Проектная деятельность учащихся на уроках по окружающему миру
Беляева Ольга Александровна
В настоящее время преподавание в школе должно соответствовать требованиям ФГОС второго поколения. Это предполагает использование разнообразных новых методов и приемов работы. Один из них это - проектная деятельность учащихся. Данная деятельность используется как в старшей, так и в начальной школе. Проектная деятельность может использоваться и в урочное время , и во внеурочной работе. Создание проектов - это увлекательная, но трудоемкая работа, которая предполагает постановку целей, выдвижение гипотезы, доказательство или исследование и выводы.
Проект « Необычные свойства воды» разработан по теме « Вода» 3 класс УМК « Школа 21 00. В данном проекте учащиеся рассматривали те свойства воды, которые не описываются в учебнике. При работе над проектом в течении нескольких месяцев учащиеся класса доказывали необычные свойства воды, проводя различные опыты, изучая дополнительную литературу. Данный проект дети с успехом защитили на школьной научной конференции.
Необычные свойства воды
Содержание
|
Введение |
3 |
1глава |
Основные физические свойства воды |
4 |
2глава |
Удивительные свойства воды |
7 |
|
Выводы |
12 |
|
Список литературы |
13 |
Тема: Необычные свойства воды.
Обоснование выбора темы. С водой мы сталкиваемся ежедневно и она занимает важнейшее место в жизни всего живого. С одной стороны- нет ничего более простого и доступного на планете, как вода, с другой – более загадочного и уникального.
Гипотеза- предположим, что вода обладает уникальными свойствами.
Объект- вода.
Цель исследования- доказать, что вода необычное вещество.
Задачи исследования:
- проанализировать литературу и информацию в Интернете по данной проблеме;
- провести наблюдения за основными состояниями воды, её физическими свойствами;
- определить и выделить удивительные свойства воды;
- провести эксперименты, доказывающие её уникальность;
- понаблюдать, как человек использует необычные свойства воды;
- сделать выводы.
Методы исследования: анализ, наблюдение, эксперимент(опыт).
Введение
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты просто необходима для жизни, ты есть сама жизнь. Ты величайшее в мире богатство, но и самое непрочное. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое так легко спугнуть» .
(французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери).
Что такое вода? Разве она только та бесцветная жидкость, что налита в стакан? Океан, покрывающий почти всю нашу планету - это вода. В нём миллионы лет назад зародилась жизнь. Тучи, облака, туманы, несущие влагу всему живому на земной поверхности, - это ведь тоже вода. Бескрайние ледяные пустыни полярных областей, снеговые покровы, застилающие почти половину планеты, - и это вода. Без неё не возможна жизнь и деятельность человека. Вода- наиболее распространенное, доступное и дешевое вещество. Она и дорога, и среда обитания животных, и «добытчик» электрического тока, и «транспортное средство» питательных веществ к клеткам растений и животных. И наконец, без неё не обойтись в быту. Вода- это чудо природы. (приложение рис.1)
Нынешняя наука, с легкостью рассуждает о галактиках и черных дырах, но не всегда может пояснить, как «работает» элементарная вода.
В своей исследовательской работе мы собрали информацию о воде из разных источников- из книг, научно- популярных фильмов и Инетернета. Проанализировали её и выделили свойства воды, которые придают ей уникальность.
1 глава
Основные физические свойства воды
Мы провели наблюдения и доказали, что объект нашего исследования уникален по сравнению с другими веществами на Земле. Не одно вещество не может «похвастаться» таким количеством свойств, которые делают его незаменимым в нашей жизни. Выделим некоторые из них:
- не имеет запаха, вкуса и формы;
- текучее;
- прозрачное и бесцветное;
- растворяет другие вещества. (приложение рис. 2)
Единственное вещество на планете, которое может находится в 3х состояниях:
- жидком- вода;
- твердом- лед;
- газообразном- пар; (приложение рис. 3)
Ученым известно, что тело человека почти на 2/3 состоит из воды.
