Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование здоровьесберегающих технологий
в урочной и внеурочной деятельности
учащихся начальной школы

Белова Татьяна Александровна
По последним данным статистики, здоровых детей в школе становится все меньше и меньше. Специалисты отмечают, что эта проблема возникает не только с физическим здоровьем, но также происходит увеличение  числа неадекватных психических проявлений, которые наблюдаются у детей. Это беспокоит как  родителей, так и учителей, поэтому в школах учителя и воспитатели используют здоровьесберегающие технологии, как в урочной, так и внеурочной работе.
Здоровьесберегающие технологии в обучении - это совокупность условий, методов и приемов, способствующих максимальному сохранению, а также укреплению не только физического, но и нравственного и духовного здоровья обучающихся. Главная цель, использования этих технологий, - создание условий направленных на сохранение здоровой  психики и организма ребенка, а также на расширение знаний ребенка о необходимости охранять свое здоровье.
Кроме того, среди технологий направленных на сохранение здоровья в работе с детьми выделяют  две группы мероприятий: санитарно-гигиенические и педагогические. Гигиенические меры здоровьесберегающих технологий предусматривают включение следующих элементов:
  • условия, создаваемые в помещении в виде хорошего освещения, температурного режима, вентиляции, проведения регулярной уборки;
  • организация здорового питания;
  • оснащение мебелью и другими предметами, в соответствии с физическими данными детей, а также с учетом состояния их здоровья.
Среди технологий  направленных на сохранение здоровья детей можно выделить следующие группы:
  1. Методы сохранения и укрепления здоровья ребенка (динамические паузы, подвижные игры, ритмопластика, спортивные и эстетические занятия, расслабление, дыхательные упражнения, зарядка для глаз)
  2. Технологии воспитания здорового образа жизни (диалоги о здоровье и игры на развитие коммуникации , точечный самомассаж).
  3. Коррекционная технология(цветовая терапия, сказкотерапия, музыкальное сопровождение , психогимнастика, логопедия и фонетический ритм)
Данные группы здоровьесберегающих технологий включают:
  • Организационно-педагогические технологии, которые входят в определенные этапы урока и помогают  снять переутомление и увеличить работоспособность детей.
  • Технологии психолого-педагогического плана зависят  от работы учителя/ воспитателя на занятиях и с ее влияния на учащихся.
  • Технологии образовательного характера, которые включают разработки по сохранению здоровья у детей и ведению здорового образа жизни.
Построение урока с использованием здоровьесберегающих технологий должно идти так, чтобы организм и психика испытывали минимальную нагрузку в процессе обучения, это позволит ребенку эффективнее усваивать изучаемый материал.
Самыми простыми и эффективными педагогическими приемами являются:
  • регулярная смена активности обучающихся (более пяти раз за урок);
  • пропорциональное распределение нагрузки на детей, так чтобы напряженная работа приходилась на середину урока/занятия;
  • использование игровых форм работы, которые требуют от детей движения;
  • создание дружественной атмосферы доверия, где дети могут смело высказывать свое мнение и задавать вопросы;
  • содействие в установлении благоприятной эмоциональной атмосферы, когда учитель шутит на уроке, и тем самым расслабляет учеников
В начальных классах у большинства детей навык концентрации внимания развит слабо, поэтому в урок необходимо включать  зарядку для глаз и дыхательную гимнастика. Дети хорошо их воспринимают, и польза от этих упражнений  видна сразу по ходу урока.
