Использование проектных технологий
при изучении курса "Окружающий мир"
в начальной школе
Александрова Нелли Львовна
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (4) Его отличительной особенностью является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Устанавливаются требования к результатам обучающихся: личностные, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся; метапредметные, включающие освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями; предметные, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.С введением новых требований к подготовке учащихся в школы стали возвращаться хорошо забытые старые технологии. Одной из них является "метод проектов".
Полат Е. С. даёт такое определение: метод проектов – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. (2)
Метод проектов возник еще в начале XX столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
«Метод проектов» приобрел известность в различных странах. В России использовался в школьном и вузовском обучении в 20-х гг XX века. Хорошо был известен С.Т.Шацкому, В.Н.Сороке-Росинскому и многим другим. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода в образовательную практику. Наиболее полно идеи Дж. Дьюи были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко. (1)
После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
Суть технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы: мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; обучающиеся: обсуждают, предлагают собственные идеи); планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); информационно-операционный (обучающиеся: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, сам является информационным источником); рефлексивно-оценочный (обучающиеся: представляют проекты, участвуют в обсуждении содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности) (2)
В курсе "Окружающий мир" за 2-ой класс по ОС "Школа 2100" авторами даётся обширнейший материал по географии, который детям за несколько часов, отведенных на изучение этих тем, не усвоить. И здесь спасительным оказывается метод проектов. Авторы системы являются сторонниками этой технологии: "Прежде всего мы рассматриваем работу над проектами как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий): организационных (регулятивных); интеллектуальных (познавательных); оценочных (личностных); коммуникативных. " (5)
По доминирующему в проекте методу выделяются: исследовательские; информационные; творческие; игровые; практические.
Учителем был выбран информационный. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Задачами проектной деятельности являются: обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении работы); формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); умение анализировать (креативность и критическое мышление); умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию); формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Принципы организации проектной деятельности: проект должен быть посильным для выполнения; создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.); вести подготовку учащихся к выполнению проектов (чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта); обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и рефлексия; в том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта и получить индивидуальную оценку; обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
К важным факторам проектной деятельности относятся: повышение мотивации учащихся при решении задач; развитие творческих способностей; формирование чувства ответственности; создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Опираясь на вышеизложенные задачи и принципы, учащимся предложили тему "Природные зоны". Был вывешен список из шести природных зон: пустыня, тайга, степь, тундра, горная экосистема и зона ледяных пустынь, они выбирали одну. Затем учащимся предоставлялся план характеристики зоны: 1) показать природную зону на карте; 2) рассказать об особенностях климата (зима, лето); 3) свойственный пейзаж, почвы; 4) представители флоры (растительного мира); 5) представители фауны (животного мира).
В каждой группе набралось в основном по 5 человек. Учащиеся самостоятельно должны были распределить между собой вопросы так, чтобы один человек собирал информацию по одному пункту плана.
По продолжительности проведения проекты могут быть: краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках; средней продолжительности (от недели до месяца); долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев)
Для детей младшего школьного возраста подходит проект средней продолжительности, так как малыши быстро потеряют интерес, если долго не видят результата своей деятельности.
Преимущества групповых проектов: в проектной группе формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко; на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуативный лидер: генератор идей, исследователь, оформитель продукта, режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Итог работы над проектом - стенгазеты, сделанные детьми.
В результате наблюдения за учащимися в процессе работы над проектом учитель выявил ряд проблем: не всех детей удаётся мотивировать; вмешательство родителей, некоторым проще самим сделать, чем довериться ребёнку; были учащиеся, которые совершенно не хотели и не могли работать в команде; часть учащихся пытались сделать всё сами, чем договориться с членам группы.
Но, не смотря на проблемы, проектная деятельность младших школьников способствует: осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной культуры личности; развитию творческих способностей и активности учащихся; формированию проектного мировоззрения и мышления, формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности; обеспечению целостности педагогического процесса; адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни.
Список литературы:
1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
2. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. − М.: ВЛАДОС, 2000. − 347 с.
3. Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства» http://bg-prestige.narod.ru/proekt/ (дата обращения: 25.02.2013)
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от « 6 » октября 2009 г.
5. Сайт Образовательной системы "Школа 2100" http://www.school2100.ru/uroki/extra/projects.php (дата обращения: 25.02.2013)