|
|
|
Человек может прожить без воды не более восьми дней, а в пустыне смертельное обезвоживание организма наступает уже через сутки. Потеря 6-8% воды от общего веса тела приводит к обмороку. Потеря же 25% жидкости смертельна для человека. Учеными подсчитано, что для того чтобы себя хорошо чувствовать, взрослому жителю умеренных широт необходимо выпивать от двух до трёх литров воды в сутки, а человеку, живущему в пустыне - семь с половиной литров. Можно рассчитать необходимое количество воды для себя. Это 40 граммов на килограмм массы тела. Т.е. если участник проекта Рита весит 30 кг, то ей нужно выпить 1,2 литра в день, а участник Рома -40кг соответственно – 1,6 литра в день. Если не придерживаться этих норм, то снижается работоспособность, появляется усталость.
Вода занимает 3/4 поверхности земного шара
Из воды состоит 4/5 растения.
|
|
|
|
|
Докажем, что вода находится в растениях. Для этого проведем опыт.
Опыт №1.
Выделим из свежей древесины воду. Мы поместим кусочек в сухую банку, закроем крышкой и поставим на горячую батарею.
Результат: при нагревании на стенках банки образовались мелкие капельки воды. (приложение рис. 4)
Вывод: вода содержится в растениях.
Докажем, что вода «нужна всем».
Опыт №2.
Возьмём две фасолины, одну положим на сухую ватку, другую на мокрую.
Результат: через 3 дня на мокрой ватке у фасоли появился росток, а на сухой фасоль засохла. (приложение рис. 5)
Вывод: вода необходима для начала и продолжения жизни.
Мы рассмотрели основные физические свойства воды, всем известные. Но есть и удивительные. Мы их используем в повседневной жизни, не замечая их уникальность. Эти свойства и представляют для нашего проекта наибольший интерес.
2 глава
Удивительные свойства воды
- Хотите получить награду в 1 тысячу фунтов стерлингов от Британского Королевского химического общества? Надо всего лишь объяснить с научной точки зрения, почему в некоторых случаях горячая вода замерзает быстрее, чем холодная!
Еще в древности Аристотель обращал внимание на это. В средние века ученые пытались объяснить данный феномен. Затем об этом неудобном факте забыли. И только в 1968 году «вспомнили» благодаря школьнику Эрасто Мпембе из далекой от всякой науки Танзании, который случайно заметил этот факт.
Проведем эсперимент и понаблюдаем за горячей и холодной водой в морозильной камере.
Опыт № 3.
В ячейки для льда нальём теплую воду 35 ° С и поставим в морозильную камеру, засечем время превращения воды в лёд.
Тоже самое проделаем с холодной водой-0,5 ° С.
Результат: тёплая вода превратилась в лед через 20 минут;
холодная вода превратилась в лед через 25 минут;
Для опыта необходима вода пределенной температуры.
Вывод: горячая вода замерзает быстрее, чем холодная при определенных условиях. (приложение рис. 6)
Производители мороженого и бармены используют этот эффект в своей повседневной работе, но никто в действительности не знает, почему это работает.
- В ходе работы над проектом мы обратили внимание, что вода может перемещаться самостоятельно.
Опыт №4.
Возьмем 3 стакана, в два из них нальём воду. Третий оставим пустым и к нему перекинем «мостики» из бумажных салфеток.
Результат: вода по «мостикам» « перешла» в пустой стакан, уровень воды в 3х стаканах стал почти одинаковый.
Вывод:вода может подниматься вверх без посторонней помощи. (приложение рис. 7)
Это удивительное свойство помогает растениям получать влагу из почвы и перемещать от корней по стеблям к листьям. Зная такую способность воды, можно домашние растения надолго оставлять без полива. Для этого необходимо сделать нехитрое устройство. (приложение рис. 8)
- Мы задумались, а какая вода быстрее будет подниматься вверх?
Опыт №5.
Возьмет 2 стакана: №1- с теплой водой и №2 -с холодной водой;
две полоски картона, один конец которых окрашен в разные цвета маркерами;
опустим концы полосок картона в стаканы;
Результат: краски маркера на полоске в тёплой воде поднялись вверх быстрее и выше, чем в холодной. (приложение рис. 9)
Вывод: теплая вода поднимается вверх быстрее холодной.
