Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» в 4-ом классе

Русские землепроходцы

Хямяляйнен Наталья Юрьевна,
учитель начальных классов ГБОУ
гимназии № 406 Санкт-Петербурга
Тип урока Урок открытия новых знаний
Авторы УМК УМК «Перспектива» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая.
Технологии  ИКТ, технологии обучения в сотрудничестве, проблемное обучение.
 
Цель Содержательная: способствовать расширению представлений уч-ся об окружающем мире; сформировать представление о начале освоения земель Азии и русских первопроходцах.
Деятельностная: создать условия для развития исследовательских навыков уч-ся; содействовать развитию умения наблюдать, делать выводы, развитию коммуникативной культуры, информационных, поисковых умений.
Задачи - обобщить и систематизировать знания о развитии разных направлений деятельности людей;
- сформировать представления о подвижниках, землепроходцах;
-развивать память и зрительное внимание;
-развивать логическое мышление и воображение;
-формировать умение работать с картой;
-развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
-формировать умение определять и формулировать цель и задачи познавательной деятельности
-совершенствовать умение слушать;
-воспитывать уважение к отечественным деятелям;
-воспитывать чувство патриотизма;
-воспитывать нравственные качества;
-формировать ценностное отношение к труду и достижениям человечества.

 
Планируемые образовательные результаты Предметные УУД:
-умение работать с учебником и дополнительной информацией;
- развитие кругозора, интереса к истории.
Личностные УУД:
-интерес к познанию окружающего мира;
-ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
-понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-уметь определять и формулировать цель на уроке;
-учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
-планировать свои действия в связи с поставленной задачей;
-понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
Коммуникативные УУД:
-осуществлять самооценку учебных действий, сотрудничать при работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-слушать и понимать речь других; уметь работать в паре, группе; формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
-строить небольшие сообщения в устной форме;
-уметь ориентироваться в своей системе знаний;
-ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию;
-отличать новое от уже известного; добывать новые знания;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
-обобщать и подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня.

 
Образовательные ресурсы: Учебник Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая, презентация с элементами анимации, физическая карта России, тетрадь
Оборудование: классная доска, экран, раздаточный материал для работы в группах
Формы и методы обучения. Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический.
 
 
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный Здравствуйте ребята, проверьте свои рабочие места, на них не должно быть ничего лишнего.  Сегодня на уроке вы узнаете много фактов, дат и имен, поэтому будьте очень внимательны.
 
(Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.)
Проверка готовности к уроку.
Самоконтроль готовности.
Реакция на учителя, внимание.

 
2.Актуализация опорных знаний. Мотивация.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3.Постановка проблемы. Формулировка темы урока. Подготовка к восприятию.
- Посмотрите на слайд и назовите раздел, в котором мы работаем.
- Сегодня на уроке продолжим путешествие по реке времени.
- Нам предстоит познакомиться с событиями каких веков?
- Перед путешествием предлагаю повторить пройденный материал о событиях этих веков.

 1) На слайде №2 в предложениях нужно вставить верные слова.
 
 
 
 
 
 
 
 2) На слайде №3 задание: соедините понятие с его определением.
  
3) На слайде №4 задание: назовите понятие по определению.
  
 
- В царствование Ивана IV росло и укреплялось государство, обогащалось важнейшими достижениями русской культуры.
- Этому способствовали люди, которых называли … ?
- В Русском государстве XVI-XVII вв. служилых и промышленных людей, организаторов походов в Сибирь и на Дальний Восток стали называть …?
Они прокладывали пути там, где раньше не ступала нога человека. Они часто рисковали своей жизнью, добывая новые знания о Земле, ее богатствах.
- Тема нашего урока-путешествия «Русские землепроходцы».
- Подберите синонимы к слову «землепроходцы» (слайд №5)
- Известна тяга русского человека к неизведанным местам. Почти 500 лет назад за Уральскими горами лежали неведомые, неисследованные земли. Рассказывали, что у людей там будто бы собачьи головы, а глаза на плечах. Огнестрельного оружия те люди не знали, а воевали копьями и стрелами. Сказочно богаты были эти земли пушниной – соболями, белками, песцами, а также моржовым клыком.
 
- Почему наше исследовательское путешествие будет называться «Встречь солнцу»?
(Слайд №6,7 – физическая карта «Московская Русь 14–16 веках», «Территория Российского государства начала 17 века»)
 
- Выберите на слайде вопросы, на которые ответит наше путешествие - исследование (слайд №5)

 
Просмотр слайда и ответы на вопросы.


Поднимают руки, отвечают.
 


 









Учащиеся для ответа используют карточки с цифрами и буквами.

 
 Учащиеся сверяют по тетради (д\з) толкование понятий и дают ответы.
 
 
 
 
 Учащиеся отвечают и называют известных (по материалу учебника с.36-37, 2 часть) подвижников этого времени.
  
Учащиеся отвечают и называют термин «землепроходцы».
 
