Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здоровьесберегающие технологии в начальной
школе 
в рамках реализации ФГОС

Муравьева Анна Анатольевна
Ухудшение здоровья подрастающего поколения становится национальной проблемой. Так, по данным специалистов Минздрава России, абсолютно здоровыми в первом классе были признаны 4,3% наблюдаемых школьников, к концу обучения таких не осталось.
Поэтому на учителя начальной школы возложена огромная ответственность за создание особых, здоровьесберегающих условий обучения.  Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её  работы.
Никита Константинович Смирнов,  дал следующее определение: "Это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
Классификация здоровьесберегающих технологий
Специалисты, разрабатывающие данное направление в методологии, предлагают несколько классификаций здоровьесберегающих технологий, учитывающих разные аспекты. Наиболее общая классификация выглядит так:
  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности.
Анализ научно-методической литературы позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
  • Правило 1. Правильная организация урока.
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения. Во-вторых, главная цель учителя – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ.
  • Правило 2. Использование каналов восприятия.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.
  • Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
Доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
  • Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
1) 5–25-я минута – 80%;
2) 25–35-я минута – 60–40%;
3) 35–40-я минута – 10%.
Важно помнить, что ребенок, переходя из дошкольного отделения в начальную школу, зачастую испытывает стресс, который специалисты называют «адаптационная болезнь», ухудшается самочувствие, возникает страх перед школой. Чтобы максимально сгладить этот переходный период необходимо, чтобы условия, в которые попадает ребенок, были ему знакомы и понятны.
Поэтому важна согласованная работа воспитателя дошкольного отделения и учителя начальных классов.
Преемственность используемых здоровьесберегающих технологий один из факторов успешной адаптации к новым условиям обучения.
Важным аспектом благоприятной адаптации является преемственность педагогических наблюдений, которая позволяет учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Эту функцию выполняет служба психолого-педагогического сопровождения, которая проводит комплексное исследование адаптационного ресурса первоклассников.
  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
Возрастает значимость обстановки и санитарно-гигиенических условий в помещении. Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, наличие звуковых раздражителей- все это влияет на состояние школьников в процессе учебной деятельности, поэтому любая образовательная деятельность реализуется с учетом санитарно-эпидемиологических правил и норм.
  • Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения
Однообразность урока способствует утомляемости школьников .Утомление – возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека.
Во избежание усталости учащихся, учитель строит свой урок в соответствии с психологическими и физиологическими особенностями обучающихся.
Необходимо помнить, что число видов учебной деятельности, используемых учителем, должно быть не менее четырех. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы. Способом реализации поставленных задач является использование игровых технологии, которые также способны оказывать положительное влияние  на эмоциональное состояние обучающихся.
Для нивелирования стрессовых факторов на уроке важно использовать приёмы создания благоприятного психологического климата на уроке.
 Позитивный настрой урока, внимательное отношение к высказываниям обучающихся, похвала, одобрение, тактичная шутка учителя, использование самооценки, создание ситуации успеха-это не полный арсенал учителя, стремящегося обеспечить психологический комфорт обучающегося на уроке.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
С целью увеличения объёма двигательной активности школьников, в режим дня учащихся можно вводить динамические  паузы и подвижные перемены, использовать пальчиковую и дыхательную гимнастику.
Регулярное выполнение зрительной гимнастики позволяют минимизировать вред и обеспечивают эффективную профилактику снижения остроты зрения, вызванного перенапряжением. 
С целью обучения учащихся здоровому образу жизни, формирования полезных привычек, а также проведения самоанализа собственного поведения в рамках здоровьесбережения, возможна работа с дневником здоровья. В данном издании содержатся интересные задания, познавательные  факты, важные наблюдения, позволяющие детям сделать необходимые выводы.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий  позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

 
  1.  Бабанский Ю.К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – 1982. – 480 с.
  2.  Кукушин В.С. Теория и методика обучения / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с.
  3. Перепелкина А. В. Здоровьесберегающая деятельность /А.В. Перепелкина.-Волгоград: Учитель,2015.-205с.
  4. Potapenko O.I. (2015). Здоровьесберегающие технологии в школе. Инновационные технологии в науке и образовании, 187-190. Cheboksary: SCC "Interaktiv plus", LLC.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»