Как используются технологии, направленные на сбережения здоровья детей? Урок, с использованием данных технологий, основан на потребности детей в саморазвитии, а также на их интересе подражать и накапливать знания. Во избежание перегрузки и утомления учащихся, учителю необходимо строить урок/занятие, отталкиваясь от возможностей детей удерживать свое внимания. В этом случае учителю нужно будет менять виды работ на уроке, четко рассчитывать время, для выполнения каждого задания.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках предполагает использование различных подходов, которые способствуют развитию памяти, внимания, воображения  во время отдыха учащихся. К ним относятся:
  • рациональное распределение учебного времени с индивидуальным дозированием объемов нагрузки;
  • чередование самостоятельно выполненных заданий: слушания, ответов на вопросы, чтения, письма и других;
  • выполнение различных заданий (тестовых, по перегруппировке, по нахождению и классификации ошибок и т.д.);
  • проведение физкультминуток, игровых пауз, психологической разгрузки;
  • контроль за осанкой учеников, за изменением их позы в зависимости от вида учебной деятельности.
 Для уменьшения нагрузки на учащихся, учитель может использовать познавательные беседы, которые вызовут интерес у детей. Данные знания позволят им оставаться здоровыми людьми. Например, истории о вредных и здоровых привычках, о диете, , о питании, правилах гигиены, которые соблюдают жители других стран и др.
Положительные аспекты  включения здоровьесберегающих технологий в урок:
1. Усвоение знаний у детей происходит быстрее и успешнее.
2. Приобретение жизненных навыков проходит без стресса. 
3. У детей возникает желание заботиться о своем здоровье.
4. Происходит креативное развитие детей.
Во внеурочной деятельности важным аспектом является расслабление, которое позволяет снять негативное давление, которое оказывают различные факторы на организм ребенка. Применение релаксации снимает психическое напряжение, дает ученикам возможность переключиться на другой вид работы и испытать позитивные эмоции. Это могут быть постановки небольших сценок, разговоры со сказочными персонажами, танцевальные паузы, пение коротких веселых песенок. Расслабление - это состояние покоя, которое возникает при снятии стресса. Для этого хорошо использовать спокойную музыку.
Также во внеурочной деятельности ученики младших классов любят игры, которые являются неотъемлемой частью здоровьесберегающих технологий. Ведь игра-это вид расслабления, благодаря которому появляются позитивные эмоции, и повышается работоспособность детей. Это позволяет ребенку раскрыться, дает возможность проявить самостоятельность и сообразительность, а также получить одобрение одноклассников, а также более глубокое понимание окружающего мира.
Пение-это своего рода расслабление, которое может прервать монотонность учебной деятельности. Именно поэтому учитель должен применять его во второй половине урока/занятия, когда у детей накопилось напряжение, появилась усталость и работоспособность снизилась. Также исполнение песни  приносит здоровье, т.к. помогает активизировать работу дыхательного аппарата, способствует развитию памяти, слуха, и в то же время повышает интерес к уроку.
Физкультминутки должны стать неотъемлемой частью на любого урока/занятия. Иногда учителя неохотно делают на уроке остановку для проведения динамической паузы. Объясняя это тем, на уроке  представлен «богатый материал, для которого необходимо больше времени, каждая минута дорога». Но для школьников физические упражнения  - это необходимость, потому что урок для каждого из них - это работа, которая ведется практически без движений. И это очень трудно для гиперактивных детей. Вот почему так важно, чтобы учитель включал в урок динамические паузы, которые помогут детям быстро расслабиться и переключиться на другой вид работы, а также т снимут мышечное напряжение и улучшат работоспособность.
Регулярное использование дыхательных упражнений на уроке/занятие также необходимо для сохранения здоровья детей. Если ребенок начинает осмысленно глубоко дышать, выполняя определенные упражнения, то его активность на уроке повышается .
Эмоциональная разрядка хороша как на уроках, так и на занятиях по внеурочной деятельности. Если учитель показывает ребятам поучительные, но юмористические картинки и произносит смешные четверостишия и поговорки, то в эти моменты у детей происходит снятия умственного напряжения. Еще одним моментом, снимающим напряжение на уроке, является смех. Поэтому маленькие юмористические истории по теме урока будут вызывать смех, снимать напряжение и улучшать работоспособность детей.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»