Правильное питание человека
Данилова Маргарта Сергеевна
Предмет: Окружающий мирКласс: 3 (программа «Школа России»)
Технологическая карта урока
Тема | Наше питание. Пищеварительная система |
Цели |
|
Задачи | Образовательные – формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека. Развивающие – развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. Воспитательные – формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно, повышать мотивацию к изучению предмета, воспитывать у учащихся положительное отношение к своему здоровью. |
Оборудование | Таблица «Органы пищеварения», этикетки от различных продуктов, кроссворды, учебник, рабочая тетрадь, продукты питания. |
Тип урока |
|
Планируемые результаты | ||
Предметные Научатся: Объяснять роль основных органов и системы органов пищеварения, питательных веществ в организме человека; Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно. |
Метапредметные Регулятивные УУД: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Коммуникативные УУД: Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе и паре, сотрудничать в совместном решении проблемы, учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. |
Личностные Формирование включение учащегося в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Ход урока:
Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
|
Мы начинаем наш урок. | Фокусируют внимание на учителе. |
|
Тестирование. Тест «Опора тела и движение. Органы чувств»(на слайдах) 1. Какова роль скелета человека? а) скелет защищает внутренние органы от повреждений; б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы; в) скелет является опорой тела. 2. От чего зависит осанка человека? а) от скелета и мышц; б) от связок и сухожилий; в) от хрящей и костей. 3. К чему прикреплены мышцы? а) к органам; б) к костям ;в) к хрящам. 4. Что нужно делать для того, чтобы развить свои мышцы? а) больше отдыхать; б) больше двигаться; в) больше читать. |
Письменно отвечают на вопросы. (№ вопроса – буква правильного ответа) Самопроверка по последнему слайду. |
|
К нам на урок пришли гости и они хотят о чём-то с нами поговорить, но узнать имена гостей сможете, отгадав загадки (При правильном ответе идёт показ овощей и фруктов). Сидит дед, В сто шуб одет. Кто его раздевает, Тот слёзы проливает. Не корень, а в земле, Не хлеб, а на столе. И к пище приправа, И на болезни управа. Сидит девица в темнице, А коса на улице. Закопали в землю в мае, И сто дней не вынимали, А копать под осень стали- Не одну нашли, а десять. Как её название, дети? Весной повисла- всё лето кисло, А сладким стало- на землю упало. На болоте, на лугу, Витамин зарыт в снегу. -Какие к нам пришли гости? -Как вы думаете, о чём они нам хотят рассказать? -Для чего человеку нужны витамины? -Какие питательные вещества человек должен употреблять с пищей? |
-Лук -Чеснок -Морковь -Картошка -Яблоко -Клюква -Фрукты, овощи, ягода. -Витаминах -Что бы быть здоровым, бодрым, хорошего зрения и др. -Белки, жиры, углеводы. |
|
- Дети, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? -Тема урока «Наше питание. Пищеварительная система.» Задание. Возьмите лист «Моё питание», и заполните строчки: «Какие у меня самые любимые блюда?»________________________ «Пища, которую я не люблю»_________________________________ – Отложите листочки в сторону, мы ещё к ним вернёмся. Все живые существа питаются. Чем питаются растения? – Чем питаются животные? – Чем питается человек? Что значит правильное питание? – Какая цель стоит перед нами? – Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимы для поддержания жизни и работы организма. Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени? – Приходилось ли вам голодать? Сколько времени? Расскажите о ваших ощущениях. – Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость. При длительном голодании человек слабеет, через 2–3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10–15 он умрёт. – Сколько раз в день должен есть человек? – Какую пищу должен употреблять человек? – Что относится к животной пище? – Почему эту пищу называют животной?– Какую пищу называют растительной? – Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества. Предлагаю вам игру «Один дома». На доске расположены картинки с изображением продуктов. Давайте выберем продукты для правильного питания. В корзину 1 сложим продукты, которые бывают часто на нашем столе; в корзину 2 – продукты, которые мы редко употребляем в пищу. – Какие продукты пользуются большей популярностью? – А теперь давайте разберем наши корзины. Выберем продукты в каждой корзине и распределим на вкусные и полезные. – О некоторых продуктах вы разошлись во мнении – одни считают их вкусными, а другим эти же продукты совсем не нравятся. Как говорится, вкус – вещь индивидуальная – о вкусах не спорят. Но как же понять, полезен продукт или нет? – Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них. |
