май) для определения уровня освоения программы.
 
Содержание программы 
Вводное занятие.
Теория. Техника безопасности. Предмет риторика. Его цели и задачи.
Практика. Входной контроль. Комплексный тест.
Раздел I. Общение  
Теория. Что такое общение? Речевая ситуация и речевые роли. Понятия адресант и адресат. Зачем мы говорим? Цели общения.
Практика. Карточки с заданиями по определению речевой ситуации. Дидактическая игра "Улыбка"
Раздел II. Учимся говорить        
Теория. Подготовленная и неподготовленная речь. Приемы подготовки речи: схема выступления. План - говорим подробно и кратко. Рисунки. Речевые отрезки и паузы. Особенности говорения. Тон речи. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд. Этикетные жанры. Вежливая просьба и требование. Формы утешения. Запрет и предостережение. Запрет строгий и мягкий. Похвала и комплимент. Вежливая оценка и вежливый отказ. Поздравление.
Практика.  Дидактические игры "Рисуем слово", «Активити», «Мимический крокодил», «Похвали соседа, «Будь тактичен!». Практические работы по определению речевых отрезков и подготовки открытки с поздравлением.
Раздел III. Учимся слушать и наблюдать
 Теория. Мы слушаем - нас слушают. Слушаем и стараемся понять. Слушаем, как говорят.  Знаки вокруг нас. О чем говорят картинки? Знаки-символы и знаки-копии.
Практика. Дидактические игры "Активити", "Немой рассказ", «Испорченный телефон», Практическое занятие по изготовлению «Герба семьи».
Раздел IV. Текст                 
Теория. Что такое текст? Типы текстов. Яркие признаки теста. Абзацные отступы. Редактирование. Приемы правки текстов.
Практика. Практические работы по определению ярких признаков текста, делению текстов на абзацы, редактированию.
Раздел V. Учимся писать текст.             
Теория. Типы текстов. Описание. Повествование. Классическая схема повествования. Рассуждение. Правила написания простого рассуждения. Ссылки на примеры, законы, цитаты.
              Практика. Дидактические игры «Загадки-описания», «Кубики историй», «Дебаты».  
Итоговое занятие.
Практика. Самостоятельная работа по написанию текстов для выступления на заданную тему.

Оценочные и методические материалы 
Литература для педагога
  1. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2013
  2. Школьная риторика: 2 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы в 2 частях./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Ювента, Баласс, 2017г.
  3. Школьная риторика: 3 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы в 2 частях./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Ювента, Баласс, 2016г.
  4. Школьная риторика: 4 класс: Учебное пособие для общеобразовательной школы./ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Ювента, Баласс, 2016г.
  5. Бонч-Осмоловская Т.Б, Федин С.Н., Орлов С.А. Занимательная риторика Раймона Кено. Москва, 2015 г.
  6. Шестакова Е. Говори красиво и правильно. Постановка голоса и речи. Москва, Питер, 2018 г.  
Литературя для обучающихся и родителей.
  1. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2000
  2. Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,1997
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1986.
  4. Школьная риторика. Учебные пособие для общеобразовательной школы. 2-4 классы/ Под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Ювента, Баласс, 2016г.  
Интернет ресурсы:
Календарный тематический план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«РИТОРИКА»
на 2019-2020 учебный год
для ____1______ группы _______1______ года обучения
_
 п/п Дата занятия Раздел/тема занятия Количество часов* Примечание
по плану по факту
1     Вводное занятие. Техника безопасности. Предмет риторика. Его цели и задачи. 1  
2     Входной контроль. Комплексный тест. 1  
Раздел I. Общение 3  
3     Что такое общение? Речевая ситуация и речевые роли. Понятия адресант и адресат. 1  
4     Зачем мы говорим? Цели общения. 1  
5     Дидактическая игра "Улыбка" 1  
Раздел II. Учимся говорить 17  
6     Подготовленная и неподготовленная речь. Приемы подготовки речи: схема выступления. 1  
7     Практическое занятие по составлению схемы выступления. 1  
8     Приемы подготовки речи: план. Говорим подробно и кратко. 1  
9     Практическое занятие по составлению плана выступления. 1  
10     Приемы подготовки речи: рисунки. Дидактическая игра "Рисуем слово". 1  
11     Речевые отрезки и паузы. Практическая работа по определению речевых отрезков. 1  
12     Особенности говорения. Тон речи. 1  
13     Мимика, жесты, поза. 1  
14     Дидактическая игра "Активити" 1  
15     Говорящий взгляд. Игра "Мимический крокодил" 1  
16     Промежуточный контроль. Тест, творческое задание. 1  
17     Этикетные жанры. Вежливая просьба и требование. Как правильно попросить? 1  
18     Формы утешения. Утешение. Как успокоить, поддержать, помочь? 1  
19     Запрет и предостережение. Запрет строгий и мягкий. 1  
20     Похвала и комплимент. Дидактическая игра "Похвали соседа". 1  
21     Вежливая оценка и вежливый отказ. Практическая работа "Будь тактичен!" 1  
22     Поздравление. Практическая работа: "Делаем открытку". 1  
Раздел III. Учимся слушать и наблюдать 4  
23     Мы слушаем - нас слушают. Дидактическая игра "Испорченный телефон" 1  
24     Слушаем и стараемся понять. Дидактическая игра "Активити". 1  
25     Слушаем, как говорят. Дидактическая игра "Немой рассказ". 1  
26     Знаки вокруг нас. О чем говорят картинки? Знаки-символы и знаки-копии. Практическое занятие "Герб семьи". 1  
Раздел IV. Текст 5  
27     Что такое текст? Типы текстов. 1  
28     Яркие признаки теста. Практическая работа по определению ярких признаков текста. 1  
29     Абзацные отступы. Практическая работа по делению текстов на абзацы. 1  
30     Редактирование. Приемы правки текстов. 1  
31     Практическое занятие по редактированию текстов. 1  
Раздел V. Учимся писать текст. 5  
32     Типы текстов. Описание. Игра "Загадки-описания" 1  
33     Повествование. Классическая схема повествования. Игра " Кубики историй" 1  
34     Рассуждение. Правила написания простого рассуждения. Ссылки на примеры, законы, цитаты. 1  
35     Итоговый контроль. Практическая игра "Дебаты" 1  
36     Итоговое занятие. 1  
    Всего часов 34  
                   
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»