 
 
 
 
 
Учащиеся называют синонимы: первооткрыватели, первопроходцы, путешественники (слова появляются на слайде, затем тема урока)
 

 
 
 
 







Ответы учащихся (по материалу учебника с.38, 2 часть)
(За Уральские горы, на восток, навстречу восходу солнца)
 
 
 
Учащиеся называют вопросы, тем самым формулируя цели и задачи урока. (Лишние вопросы убираются приёмом анимации).

 
ФИЗМИНУТКА
4.Изучение нового материала
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
- На восток «Встречь солнцу», в просторы Сибири и Дальнего Востока пошли русские люди «ко всякому труду и ратному делу способные».
- Как вы думаете какими качествами должны были обладать эти люди, первопроходцы?
- Обратите внимание на территорию за Уральскими горами. (Слайд №8 «Карта природных зон России»). Какая природная зона преобладает? (Тайга). Какие погодные и природные условия ожидали землепроходцев, особенно зимой, в тайге?
 
- Итак, отправляемся в путешествие.
- Путешествовать будем по группам. Каждая группа отправляется в путь со своим землепроходцем, о котором нам приготовит короткое сообщение.
 
 
 
 
 
 
Подведение итогов работы групп.
- Напомню вопросы по теме нашего урока (Слайд №5)
Как звали первопроходцев? Какие территории открыли русские землепроходцы?
- Чтобы получить на них ответы вы поработали в группах с новой информацией и провели небольшое исследование, используя географические карты.
- Сейчас каждая группа выступит с коротким сообщением, а в остальных группах нужно продолжить заполнение таблицы новой информацией о землепроходце.

 
 
 
 
 
Учащиеся дают варианты ответов (физически сильные, отважные, наблюдательные, …)
 
Ответы учащихся. (Суровая зима, дремучие хвойные леса, крупные хищные звери и т.д.)
 
 
 
 
 
 
Учащиеся объединяются в группы (5-6 человек) по месту посадки.
Каждая группа получает раздаточный материал: короткое сообщение о землепроходце и его открытиях, карточка – толковый словарик (+ слайд №9), инструкция, карточка с таблицей, которую учащиеся заполняют сначала про своего путешественника, а затем про землепроходцев других групп. (Приложение).
Учащиеся на партах имеют Физическую карту России (в учебнике «Окружающий мир», с.50-51, 1 часть) для того, чтобы обозначить путь землепроходца на современной карте (через прозрачный лист маркером).
Время работы групп 5–7  минут.
 
 
 
 
 
 
 
Выступление группы, слушают выступление, смотрят слайд, заполняют таблицу новыми данными.
(Слайды №10, 11, 12, 13, 14, 15; приложение)
5.Подведение итогов. Обобщение изученного.
 
 
 
 
 
 
 
6.Рефлексия.

 
- А теперь подведём итоги нашего путешествия.
- На какой вопрос мы ещё не ответили по теме нашего урока?
Работа с информацией на слайдах №16, 17, 18 (приложение)
- Откройте тетради, сформулируйте коротко и запишите 2-3-мя предложениями ответ на последний вопрос нашего урока - путешествия.
Листок с таблицей о русских землепроходцах нужно вклеить в тетрадь дома.
- Что нового узнали на уроке?
- Какой русский первопроходец запомнился больше и почему? 
- Все на уроке замечательно потрудились на отметку «5». Спасибо.

 
Слайд №5 смотрят, называют вопрос. (Какое значение для государства имели открытия новых земель?)
Учащиеся первоначально дают свои ответы, а затем дают более точные ответы, используя информацию на слайдах.
Делают запись в тетрадях.
 
 
 
Ответы учащихся.
7.Творческое домашнее задание. Подготовить устный ответ на вопрос:
- Если бы я был(а) русским первопроходцем, то куда бы я отправился и какие бы территории нашей России начал открывать и осваивать?
Коротко записывают в тетрадь д\з
 
 
 Приложение
Раздаточный материал.
Инструкция
  1. Прочитать сообщение.
  2. Обозначить путь путешественника на современной карте (маркером на плёнке; плёнку приложить к карте учебника)
  3. Заполнить первую строчку таблицы, используя материал сообщения.
  4. Подготовить краткое выступление (по таблице или по предоставленному материалу)
  5. Во время выступления групп записывать полученную информацию в таблицу.
Таблица
Имя и фамилия землепроходца Время путешествия (год) Путь (географические объекты) Результат и значение открытия
       
       
       
       
       
       
 
Толковый словарик
Остро́г (острожек) — фортификационное сооружение (опорный пункт), постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4–6 метров. Этимология названия связана с глаголом «строгать». Изначально острогом называлась сама ограда из острых кольев и плетня, устраиваемая во время осады неприятельских городов на Руси.

 
 
 
 
 

 
 
Используемые источники:
  1. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. М.:ВАКО. 2015. – 416 с.
  2. Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М., Саркисян Ю. В. «Окружающий мир». Методическое пособие с поурочными разработками: 4 класс. М.: Просвещение. 2012. - 191 с.
  3. Сайт infourok.ru библиотека.
  4. Сайт https://resh.edu.ru/
  5. Сайт nauka.club
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»