Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование технологии смешанного обучения в начальной школе 

Волкова Ольга Валерьевна
Уже более десяти лет во всем мире, а с недавнего времени и в нашей стране, используется технология смешанного обучения.
Данная технология предполагает смешивание традиционной классно-урочной системы и современного цифрового образования.
Детей в классе много, на каждого времени не хватает. Совершенно иная ситуация происходит при электронной форме обучения, где учитель контактирует непосредственно только с учеником. Моделей смешанного обучения уже в сегодняшней нашей практике существует немало, но наибольшую популярность приобрел за последнее время так называемый перевернутый класс.
Что переворачиваем? Как переворачиваем, а главное, зачем?
Каждый день педагоги сталкиваются с проблемой, когда учащиеся на уроке принимают позицию слушателей, а учитель объясняет материал.
Если нас это не устраивает, значит надо что-то менять в своей педагогической деятельности.
Возьмём любой урок, любой класс, любой предмет. Что делает учитель?
В классе учитель доносит информацию до учеников, показывает презентацию, видео. А дома учащиеся выполняют задания.
В основном задания, которые ребёнок выполняет дома, требуют когнитивных навыков более высокого уровня, чем те, которые выполняют в школе при поддержке учителя и при возможности задать вопрос классу. Задания в школе более лёгкие. Это одна из тех причин, по которой домашнее задание может оказаться невыполненным.
Перевёрнутый класс предполагает эти 2 деятельности, учебную деятельность в классе и учебную деятельность дома, перевернуть.
Прочитать параграф, посмотреть обучающее видео ученик может и дома. С этим справится любой. И вот когда ребёнку материал, просмотренный дома станет непонятен, когда у него появятся вопросы, вот тогда он имеет возможность задать эти вопросы учителю онлайн или придёт в класс и задаст их учителю.
И смысл этого в том, чтоб ученик как раз и пришёл с этим вопросом. Когда он приходит в класс без вопроса, без запроса, просто так, формально, садится и мы ему передаём информацию, он потом что-то делает, нам это обратно пересказывает.
Суть перевёрнутого обучения совсем иная. Посмотреть 7 минутное видео с учебным материалом ученик может и дома. А в классе он эту информацию использует для чего-то.
Основной фокус идёт на учебную деятельность в классе. Задача школы заключается не в том, чтобы дать объём знаний, а в том, чтобы научить учеников учиться. Идея не новая, но нереализованная или реализована частично. Перевёрнутый класс позволяет эту задачу реализовать.
До урока учащиеся получают от учителя задание: посмотреть обучающее видео, ответить на вопросы самопроверки.
Дальше дети готовят вопросы учителю. Педагог идёт на урок, уже зная, какие вопросы учащимся непонятны. Часто эти вопросы выходят за рамки того, что сам знает учитель.  Учитель понимает, как организовать деятельность на уроке, чтобы запросы детей были удовлетворены.
В этом и есть смысл перевёрнутого класса, когда ребёнок приходит с внутренним вопросом, мы не можем говорить о низкой мотивации ученика, она у него достаточно высока. Ключевая фраза перевёрнутого класса – организация познавательной деятельности на уроке. Учащиеся действуют, совместно работая в группах.
Таким образом, применение данной технологии позволяет...
- заинтересовать детей;
- осуществить дифференцированный подход;
- организовать учебный процесс с учётом потребностей учащихся;
- ученики получают ответы на свои вопросы
- освобождается время на уроке для практического применения знаний
- решаются задачи формирования предметных, личностных и метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных) УУД.
Личностные  
На обычном уроке, когда учитель объясняет материал, для формирования личностных УУД мало возможностей.
А вот система работы с использованием технологии перевернутого урока способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка на уроке, дает ему возможность почувствовать владение материалом-как базой для дальнейшей деятельности. Ведь дома он может готовиться в удобное для него время, просматривать видеоролики, или другие ресурсы несколько раз, пока не разберется с материалом. И на уроке ему уже есть что сказать, что ответить. Формируется позитивная самооценка, самоуважение, происходит осознание взаимосвязи между затраченными усилиями и результатом на уроке, осознаются границы собственно знания и незнания, формируется мотивация к учению.
Регулятивные УУД (целеполагание, умение планировать, корректировать деятельность и т.п. )
Технология «Перевернутый урок» очень хорошо работает на развитие этого блока умений. Дело в том, что со временем ребенок понимает, что хорошо, качественно выполненная домашняя работа помогает ему быть успешным на уроке. Разобравшись с теоретическим материалом дома, он уже готов приступать к практическим заданиям на уроке под руководством учителя. Кроме того, ученики привыкают к тому, что могут сами, самостоятельно усваивать знания. Оказывается, в некоторых случаях, необязательно присутствие учителя рядом, они осознают себя как человека, умеющего самостоятельно добывать знания. Вырабатывается привычка к самостоятельной работе, умение планировать и отслеживать свой результат, расставлять приоритеты и регулировать свою деятельность, правильно расставлять акценты целеполагания.
Коммуникативные УУД
В полной мере эта технология помогает развивать коммуникативные учебные действия: умения высказывать свою точку зрения, прислушиваться к мнению другого человека, умение работать совместно… Этому способствуют такие формы работы как работа в парах, групповое обсуждение домашнего задания или решение задач в группе. При «защите» выполненного домашнего задания, предъявлении своих решений, дорожных карт формируются навыки презентации, выступления, навыки организации беседы, навыки дискуссии, то есть коммуникативные компетенции.
Познавательные УУД
-осуществление поиска необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
-выделение существенной информации из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
-устанавливление причинно-следственных связей;
-моделирование экологических связей в природных сообществах.  
Ресурсы в помощь педагогу:
1. Мастерская Марины Курвитс. Таллин, образовательный блогер, практик и автор вэбинаров по перевёрнутому классу,
2. Инга Тихоновецкая. Учитель начальных классов из Минска.
3. Рыбаков фонд "Шаг школы в смешанное обучение"
4. Core— это онлайн-платформа конструирования образовательных материалов и проверки знаний с обратной связью.
Данный конструктор был создан в рамках проекта "Национальная Открытая школа".  С его помощью учитель может создавать интерактивные уроки, интерактивные рабочие листы.
5. Сервис LearningApps .
Learningapps.org - сервис для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам. Сервис LearningApps.org позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Поражает широта возможностей, удобство навигации, простота в использовании. При желании любой учитель, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс – небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля. И сделать это на достаточно качественном уровне.
6. Сlassroomscreen.
7. Plickers —приложение, позволяющее мгновенно оценить ответы всего класса и упростить сбор статистики.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»