Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Экологическая культура в курсе
«Окружающий мир» в начальной школе

Камашева Лариса Александровна
    В решении экологических проблем современности и будущего будут принимать участие наши дети. Именно школа закладывает основы экологического образования, целью которого является формирование экологической культуры.
    Компоненты экологической культуры осваиваются в процессе изучения всего курса «Окружающий мир» А.А. Плешакова в начальной школе в рамках образовательной программы «Школа России». При этом существенной помощью для учителя может стать тематическое планирование, в котором четко прописаны прогнозируемые образовательные результаты: личностные, метапредметные, предметные, направленные, в том числе, на формирование экологической культуры.
   Для достижения личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов важно выбрать оптимальную для каждой темы курса образовательную технологию (часто с применением электронных образовательных ресурсов). В реализации новых требований ФГОС значительную помощь может оказать использование на уроках следующих технологий: технологии исследовательской и проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии, педагогические мастерские, технология развития критического мышления, технология работы с опорными схемами, знаково-символическое моделирование, технология решения ситуационных задач, урок-диалог.
   В соответствии с ведущими идеями курса «Окружающий мир»: идея многообразия мира, идея целостности мира, идея уважения к миру, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности, к каким относятся:
   1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
   2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
   3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется в процессе рефлексии и с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
   Все темы учебника «Окружающий мир» (1 класс) разбиты по трем большим разделам.
   1-й раздел: Что и кто? (направлен на ознакомление с объектами природы)
   2-й раздел: Как, откуда и куда?
   3-й раздел: Почему и зачем? (направлены на выявление взаимозависимостей, установление причинно-следственных связей)
   Например, в разделе: «Что и кто?» присутствуют такие темы уроков: «Что у нас над головой?», «Что такое хвоинки?», «Кто такие птицы?» и другие. При раскрытии подобных тем использую технологию исследовательской деятельности. Так, на уроке по теме «Что такое хвоинки?» в процессе практической работы в паре или группе учащиеся получают коллекции «Сосна» и «Ель». При последовательном рассматривании веточек, хвоинок и шишек ребята осваивают способы решения поискового характера через логические действия, например, сравнение (нахождение общего и отличительного). При рассматривании веточек учащиеся выясняют: хвоинки есть и на ветках сосны, и на ветках ели, но крепятся они к веточкам по-разному. При сравнении хвоинок, шишек дети учатся грамотно строить рассуждения, оперируя математическими понятиями: длиннее, короче, форма, размер. При подведении к выводу о том, что хвоя – это тоже листья, но особой формы, учитель помогает осознать детям единство и разнообразие природы. Важно формировать умение работать в материальной и информационной среде. Дети соотносят свои наблюдения объектов природы с текстовой и наглядной информацией в учебнике, составляют рассказ-описание дерева сосны или ели по плану, расширяют знания о других хвойных деревьях при работе с атласом-определителем.
   В заключение данного урока предлагаю ребятам следующую задачу. В хвойных лесах (особенно в молодом сосновом бору) воздух очень чистый, так как хвойные растения образуют и выделяют в воздух фитонциды – вещества, убивающие бактерии. Как людям, живущим в городах, можно улучшить состояние воздуха? Рассуждения при решении данной задачи направлены на осознание взаимозависимости Человек – Природа, освоение основ экологической грамотности.
   При проведении урока из раздела «Почему и зачем?» по теме «Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?» целесообразно провести его как урок решения ситуационных задач.
   При сравнении некоторых цветущих растений луга учащиеся определяют, в чем их сходство и различие, тем самым формируется целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии. Выявляется взаимозависимость в природном сообществе «луг». Рубрика в учебнике «Знаете ли вы, что…» помогает учащимся устанавливать связь между объектами природы: цветам плохо без бабочек, потому что бабочки опыляют их; бабочки не могут жить без цветов, потому что питаются нектаром. Расширение знаний о различных видах бабочек и луговых цветов через информацию в учебнике и атласе-определителе направлено на достижение таких личностных образовательных результатов, как формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств и непосредственно связано с формированием экологической культуры школьников.
    При рассматривании и разборе рисунков-ситуаций в учебнике о поведении на лугу дети осознают хрупкость окружающего мира (поймав бабочку, человек губит ее, так как повреждает чешуйки на крыльях), необходимость соблюдения правил поведения в мире природы.
    Освоения умения прогнозировать последствия бездумной деятельности человека возможно при постановке и обсуждении таких ситуаций: что может произойти, если поймать всех бабочек, порхающих над лугом; что случится, если скосить все луговые травы?
    Взаимосвязи в системе Человек – Природа ярко проявляются в теме «Откуда в снежках грязь?» второго раздела учебника «Как, откуда и куда?». Применяя уже имеющиеся знания о свойствах снега и умения сооружать простейший фильтр, учащиеся опытным путем, работая в паре или группе, исследуют снежки и снеговую воду на наличие загрязнений. Осваивая доступные для первоклассников способы изучения природы (наблюдение, опыт, сравнение), дети формируют навык устанавливать причинно-следственные связи, выявлять источники появления загрязнений в снеге, прогнозировать последствия для окружающей среды, человека. При проведении опытов дети наблюдают действие «закона» Барри Коммонера «Все должно куда-то деваться». Дым, газы, копоть, образующиеся в результате деятельности фабрик, заводов, транспорта, выбрасываются в воздух, разносятся ветром, падают на снег. При таянии снега вредные вещества попадают в водоемы, почву. Задаем вопросы: в чем их опасность, что могут предпринять люди, чтобы избежать опасности?
    Применение элементов таких технологий как технология исследовательской деятельности, решение ситуационных задач, включение элементов диалога на уроке направлено на формирование бережного отношения к природе, установки на безопасный, здоровый образ жизни, осознание идей взаимосвязи человека с природой, то есть на формирование экологической культуры наших детей, которая проявляется в экологически грамотном поведении детей в природе и быту.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»