Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» в 4-ом классе
Русские землепроходцы
Хямяляйнен Наталья Юрьевна,
учитель начальных классов ГБОУ
гимназии № 406 Санкт-Петербурга
учитель начальных классов ГБОУ
гимназии № 406 Санкт-Петербурга
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Авторы УМК | УМК «Перспектива» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. |
Технологии | ИКТ, технологии обучения в сотрудничестве, проблемное обучение. |
Цель | Содержательная: способствовать расширению представлений уч-ся об окружающем мире; сформировать представление о начале освоения земель Азии и русских первопроходцах. Деятельностная: создать условия для развития исследовательских навыков уч-ся; содействовать развитию умения наблюдать, делать выводы, развитию коммуникативной культуры, информационных, поисковых умений. |
Задачи | - обобщить и систематизировать знания о развитии разных направлений деятельности людей; - сформировать представления о подвижниках, землепроходцах; -развивать память и зрительное внимание; -развивать логическое мышление и воображение; -формировать умение работать с картой; -развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; -формировать умение определять и формулировать цель и задачи познавательной деятельности -совершенствовать умение слушать; -воспитывать уважение к отечественным деятелям; -воспитывать чувство патриотизма; -воспитывать нравственные качества; -формировать ценностное отношение к труду и достижениям человечества. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные УУД: -умение работать с учебником и дополнительной информацией; - развитие кругозора, интереса к истории. Личностные УУД: -интерес к познанию окружающего мира; -ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; -понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц. Метапредметные: Регулятивные УУД: -уметь определять и формулировать цель на уроке; -учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -планировать свои действия в связи с поставленной задачей; -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные УУД: -осуществлять самооценку учебных действий, сотрудничать при работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения; -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -слушать и понимать речь других; уметь работать в паре, группе; формулировать собственное мнение и позицию. Познавательные УУД: -строить небольшие сообщения в устной форме; -уметь ориентироваться в своей системе знаний; -ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию; -отличать новое от уже известного; добывать новые знания; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; -обобщать и подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня. |
Образовательные ресурсы: | Учебник Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая, презентация с элементами анимации, физическая карта России, тетрадь |
Оборудование: | классная доска, экран, раздаточный материал для работы в группах |
Формы и методы обучения. | Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный | Здравствуйте ребята, проверьте свои рабочие места, на них не должно быть ничего лишнего. Сегодня на уроке вы узнаете много фактов, дат и имен, поэтому будьте очень внимательны. (Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.) |
Проверка готовности к уроку. Самоконтроль готовности. Реакция на учителя, внимание. |
2.Актуализация опорных знаний. Мотивация. 3.Постановка проблемы. Формулировка темы урока. Подготовка к восприятию. |
- Посмотрите на слайд и назовите раздел, в котором мы работаем. - Сегодня на уроке продолжим путешествие по реке времени. - Нам предстоит познакомиться с событиями каких веков? - Перед путешествием предлагаю повторить пройденный материал о событиях этих веков. 1) На слайде №2 в предложениях нужно вставить верные слова. 2) На слайде №3 задание: соедините понятие с его определением. 3) На слайде №4 задание: назовите понятие по определению. - В царствование Ивана IV росло и укреплялось государство, обогащалось важнейшими достижениями русской культуры. - Этому способствовали люди, которых называли … ? - В Русском государстве XVI-XVII вв. служилых и промышленных людей, организаторов походов в Сибирь и на Дальний Восток стали называть …? Они прокладывали пути там, где раньше не ступала нога человека. Они часто рисковали своей жизнью, добывая новые знания о Земле, ее богатствах. - Тема нашего урока-путешествия «Русские землепроходцы». - Подберите синонимы к слову «землепроходцы» (слайд №5) - Известна тяга русского человека к неизведанным местам. Почти 500 лет назад за Уральскими горами лежали неведомые, неисследованные земли. Рассказывали, что у людей там будто бы собачьи головы, а глаза на плечах. Огнестрельного оружия те люди не знали, а воевали копьями и стрелами. Сказочно богаты были эти земли пушниной – соболями, белками, песцами, а также моржовым клыком. - Почему наше исследовательское путешествие будет называться «Встречь солнцу»? (Слайд №6,7 – физическая карта «Московская Русь 14–16 веках», «Территория Российского государства начала 17 века») - Выберите на слайде вопросы, на которые ответит наше путешествие - исследование (слайд №5) |
