Земля имеет форму шара
Гуляева Надежда Юрьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия № 513
Невского района Санкт-Петербурга
2 класс, УМК «Начальная школа XXI век»учитель начальных классов
ГБОУ гимназия № 513
Невского района Санкт-Петербурга
Цель: способствовать формированию знаний по теме.
Задачи: - способствовать формированию общеучебных познавательных УУД:
- установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, представление цепочек объектов и явлений; извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;
- актуализация и расширение знаний, формирование научных представлений о форме Земли.
- способствовать формированию универсальных логических действий: синтез как составление целого из частей с восполнением недостающих компонентов;
- способствовать формированию коммуникативных действий, направленных на согласование общих усилий по достижению поставленной цели (подбор подходящих слов в группе; составление рассказа о Земле в группах);
Авторский медиапродукт: презентация, материалы к уроку.
Форма проведения урока: педмастерская
Пояснительная записка
Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество.
Этапы мастерской: индукция, деконструкция, реконструкция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия.
Ход урока
I этап - индукция
Деление класса на группы по цвету жетончика.
Игра в ассоциации.
- Ребята, у меня в руках шар – геометрическое тело, подумайте, какие ассоциации у вас возникают, глядя на его форму, с чем это можно сравнить, на что похоже? (выписываю на доску)
- яблоко, мяч, арбуз …глобус, Земля. Слайд 1.
- Отдельные участки Земли кажутся нам плоскими: поле, озеро. Как доказать, что вся Земля имеет форму шара?
Работа над доказательствами
II этап - деконструкция
- Давайте ответим сначала на вопрос: «Что такое горизонт?», «Можно ли дойти до горизонта?»
Посмотрите на следующий слайд. Прочитайте стихотворение о горизонте Галины Дягиной и подберите по смыслу пропущенные слова.
Обсуждение и подбор слов в группе.
Слайд 2
Г. Дядина
Горизонт – это линия где-то вдали.
Превращаются в точки на ней корабли.
Почему они так уменьшаются?
Как матросы на них умещаются?
-Проверим, что у вас получилось. Работа по слайду.
Как вы поняли, что такое горизонт?
- Горизонт – это линия между небом и землей
- Молодцы! Задание в тетрадях: начертим на рисунке линию горизонта.
Слайд 3 вопрос
- Можно ли дойти до горизонта?
- Дойти до горизонта нельзя….он все время убегает от нас. Горизонт не край Земли, а воображаемая линия. Земля за ней продолжается. (Гиперссылка на слайд 2)
III этап - реконструкция
Доказательства шарообразности Земли
- Пронаблюдайте в группе движения фигурки вокруг по шару.
Что будет видеть наблюдатель на границе «земли» и «неба»?
- При движении фигурки по поверхности шара в сторону отдаления от наблюдателя взгляду доступны уменьшающиеся формы фигурки
Рассмотрим с вами эту ситуацию еще раз на примере корабля.
- Как вы думаете, что будет с кораблем потом? Слайд 4
- Корабль, отдаляясь, кажется нам меньше, затем он исчезнет из вида, скроется за линией горизонта.
Молодцы! Наш корабль поплыл путешествовать.
Рассмотрите карту (Слайд 5), объясни, почему путешественники вернулись с другой стороны.
- Путешественники проплыли на кораблях вокруг Земли
Кругосветное путешествие Магеллана еще раз доказало, что Земля имеет форму шара.
IV этап - социализации
Проведем опыт.
Подумайте, как можно изобразить лунное затмение с помощью 3 учащихся. Работа в группе.
1 ученик – Луна (мяч)
2 ученик – Земля (глобус)
3 ученик – Солнце (фонарик)
- Лунное затмение случается, когда Солнце, Земля и Луна находятся на одной линии. Почему в этот момент Луна не видна жителям Земли?
Вывод: Земля заслоняет Луну от солнечного света и бросает на нее свою тень. А тень от Земли – круглая! Значит Земля – тоже шар, но еще больший, чем Луна.
V этап - афиширование
Подготовленный ученик рассказывает о первом космонавте. Юрий Гагарин – наш соотечественник, совершил на космическом корабле первое кругосветное путешествие в космосе.
Показ иллюстраций.
Расскажите, что увидел Ю.Г. из космического корабля. Слайд 6
- Он увидел, что Земля круглая, имеет шарообразную форму.
V этап - разрыв
Работа в группах.
Дети выполняют задания и проверяют их совместно.
Задание: допиши и соедини стрелками
Земля имеет форму: …. граница между небом и землей
лунное затмение
Линия горизонта – это кругосветные путешествия
полет в космос
Шарообразность Земли помогли доказать Полярная звезда
линия горизонта
VI этап - рефлексия
Составьте рассказ о Земле от группы. Обсуждение результатов.
- Какие «открытия» ты сделал на уроке?
- Где пригодятся эти знания?
- Как ты можешь оценить свою работу?
Используемые источники:
- А.А. Вахрушев Методические рекомендации для учителя «Окружающий мир» 2 класс. – М.: «Баласс», 2012.
- Технология педагогических мастерских - http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/67.htm
- Стихотворение - http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-gorizont.html
- Шаблон для презентации - http://prezentacii.com/shablony-powerpoint/248-zemlya-shablony-dlya-shkolnyh-prezentaciy-besplatno.html
- Планета Земля - http://forum.allavatars.ru/index.php?topic=1143.0
- Изображение горизонта - http://kholmsk.sakh.com/photos/main/list77/243947
- Значок гиперссылки - http://www.yoursmileys.ru/i-arrows.php
- Фото кораблей - http://images.yandex.ru/yandsearch?p=7&lr=2&noreask=1&text
- Маршрут Магеллана - http://www.magellanproject.org/
- Фото - Магеллана - http://images.yandex.ru/yandsearch?text=магеллан
- Юрий Гагарин - http://bigcitybuzz.ru/2011/04/poexali/
- Земля из космоса - http://photoportal.com.ua/photo/show/601