|
Урок по окружающему миру «В гости к весне»
По программе Плешакова А.И., УМК «Школа России»
Алексеевой Анны Алексеевны
Тема урока: «В гости к весне», весенние изменения в природе.
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Личностные результаты:
- понимают необходимость и важность бережного отношения человека к природе.
Межпредметные результаты:
- умеют устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, понимают связь между живой и неживой природой,
- высказывать и аргументировать своё мнение.
- умеют работать в парах и в группах,
- отделять значимую информацию от второстепенной,
- давать оценку своей работе и работе товарища.
Предметные результаты:
- ученики знают весенние изменения в живой и неживой природе,
весенние месяцы, названия раннецветущих растений.
- учатся наблюдать за изменениями в природе
Оборудование урока:
Карточки для проверки домашнего задания,
тексты для работы в группах,
учебник А.И. Плешакова «Окружающий мир 3 класс»,
рабочие тетради по окружающему миру А.И.Плешакова,
таблички с названиями весенних явлений,
презентация «Берегите первоцветы» автор Нечаева О.,URLwww.viki.ru
Используемые образовательные технологии: исследовательские методы обучения, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве.
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, в парах, в группах.
Этапы урока с описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Содержание учебного материала, деятельность учителя |
Содержание учебного материала, деятельность ученика
|
1.Организационный |
|
Приветствие. Организация работы. |
Приветствие. Подготовка к уроку. |
2.Проверка домашнего задания. |
|
Организует проверку домашнего задания. Предлагает провести взаимопроверку в парах. Подводит детей к определению темы урока. |
Самостоятельно ищет ответы на вопросы теста. Проверяет ответы соседа. Исправляет ошибки. В ходе проверки домашнего задания дети определяют тему урока |
3.Вводно- мотивационный |
|
Предлагает ученикам высказаться по данной теме, обращается к опыту и знаниям по данной теме. Ставит проблемную задачу.
|
Выражает своё мнение и эмоции. Проявляет активность в обсуждении, вступает в дискуссию. Осознаёт важность получения новых знаний новых знаний |
4. Актуализация знаний |
|
Организует работу в группе. При необходимости - помогает. Предлагает обменяться мнениями, оценить представленные рассказы.
|
Распределяет «роли» в группе. Работает над заданием. Осуществляет само- и взаимоконтроль. Оказывает помощь. Слушает докладчика. Высказывает свои суждения. Работает в парах.
|
5.Физкультминутка. |
|
Организует проведение (читает текст) |
Делает упражнения |
6.Работа в тетради |
|
Организует выполнение работы, её проверку |
Выполняет задание с помощью учебника. |
7.Работа с доской |
|
Организует выполнение работы, её проверку, направляет. |
Анализирует информацию, учится отделять причину от следствия. |
8.Просмотр презентации |
|
Показывает презентацию |
Смотрит, ищет ответ на поставленный вопрос, запоминает названия растений. |
9.Рефлексия (подведение итогов урока) |
|
Побуждает к свободным высказываниям. Предлагает оценить собственную деятельность. Помогает увидеть хорошее в ответах других детей, создаёт положительную мотивацию у учащихся. |
Анализируют собственную деятельность, деятельность своих товарищей. Составляет свой рассказ о приходе весны.
|
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята!
Проверьте, всё ли у вас лежит на парте, что нам нужно на уроке?
Давайте вспомним наши правила работы.
Говорим вежливо,
называем собеседника по имени,
отвечаем по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
если непонятно, переспросите товарища,
уважаем мнение собеседника.
2. Проверка домашнего задания.
Ученики получают карточки, на которых написаны вопросы по предыдущей теме урока – «Водоёмы».
1. Искусственный водоём - (Водохранилище)
2. Место, где река впадает в озеро или море (устьЕ)
3. Углубление, по которому течёт река (руСло)
4. Самый большой естественный водоём (океаН)
5. Без этого не может прожить ни человек, ни животное, ни растение (водА)
- Обменяйтесь с соседом карточками, давайте проверим, что получилось.