Теперь нам понятно почему растения нужно поливать теплой водой. Не потому что от холодной они могут «простудиться» и «заболеть», а потому что теплая вода доставит необходимые питательные вещества из почвы и живительную влагу быстрее.
- Когда мы любуемся рыбками в аквариуме, они всегда кажутся нам больше, чем есть на самом деле. Выясним почему?
Опыт №6.
В один прозрачный стакан нальём воду, другой оставим пустым. Поставим игрушечную фигурку сначала за пустой, затем за наполненный водой.
Результат: за пустым стаканом размеры фигурки не изменились, а за стаканом с водой значительно увеличились. (приложение рис.10)
Вывод: вода зрительно увеличивает предметы.
- В холодное время года наши квартиры теплые благодаря паровому отоплению. А почему именно вода в батареях?
Опыт №7.
Поставим металлический ковшик на плиту.Через 10 секунд его нельзя взять в руки-он раскален. В этот же ковшик нальем стакан воды и поставим на плиту. Доводим до кипения, на это нужно уже больше времени. Переливаем горячую воду из ковша в стакан с ложкой.
Результат: Через десять минут ковш остыл, а стакан нельзя взять в руки. Вода нагрела ложку и стенки стакана.(приложение рис.11 )
Вывод: У воды есть свойство долго удерживать тепло. Оно и самое доступное текучее вещество. Поэтому именно вода в наших батареях.
- Всем известно, что зимой необходимо поддерживать паровое отопление. Иначе вода остынет, замерзнет и батареи лопнут.
Опыт № 8.
Возмём бутылку, нальём воду и поместим её в морозильную камеру холодильника.
Результат: вода замерзла и расширилась, её объём увеличился и бутылка треснула.(приложение рис.12)
Вывод:
1. вода при низких температурах превращается в лед;
2. вода при замерзании расширяется.
- Многие ученые, изучающие воду, утверждают, что она способна менять свою структуру под воздействием любой информации. Даже эмоции человека оказывают сильное влияние на воду.
Опыт №9.
Возьмем три горшка, поместим их в одинаковые условия и посадим фасоль. Возьмем 3 банки с одинаковой водой. Каждой горшок поливаем «своей» водой. Поливая фасоль, будем передавать воде информацию разного характера:
№1 -добрые, хвалебные слова, петь песни, читать стихи;
№2- молчим;
№3- ругаем воду;
Результат: росток фасоли пророс в горшке
№1- на 3-й день,
№2- на 4-й день,
№3- на 5-й день.
Вывод: вода способна накапливать, передавать информацию другим объектам, состоящим из воды .
(приложение рис. 13)
Объект нашего исследования кажется будничным и естественным только на первый взгляд. Опытным путем мы убедились в необычности многих его свойств. Эти свойства- подарок всему живому на Земле.
ВЫВОДЫ:
В таблице представлены удивительные свойства воды, которые мы доказали опытами.
Таблица № 1.
Свойства воды.
1 |
содержится в растениях |
2 |
необходима для начала и продолжения жизни |
3 |
горячая замерзает быстрее, чем холодная при определенных условиях |
4 |
может подниматься вверх без посторонней помощи |
5 |
теплая поднимается вверх быстрее холодной |
6 |
вода зрительно увеличивает предметы |
7 |
долго сохраняет тепло |
8 |
расширяется при замерзании |
9 |
может менять свои свойства под воздействием информации |
Свойства уникальны |
|
Вода- необычное вещество |
Задачи проекта |
|
Гипотеза |
выполнены |
подтверждена
|
Цель исследования |
достигнута |
Список литературы и источников.
- «Тайная жизнь воды» ЭмотоМасару.
- «Тайны воды» Олег Арсенов.
- Журнал «GEO.
- «Наука и жизнь».Электронное издание. http://www.nkj.ru/
- «Знание-сила»-научно-популярный журнал http://www.znanie-sila.ru/
Фильмы:
«Необычные свойства воды»
http://www.youtube.com/watch?v=NQQbrgjGukI
«Великая тайна воды»
http://www.youtube.com/watch?v=YuyQiBBGxvs
«Вода. Новое измерение» http://www.youtube.com/watch?v=u4y1mNHW8is
Список
|
|