Музейная педагогика в школе.
Раскрытие художественно-эстетического образа природы
на уроках истории искусства в начальной школе.
Семенова Елена Сергеевна
кандидат педагогических наук
учитель истории и мировой художественной культуры
ГБОУ средней общеобразовательной школы № 38 Санкт-Петербурга
Музейная педагогика в школе — одно из новых инновационных явлений современного образования детей и подростков. Включение культуры и искусства в школьный образовательный процесс способствует формированию психологической и нравственной готовности подрастающего человека быть активным субъектом происходящих культурно-исторических процессов своего поколения, своего времени. Вне зависимости от возраста, социальной среды, наличии особых талантов все люди имеют равное право к осознанию и постижению того художественного наследия, которое создано мировым цивилизационным процессом, своей творческой самореализации.
Музеи являются той уникальной средой, которая коллекционирует, реставрирует, просвещает и делает доступным для каждого явление культуры. Экскурсовод на экспозиции прежде всего занимается просвещением своей аудитории, его рабочий инструмент — это предмет коллекции музея. И это, прежде всего, та увлекательная беседа, которая строится вокруг экспозиционного объекта. Расширение горизонтов образования , мотивация непрерывного образования и самообразования являются тем великим благом, которое дает нам каждое посещение музея.
У преподавателя школы сверх задача — индивидуальное развитие ребенка, учет его индивидуальных потребностей, возможностей, профессиональное видение в нем еще не реализованных творческих задатков. Талантливые учителя побуждают детей к самореализации, интуитивно чувствуют «зону их ближайшего развития» ( Л. Выготский).
Музейная педагогика в школе предполагает творческое взаимодействие двух образовательных систем — школы, как учреждение образования, и музея — как учреждения культуры и просветительской деятельности.
Введение в школу дополнительного послеурочного образования сделало возможным на организационным уровне решить задачу интеграции образовательных задач школы и музея.
Интегрированные творческие занятия в школе и в музее способствуют расширению образовательных горизонтов , развитию природных способностей , мотивируют творческую самореализацию личности школьника.
Для системы дополнительного образования детей младшего школьного возраста нами разработана и успешно внедряется в практику программа пропедевтического курса «История искусства». Цель программы — формирование художественной и эстетической культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, развитие эмоционально ценностного отношения к явлениям истинного искусства. В основе построения курса лежит принцип интеграции предметов гуманитарного и художественно-эстетического цикла: истории искусства, литературы, истории Отечества, живописи, музыки. Программа знакомит детей с азбукой изобразительного искусства, его различными видами и жанрами, учит смотреть и понимать живопись. Занятия в школе мотивируют посещение музеев.
Вопросы формирования эстетической культуры восприятия природы органично включены в изучение темы «Пейзаж — жанр живописи».
Как известно, мир природы всегда манил человека своей загадочностью, таинственностью, созвучием его настроениям, гармоничностью и вселенским порядком. Античная эстетика и эстетика классицизма представляли природу как сферу идеалистического сосуществования.
Все наделялось красотой лишь в той мере, в которой она приближалась к абсолютной гармонии, то есть к подражанию природе. Философами и поэтами природа очеловечивалась, во внешнем проявлении природы усматривались человеческие свойства и способности. История искусства дает убедительные подтверждения тому, что элементы пейзажа содержатся в самых древних памятниках искусства.
Зарождение пейзажа в европейском искусстве было ознаменовано заменой условных золотых фонов пейзажными, нередко превращающимися в широкую панораму мира. В пейзажных фонах своих произведений художники стремились подчеркнуть созвучие человеческого и природного начал, воплотить представление об идеальном мире. Пейзаж становится носителем высокого эстетического содержания.
Для русского искусства пейзаж стал важным средством восприятия и передачи любви к родине. Именно эта черта отличает искусство И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана.
В их работах пейзаж становится выражением глубокого психологизма и гражданского пафоса.
Использование интернет-ресурсов сделало доступным подбор зрительного ряда , он представлен репродукциями с картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Озеро. Русь», «Золотая осень», «Владимировка», «Над вечным покоем».