Если вы посмотрите внимательно, то, увидите, что из подчёркнутых букв получится слово. Какое? – ВЕСНА.
- Давайте вспомним, как называли это время года наши предки (весна – красна, утро года). Почему, как вы думаете?
3. Работа с новым материалом.
А сейчас сядьте по группам, каждая группа получит своё задание.
Тема заданий общая - весна.
Но задания у каждой группы будут свои.
1 группа
Народные названия весенних месяцев. Запомни, как в народе называли весенние месяцы, почему?
Первыми признаками наступления весны принято считать движение соков в стволах деревьев, распускание почек. Принято считать, что весна переменчива: "Весна непостоянна, как мачеха: то повеет теплом, то нагонит холодов с железных гор - с севера", "Весна да осень - на дню погод восемь", "Весна сутки мочит, а час сушит", "Красна весна, да холодна еще". |
Март Начало нового года по народному календарю приходится на время пробуждения природы от спячки к новой жизни, новой радости приближающегося цветения. На Руси новолетье приходилось на март, на дни весеннего равноденствия. Название месяца «март» пришло на Русь поздно и выводится от римского бога войны – Марса, считавшегося покровителем земледельцев. Однако в народе всегда продолжали бытовать древнеславянские названия месяца: сухий, протальник, солнцегрей, водотёк, капельник, грачевник иотражали они природные явления этого времени года – затяжную борьбу тепла и холода. |
Народные названия: Снегогон, Берёзозол, Цветень, Зажги Снега, Заиграй Овражки. Апрель воду подбирает, цветы раскрывает. Апрель Землю красит. В апреле земля теплеет и воду разливает. Апрель ленивого не любит, проворного голубит. |
Народные названия: Травень, Светозарник, Розацвет, Цветень, Птичий Пересвист, Соловьиный Месяц.
2 группа Расскажи, какая весна бывает? Когда она начинается по календарю? Когда начинается весна у астрономов, метеорологов, по природным явлениям? |
Погода весной переменчива. Весны бывают короткие и затяжные, ранние и поздние. «Ранняя весна ничего не стоит». Поздняя весна благотворно влияет на развитие живой природы, она наступает в начале апреля. «Поздняя весна не обманет». Длинные сосульки - к долгой весне. Ранний вылет пчел - к долгой, затяжной весне.
По астрономическому календарю первым днем весны считается день весеннего равноденствия 21 или 22 марта.
Метеорологическая весна начинается с устойчивого перехода средней суточной температуры воздуха через ноль градусов. Начало весны - примерно 12 марта, окончание - 5 мая.
По фенологическому календарю весна начинается с проталин среди белого снега и зацветания серой ольхи, оканчивается в пору отцветания фруктовых деревьев и опадания плодов вяза. Средний срок весны около 85 дней (ориентировочно с 18 марта по 10 июня).
Согласно Лесному календарю Бианки весна - время массового прилета птиц на родные гнездовья. Первыми прилетают птицы, улетевшие последними, а последними - улетевшие первыми: грачи, скворцы, жаворонки, зяблики. Последними прилетают птицы, имеющие яркое оперенье, - зимородки, варакушки, малиновки и другие. Самыми последними прилетают иволги, уже тогда, когда деревья покрываются яркой молодой листвой.
В марте-апреле линяют зайцы, белая куропатка, ласка.
У зайчихи появляется приплод - настовики, т.е. ровесники наста; детеныши у барсучихи; у лосей. Обычно рождаются два рыжих лосенка - бычок и телочка.
3 группа
Запомни и расскажи всему улассу 5 самых интересных, на твой взгляд поговорок о весне.
Попробуй объяснить, почему так говорят.
О весне в народе говорят:
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Весной час упустишь, днем не наверстаешь.
Весна - что девушка: не знаешь, когда заплачет, когда засмеется.
Вода на лугу - сено в стогу.
Весною день упустишь - годом не вернешь.
