Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Элементы занимательности как средство снятия умственного напряжения

на уроках окружающего мира

 

Михайлик Алла Фёдоровна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №391 г. Санкт-Петербурга

 

Издавна начальная школа была важным звеном в образовании и  воспитании молодого  поколения.  Ребенок  младшего  школьного  возраста   податлив   на воспитывающее  воздействие  извне. Для младшего школьника характерно стремление к деятельности, к  контактам  с людьми, что позволило сделать вывод, что важнейшими  развивающими  способамиявляются деятельность и общение.

      В дошкольном детстве основным  видом  деятельности  детей  была  игра,которая предоставляла им большие  возможности  для  общения.  С  приходом  в школу меняется  их  деятельность:  ведущей  становится  учебная.  Однако  не должно быть резкой границы в деятельности  ребенка  при  переходе  в  школу. Учебная деятельность должна «вырастать»  из  игровой.  Поэтому  и  на  этапе школьного обучения игра должна занимать определенное место.

      Использование  игр  в   учебном   процессе   помогает   активизировать деятельность     ребенка,     развивает      познавательную      активность,наблюдательность,  внимание,  память,  мышление,  поддерживает   интерес   к изучаемому, развивает творческое  воображение,  образное  мышление,  снимает утомление у детей, так как игра делает процесс  обучения  занимательным  для ребенка.

Форма занимательных упражнений может быть различной: ребусы, кроссворды, чайнворды, викторины, загадки, отрывки из рассказов писателей-натуралистов. Учитель может использовать различные формы проведения уроков: уроки - сказки, уроки - игры, уроки - путешествия, уроки – викторины, КВНы, уроки – экскурсии.

Применение занимательных упражнений носит вспомогательный характер, объем используемых понятий ограничен конкретной целью урока.

Использование игровых моментов на уроке активизирует не только внимание, мышление, память, но и развивает устную речь учащихся, снимает умственную усталость. Помогают снять умственную усталость и разнообразные физкультурные минутки в ходе урока.

Использование различных форм игровых моментов позволяет сделать учебные занятия интересными, увлекательными, познавательными, снимать умственную усталость учащихся, что весьма важно для детей, которые не посещали дошкольное учреждение.

Среди арсенала эффективных методических средств важное место занимают дидактические игры, которые в этом случае пронизывают учебную деятельность младшего школьника.

Методически правильное включение игры в урок не отвлекает от учения, а способствует интенсификации умственной работы, делая ее более привлекательной, интересной.

Обучение в игре – скрытое обучение. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, и задача обучения им не осознается.

Занимательность вообще и игры в частности дает учителю возможность  не только по-новому преподнести научные  знания,  но  и  значительно  расширить средства для формирования и развития представлений и понятий учащихся о  тех или иных  природных  явлениях,  развития  у  учащихся  интереса  к  изучению окружающего мира. Она дает возможность детям в увлекательной,  яркой,  игровой форме усваивать новый материал, обогащать ранее полученные знания.  Уроки  с применением игровых ситуаций становятся радостными,  увлекают  учеников,  подталкивают  к поисковой деятельности, ставят перед  задачей  решить  проблемную  ситуацию, найти  самостоятельное  решение.  Систематическое  включение  занимательного материала в уроки,  помогает  не  только  обогатить,  разнообразить  учебно-воспитательный процесс,  но  и  заставляет  детей  по-другому  взглянуть  на окружающий  мир.  Это  взгляд  любознательной,  ищущей,  пытливой  личности-любителя, охранника природы.

Многообразие игр, используемых на уроках, велико, однако каждая из них выполняет конкретную задачу, которая решается в ходе осуществления компонентов игры. Ими являются: дидактическая задача, игровой замысел, игровое начало, игровые действия, правила игры и подведение итогов.

Занимательные упражнения увязываются с темой конкретного урока и направлены на достижение поставленных целей. Эти занимательные упражнения имеют форму игры.  «Надо не забывать, что игра для ребят самая настоящая работа». (Н. К. Крупская)

Внимание – основное условие успешного обучения, считал К. Д. Ушинский. Активизация познавательной деятельности, активизация внимания – эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок.

 «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения. » (К. Д. Ушинский)

Занимательный материал для работы можно найти в книгах и журналах, например:

     1. Игры и загадки на уроках природоведения: Методическое пособие. - С.-Пб, 1995

     2. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе:  Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль,                «Академия развития», 1997

     3. Мифтакова Л.Н. Игры  и  игровые  задачи  на  уроках  природоведения «Начальная школа», № 9, 1994

     4. Рутцова Н.С. Кроссворды  на  уроках  природоведения.  -  «Начальна школа», №6, 1994

 

    Библиография

 1. Крупская Н.К. Педагогические соч. - М., 1959, т. 3

 2. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. - М.-Л., 1948-1952, т. 5

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»