Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Земля имеет форму шара

Гуляева Надежда Юрьевна,
учитель начальных классов
ГБОУ гимназия № 513
Невского района Санкт-Петербурга
2 класс, УМК «Начальная школа XXI век»
Цель: способствовать формированию знаний по теме.
Задачи: -  способствовать формированию общеучебных познавательных УУД:
 - установление причинно – следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, представление цепочек объектов и явлений; извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;
 - актуализация и расширение знаний, формирование научных представлений о форме Земли.
- способствовать формированию универсальных логических действий: синтез как составление целого из частей с восполнением недостающих компонентов;    
 - способствовать формированию коммуникативных действий, направленных на согласование общих усилий по достижению поставленной цели (подбор подходящих слов в группе; составление рассказа о Земле в группах);
Авторский медиапродукт: презентация, материалы к уроку.
Форма проведения урока: педмастерская
Пояснительная записка
Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество.
Этапы мастерской: индукция, деконструкция, реконструкция, социализация, афиширование, разрыв, рефлексия.
Ход урока
I этап - индукция
Деление класса на группы по цвету жетончика.
Игра в ассоциации.
- Ребята,  у меня в руках шар – геометрическое тело, подумайте, какие ассоциации у вас возникают, глядя на его форму, с чем это можно сравнить, на что похоже?  (выписываю на доску)
- яблоко, мяч, арбуз …глобус, Земля. Слайд 1.
- Отдельные участки Земли кажутся нам плоскими: поле, озеро. Как доказать, что вся Земля имеет форму шара? 
Работа над доказательствами 
II этап - деконструкция
- Давайте ответим сначала на вопрос: «Что такое горизонт?», «Можно ли дойти до горизонта?»
 Посмотрите на следующий слайд. Прочитайте стихотворение о горизонте Галины Дягиной и подберите по смыслу пропущенные слова.
Обсуждение и подбор слов в группе.
Слайд 2
Г. Дядина
Горизонт – это линия где-то вдали.
Превращаются в точки на ней корабли.
Почему они так уменьшаются?
Как матросы на них умещаются?
-Проверим, что у вас получилось. Работа по слайду.
Как вы поняли, что такое горизонт?
- Горизонт – это линия между небом и землей
- Молодцы! Задание в тетрадях: начертим на рисунке линию горизонта.
Слайд 3 вопрос
- Можно ли дойти до горизонта?
- Дойти до горизонта нельзя….он все время убегает от нас. Горизонт не край Земли, а воображаемая линия. Земля за ней продолжается. (Гиперссылка на слайд 2) 
III этап - реконструкция
Доказательства шарообразности Земли 
- Пронаблюдайте  в группе движения фигурки вокруг по шару.
Что будет видеть наблюдатель на границе «земли» и «неба»?
- При движении фигурки по поверхности шара в сторону отдаления от наблюдателя взгляду доступны уменьшающиеся формы фигурки
Рассмотрим с вами эту ситуацию еще раз на примере корабля.
- Как вы думаете, что будет с кораблем потом? Слайд 4
- Корабль, отдаляясь, кажется нам меньше, затем он исчезнет из вида, скроется за линией горизонта.
Молодцы! Наш корабль поплыл путешествовать.
Рассмотрите карту (Слайд 5), объясни, почему путешественники вернулись с другой стороны.
- Путешественники проплыли на кораблях вокруг Земли
Кругосветное путешествие Магеллана еще раз доказало, что Земля имеет форму шара. 
IV этап - социализации
Проведем опыт.
Подумайте, как можно изобразить лунное затмение с помощью 3 учащихся. Работа в группе.
1 ученик – Луна (мяч)
2 ученик – Земля    (глобус)
3 ученик – Солнце (фонарик)
- Лунное затмение случается, когда Солнце, Земля и Луна находятся на одной линии. Почему в этот момент Луна не видна жителям Земли?
Вывод: Земля заслоняет Луну от солнечного света и бросает на нее свою тень. А тень от Земли – круглая! Значит Земля – тоже шар, но еще больший, чем Луна. 
V этап - афиширование
Подготовленный ученик рассказывает о первом космонавте.  Юрий Гагарин – наш соотечественник, совершил на космическом корабле первое кругосветное путешествие в космосе.
Показ иллюстраций.
Расскажите, что увидел Ю.Г. из космического корабля. Слайд 6
- Он увидел, что Земля круглая, имеет шарообразную форму. 
V этап - разрыв
Работа в группах.
Дети выполняют задания и проверяют их совместно.
Задание: допиши  и соедини стрелками
Земля имеет форму:      ….                                                          граница между небом и землей
                                                                                                                 лунное затмение
Линия горизонта – это                                                                               кругосветные путешествия   
                                                                                                                        полет в космос
Шарообразность Земли помогли доказать                                                      Полярная звезда
                                                                                                                                линия горизонта
 
VI этап  - рефлексия
Составьте  рассказ о Земле от группы. Обсуждение результатов.
- Какие «открытия» ты сделал на уроке?
- Где пригодятся эти знания?
- Как ты можешь оценить свою работу?
 
Используемые источники:
  1. А.А. Вахрушев Методические рекомендации для учителя «Окружающий мир» 2 класс. – М.: «Баласс», 2012.
  2. Технология педагогических мастерских  - http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/67.htm
  3. Стихотворение - http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-gorizont.html
  4. Шаблон для презентации - http://prezentacii.com/shablony-powerpoint/248-zemlya-shablony-dlya-shkolnyh-prezentaciy-besplatno.html
  5. Планета Земля - http://forum.allavatars.ru/index.php?topic=1143.0
  6. Изображение горизонта - http://kholmsk.sakh.com/photos/main/list77/243947
  7. Значок гиперссылки - http://www.yoursmileys.ru/i-arrows.php
  8. Фото кораблей - http://images.yandex.ru/yandsearch?p=7&lr=2&noreask=1&text
  9. Маршрут Магеллана - http://www.magellanproject.org/
  10. Фото - Магеллана - http://images.yandex.ru/yandsearch?text=магеллан
  11. Юрий Гагарин - http://bigcitybuzz.ru/2011/04/poexali/
  12. Земля из космоса - http://photoportal.com.ua/photo/show/601

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»