Для создания соответствующего эмоционального настроения учащихся в урок органично включены фрагменты музыкальных произведений: симфонические зарисовкам Г. Свиридова «Весна», «Осень», «Пастораль», пьеса «Октябрь» П.И. Чайковского из фортепьянного цикла «Времена года».
Одновременный просмотр слайдов и прослушивание музыки позволяет естественно и органично «погрузить» ребенка в трепетный и живой мир искусства, вызвать глубокие эмоциональные чувства при восприятии пейзажной живописи.
На уроках истории искусства мы знакомим детей более подробно с биографией и творчеством И. Левитана.
Исаак Левитан (1860-1900 гг.) вошел в историю русского искусства как создатель «Пейзажа настроений». Тонкая пленэрная живопись Левитана раскрывает оттенки самых различных состояний, ее связь с космической гармонией мира. Его творчеству присущи богатство поэтических ассоциаций. Здесь и яркость, праздничность картин «Золотая осень», «Март», «Озеро. Русь» и скорбная одухотворенность образов природы в работах «Владимировка», «Над вечным покоем». Для его живописи характерна и конкретная узнаваемость природы средней полосы России и глубокие философские обобщения.
Комментарии учителя к просмотру картин можно обогатить чтением фрагментов стихов, раскрывающих пленительный мир природы.
Удивительно органично к картине «Золотая осень» подходят поэтические строки А.С. Пушкина:
Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса...
Рассматривая картину, дети сами восстанавливают знакомы строки:
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
Сотворчество учителя и учащихся, радость узнавания вносят особый эмоциональный настрой в познание художественного образа природы.
В эмоциональный строй картины «Владимировка» тонко и органично вписываются стихи Сергея Есенина:
Нивы сжаты, рощи голы.
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога...
Ей сегодня примечталось,
Что совсем — совсем немного
Ждать зимы седой осталось...
Учителю необходимо раскрыть детям и социально-критический смысл картины, рассказать о нищете и бесправии народа в условиях пореформенной России, страшном голоде, бунте крестьян, оказавшихся без земли. Именно по Владимирскому пересылочному тракту шли закованные в кандалы тысячи и тысячи бунтарей, осужденных на вечную каторгу в Сибири.
Для закрепления материала можно поставить такие вопросы:
-
Какими выразительными средствами пользуется художник?
-
Как колорит картины передает безысходность, мрачное и трагическое настроение художника при виде социального зла?
-
Объясните, как вы понимаете слова «Природа выражает чувства человека на своем языке?
-
Почему надо учиться понимать «язык природы»? Как художник разговаривает с нами на языке и природы и языке живописи?
-
В чем загадка картин пейзажной живописи?
-
Назовите музеи, в которых хранятся картины И. Левитана.
Задание на дом носит рекомендательный характер: подобрать репродукции пейзажной живописи. Найти стихи, в которых природа наделена человеческими способностями. Найти музыкальные произведения, в которых природа чувствует, разговаривает, врачует душевные раны человека.
Следующий урок «Цвет в живописи» мы начинаем с объяснения роли личного восприятия художником разных явлений природы. И здесь ребятам помогает сказка-импровизация о Холодных и Теплых Красках. По сюжету этой сказки ребята сами превращаются в Художников Волшебников. Но одни Художники служат Снежной Королеве, в их палитре только холодные цвета и краски. А другие Художники находятся на службе Солнечного Лучика, и они весь мир одаривают теплом и светом, заполняющим палитру теплых красок.
Под созерцательную элегическую музыку фа минорного ноктюрна Фредерика Шопена художники начинают оживлять окружающий мир. Условия игры жесткие — можно пользоваться только красками своей палитры.
Каково же удивление ребят, когда в конце игры, рисуя осенний пейзаж под одну и ту же музыку, они получают картины совершенно разного эмоционального настроения.
Блещут золотом и щедрым плодородием осени картины художников Солнечного Лучика.
Плачут синими слезами осеннего дождя картины художников Снежной Королевы.