Рано затает - долго не растает.
Ранняя весна - признак того, что летом будет много непогожих дней.
Когда весенняя вода пойдет, а лед держится, то это к плохому году.
Если весной снег тает быстро, а вода бежит дружно - к мокрому лету.
Весною как грязь, так и хлебушка даст.
Перелетная птица течет стаями - к дружной весне.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
Когда весною появляется много мышей - это предвещает голодный год.
Если встретишь весной белого зайца, то снег обязательно выпадет еще.
Поздняя весна не подведёт, не обманет.
Весною сверху печёт, а снизу морозит.
Весной и оглобля травой обрастает.
Матушка весна всем красна.
Увидел на вербе пушок – и весна на шесток.
Весною сутки мочит, а час сушит.
Три похолодания случаются весной: на птицу, на вербу и на черёмуху.
4 группа.
Подготовь краткий пересказ про четыре весны.
Вряд ли кому приходит на ум, что за один сезон мы встречаем четыре весны! Каждая со своим характером, своими особенностями, своим названием: Весна света, Весна воды, Весна зелени и Предлетье.
Настоящий праздник света! Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые, начинается прилёт птиц. Распускаются первые цветы-серёжки на деревьях и кустарниках. По ним теперь легко будет определять смену событий природного календаря. С цветением ольхи и орешника (лещины) кончается Весна света.
От каждой группы выступает один ученик, остальные участники группы могут дополнять его ответ.
|
А сейчас отдыхаем – физкультминутка.
Весна, весна! Пришла весна! (хлопки)
Тепло на крыльях принесла! (прыжки)
И вот на самом солнцепеке (ходьба)
С поднятой гордой головой,
Расцвел подснежник голубой. ( Руки в сторону)
Он весь пушистый, серебристый (приседания)
На солнце маленький стоит. (прыжки)
Посланец он весны надежный
Он не боится холодов (наклоны туловища)
За ним придут цветы другие
Он первенец среди цветов! (повороты влево-вправо).
4. Работа в «Рабочей тетради»
А теперь давайте поработаем в тетрадях. Откройте их на странице 36. С помощью учебника выполните задание по вариантам. (1 вариант - примеры весенних явлений в неживой природе. 2 вариант – в живой природе).
5. Работа по закреплению новых знаний
После того, как дети выполняют задание, выполняется проверка – на доске в 2 столбика вывешиваются таблички с записями.
1 столбик – неживая природа. (Солнце греет, дни длиннее, снег тает, ледоход, половодье, дождь, первая гроза). 2 столбик - живая природа (появляются почки, первоцветы, прилетают птицы, у животных появляются детёныши, просыпаются звери, которые впадали в спячку и т.д.)
Ребята, посмотрите на первый столбик и скажите, какое из весенних явлений должно стоять самым первым и почему? (если нужно учитель подводит детейк мысли, что солнце стало не только светить ярче, но и стоит выше над горизонтом – это причина всех изменений).
Приведите пример связей в природе. Дети выходят к доске соединяют стрелками слова в двух столбиках.
6.Просмотр презентации
А какие растения называют первоцветы? Чем они отличаются от других растений?Первоцветы - это первые цветы, которые появляются после холодной зимы. Они вырастают быстро. Где же источник силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников? Если осторожно выкопать растение из земли, можно увидеть маленькую коричневую луковичку. Эта «подземная кладовая», которую растение наполняет за весну и лето, и позволяет пробуждаться ему так рано.
Давайте посмотрим презентацию об этих удивительных растениях.
Презентация «Береги первоцветы!»
7. Подведение итогов урока. Попробуйте составить рассказ о приходе весны, перечислив весенние изменения в природе.
- Что вам было интересно на уроке делать?
- Что вам было интересно на уроке узнать?
- Какие вопросы были сложными?
- За что вы можете себя похвалить? Что получилось?
- Чьё выступление понравилось и запомнилось особенно?
8.Домашнее задание
Читать учебник с.86-89
Тетрадь задание №4