Просмотр слайда и ответы на вопросы. Поднимают руки, отвечают. Учащиеся для ответа используют карточки с цифрами и буквами. Учащиеся сверяют по тетради (д\з) толкование понятий и дают ответы. Учащиеся отвечают и называют известных (по материалу учебника с.36-37, 2 часть) подвижников этого времени. Учащиеся отвечают и называют термин «землепроходцы». Учащиеся называют синонимы: первооткрыватели, первопроходцы, путешественники (слова появляются на слайде, затем тема урока) Ответы учащихся (по материалу учебника с.38, 2 часть) (За Уральские горы, на восток, навстречу восходу солнца) Учащиеся называют вопросы, тем самым формулируя цели и задачи урока. (Лишние вопросы убираются приёмом анимации). |
ФИЗМИНУТКА | ||
4.Изучение нового материала |
- На восток «Встречь солнцу», в просторы Сибири и Дальнего Востока пошли русские люди «ко всякому труду и ратному делу способные». - Как вы думаете какими качествами должны были обладать эти люди, первопроходцы? - Обратите внимание на территорию за Уральскими горами. (Слайд №8 «Карта природных зон России»). Какая природная зона преобладает? (Тайга). Какие погодные и природные условия ожидали землепроходцев, особенно зимой, в тайге? - Итак, отправляемся в путешествие. - Путешествовать будем по группам. Каждая группа отправляется в путь со своим землепроходцем, о котором нам приготовит короткое сообщение. Подведение итогов работы групп. - Напомню вопросы по теме нашего урока (Слайд №5) Как звали первопроходцев? Какие территории открыли русские землепроходцы? - Чтобы получить на них ответы вы поработали в группах с новой информацией и провели небольшое исследование, используя географические карты. - Сейчас каждая группа выступит с коротким сообщением, а в остальных группах нужно продолжить заполнение таблицы новой информацией о землепроходце. |
Учащиеся дают варианты ответов (физически сильные, отважные, наблюдательные, …) Ответы учащихся. (Суровая зима, дремучие хвойные леса, крупные хищные звери и т.д.) Учащиеся объединяются в группы (5-6 человек) по месту посадки. Каждая группа получает раздаточный материал: короткое сообщение о землепроходце и его открытиях, карточка – толковый словарик (+ слайд №9), инструкция, карточка с таблицей, которую учащиеся заполняют сначала про своего путешественника, а затем про землепроходцев других групп. (Приложение). Учащиеся на партах имеют Физическую карту России (в учебнике «Окружающий мир», с.50-51, 1 часть) для того, чтобы обозначить путь землепроходца на современной карте (через прозрачный лист маркером). Время работы групп 5–7 минут. Выступление группы, слушают выступление, смотрят слайд, заполняют таблицу новыми данными. (Слайды №10, 11, 12, 13, 14, 15; приложение) |
5.Подведение итогов. Обобщение изученного. 6.Рефлексия. |
- А теперь подведём итоги нашего путешествия. - На какой вопрос мы ещё не ответили по теме нашего урока? Работа с информацией на слайдах №16, 17, 18 (приложение) - Откройте тетради, сформулируйте коротко и запишите 2-3-мя предложениями ответ на последний вопрос нашего урока - путешествия. Листок с таблицей о русских землепроходцах нужно вклеить в тетрадь дома. - Что нового узнали на уроке? - Какой русский первопроходец запомнился больше и почему? - Все на уроке замечательно потрудились на отметку «5». Спасибо. |
Слайд №5 смотрят, называют вопрос. (Какое значение для государства имели открытия новых земель?) Учащиеся первоначально дают свои ответы, а затем дают более точные ответы, используя информацию на слайдах. Делают запись в тетрадях. Ответы учащихся. |
7.Творческое домашнее задание. | Подготовить устный ответ на вопрос: - Если бы я был(а) русским первопроходцем, то куда бы я отправился и какие бы территории нашей России начал открывать и осваивать? |
Коротко записывают в тетрадь д\з |
Приложение
Раздаточный материал.
Инструкция
- Прочитать сообщение.
- Обозначить путь путешественника на современной карте (маркером на плёнке; плёнку приложить к карте учебника)
- Заполнить первую строчку таблицы, используя материал сообщения.
- Подготовить краткое выступление (по таблице или по предоставленному материалу)
- Во время выступления групп записывать полученную информацию в таблицу.
Имя и фамилия землепроходца | Время путешествия (год) | Путь (географические объекты) | Результат и значение открытия |
Толковый словарик
Остро́г (острожек) — фортификационное сооружение (опорный пункт), постоянный или временный населённый укреплённый пункт, обнесённый частоколом из заострённых сверху брёвен (кольев) высотой 4–6 метров. Этимология названия связана с глаголом «строгать». Изначально острогом называлась сама ограда из острых кольев и плетня, устраиваемая во время осады неприятельских городов на Руси.
|
Используемые источники:
- Яценко И.Ф. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. М.:ВАКО. 2015. – 416 с.
- Новицкая М. Ю., Белянкова Н. М., Саркисян Ю. В. «Окружающий мир». Методическое пособие с поурочными разработками: 4 класс. М.: Просвещение. 2012. - 191 с.
- Сайт infourok.ru библиотека.
- Сайт https://resh.edu.ru/
- Сайт nauka.club