Так, сами для себя дети открывают один из важнейших законов художественно-эстетического восприятия мира: человек, его чувства, его личное отношение к окружающему миру лежит в основе понимания красоты, добра, зла. И художественный образ природы одухотворен сознанием человека. Ему, человеку, защищать и воспевать природу, ее вечную красоту и силу, жить в гармонии и душевном равновесии с ней. Человек и Природа не разделим как дети единого Мироздания.
Тему «Пейзаж — жанр живописи» мы заканчиваем просмотром картины «Над вечным покоем».
Для этой картины характерна атмосфера космической бесконечности, всевластия природы и единства с миром людей. И эту атмосферу драматизма, психологической напряженности удивительно точно и глубоко передает роман Георгия Свиридова к драме
А. С. Пушкина «Метель». Обращаясь к личным переживаниям ребенка, музыка пробуждает творческую фантазию, будит в его душе эстетические потребности в Красоте и Гармонии.
Спросите детей, как они хотят закончить эти уроки? Они ответят:
- Мы хотим рисовать...под музыку... пейзаж … какой он у нас в душе...
– « Ну, что же, давайте, порисуем...
И еще... Мы ведь видели только репродукции картин.
Даже самые лучшие из них не дают представление о настоящей картине как шедевре живописи.
И самое интересное у нас еще впереди... Это посещение и Русского музея в Санкт-Петербурге и поездка в Третьяковскую галерею в Москву.
И новое узнавание картин, как великого шедевра человеческого гения, бессмертия истинного искусства во времени , труда, мыслей , таланта людей созидающих и творящих свое пространство бытия по законам Красоты.
В заключении хочется сказать, что эстетическая культура восприятия природы предполагает осознание красоты и гармонии окружающего мира. И культурно-эстетическое развитие учащихся , эмоционально-ценностное отношение к природе находится в зависимости от эмоционально-эстетической отзывчивости детей на произведения искусства. Это возможно достичь, погружая ребенка в культурно-эстетическую среду искусства живописи, музыки, художественного слова, пробуждая в нем жажду самостоятельного творчества. Такой элемент сотворчества, сопереживания как свободные эскизные зарисовки увиденного и услышанного является обязательным дидактическим условием урока. Одновременно, в процессе познания художественного образа природы в произведениях искусства совершенствуется восприятие органов чувств, формируются духовная культура ребенка связанная с восприятием и эстетическим переживанием художественного образа.
На этапе первых самостоятельных шагов в школе к познанию искусства необходимо приобщать детей к посещению художественных музеев.
Посещение художественных музеев показывает, каким интересным и безграничным является процесс познания искусства и его истории, способствует формированию устойчивых потребностей в развитии своего духовного мира и эстетических потребностей. «Предстаяние» перед истинным шедевром, вершит свою работу, дает новые творческие впечатления и формирует потребность в освоении новых видов творческой человеческой деятельности.
Выход за стены школы в музей — это выход в реальный мир взрослых, где сформированные эстетические потребности являются источником позитивного восприятия мира, украшением жизни человека, мотивацией для его самореализации.
Для творческих разработок уроков на эту тему
учителю можно порекомендовать познакомиться
со следующей литературой:
Алехин А.Д. Когда начинается художник,- М., Владос, 1994
Бойко А.Г. Информационно-коммуникационные технологии в музейно-педагогической деятельности: Учебное пособие. Спи.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2007
Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968
Выготский Л.С. Психология развития человека. М., 2005
Дмитриев Н.А. Краткая история искусства. - М., 1990
История мировой культуры : Новейший справочник школьника. Составитель Ф. Капища,
Т. Колядка. М., Слово, Экспорт. - 2007
Малая история искусства: в 10 те. - М., 1972 — 1991
Семенова Е.С. Использование акмеологических технологий в музейно-педагогической деятельности учителя мировой художественной культуры. Электронный журнал . Экстернат РФ. 2012
Столяров Б.А. Музейная педагогика. История. Теория. Практика. М., Высшая школа, 2004
Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. Учебное пособие для студентов гуманитарных -художественных факультетов. - СПб.: Специальная литература , 1999
Йеменский Б. М. Педагогика искусства. М., 2007
Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. - М., 1966
Юный художник: Энциклопедический словарь. - М. Педагогика, 1983