- О правильном питании. -Заполняют -Корнями всасывают из почвы воду с растворёнными солями, в листьях из частиц воды и углекислого газа образуется сахар и крахмал. -Растениями и другими животными.) Ответы учащихся. -Ответы детей(Что можно назвать правильным питанием) -Ответы учащихся(до 3 недель) - Четыре раза: завтрак, обед, полдник, ужин. -Нужно употреблять разнообразную пищу, животного и растительного происхождения. -Мясо, рыба, молоко, яйца и т. д. -Потому что её дают животные. -Пища, которая получена из растений. Это – хлеб, овощи, фрукты, масло, грибы, сахар и т. д. Учащиеся «берут» и перемещают картинки-продукты в нужную корзину: хлеб, картофель, торт, геркулес, гречка, мясо, яйцо, рыба, растительное масло, сливочное масло, яблоко, чай с шиповником, апельсин, конфеты. Высказывают свое мнение |
|
Выполняют упражнения | |
|
Работа по учебнику (с. 138). – Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют. – Что такое белки и для чего они нужны? Чтение материала учебника с элементами беседы. – Белки – вещества (как кирпичики для строительства дома), нужные для роста и развития организма. Являются основным «строительным материалом» для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития. Белки составляют почти пятую часть веса человека. Больше всего их содержится в продуктах животного происхождения: мясных, рыбных, молочных. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человек растет до 24–25 лет, пока не заканчивается окончательное окостенение скелета. До 25 лет организму необходимо около 100 граммов белков в сутки. После 25 лет – 50–60 граммов. – Что такое жиры? В каких продуктах содержатся жиры? К основным питательным веществам относятся также жиры. В организме они превращаются в энергию, а также служат «строительным материалом» тела. Без них человек не может работать, учиться, заниматься спортом. Они помогают организму сопротивляться болезням. Жиры обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц, и это вредно. Жиры содержатся в сливочном и растительном масле, маргарине, сметане. Масла вырабатывают из растений – кукурузы, подсолнечника, сои и др. – Какие полезные вещества содержатся в картофеле? Углеводы (сахар, крахмал) являются третьим основным пищевым веществом. Главный поставщик энергии для тела. Именно углеводы придают сладкий вкус любимым лакомствам. Их много в овощах, фруктах, ягодах, хлебе, крупах, макаронах, кондитерских изделиях, картофеле. Они помогают вырабатывать энергию. Работа «научных» групп. Практическая работа 1. – Ребята, представьте, что вы ученые и вам необходимо сделать научное открытие. Ученым ошибаться нельзя. Кто знает, как узнать, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в продукте? – Сейчас вам предстоит провести практическую работу по группам, для того чтобы узнать, в каких продуктах самое высокое содержание белков, жиров, углеводов. У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в этих продуктах. Изучите этикетки. Результаты исследования занесите в рабочую тетрадь. Укажите 3–4 продукта для сравнения. Практическая работа: 1) Внимательно изучи этикетки на упаковках продуктов. Определи, какие питательные вещества, и в каком количестве содержатся в этих продуктах. 2) Сравни данные о содержании питательных веществ в разных продуктах. 3) Результаты исследования занеси в рабочую тетрадь. Укажи продукты, богатые белками, жирами, углеводами. – Сделайте вывод, какие продукты богаты белками, какие жирами, а какие углеводами. – Какие продукты вещества мы не исследовали в таблице? – Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? – Знаете ли вы, что означает слово «витамин»? 3. Питательные вещества: витамины. Рассказ учителя с элементами беседы. – Слово «витамин» придумал американский учёный-биохимик Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita – «жизнь» – со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамины – источники жизни. Если их не хватает, то люди часто болеют. Их много в овощах и фруктах. – Что вы знаете о витаминах? В овощах, фруктах и ягодах много полезного и необходимого для человеческого организма. Главное их «богатство» – витамины. Витамин С. Это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Больше всего этого замечательного витамина содержится в черной смородине, облепихе, лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке, петрушке. Витамин А. Необходим для роста и развития человека. Помогает нам видеть, делает нашу кожу гладкой. Больше всего этого витамина в моркови, облепихе, зелёном луке, помидорах, абрикосах и петрушке. Витамин B1. Помогает мышцам быть сильными. Улучшает память, поднимает настроения. Витамин B1 есть в помидорах, чесноке, сливах, винограде. Витамин В2. Чтобы кожа и волосы были красивыми и здоровыми, зрение – хорошим, а настроения – всегда отличным, нужен витамин В2. Его много в свежем шиповнике, зелёном луке и укропе, капусте. Витамин В6. Так называют витамин, который делает здоровой нашу кровь, улучшает память, повышает настроение, придает силы. Он содержится в свекле, зелёном горошке, петрушке, землянике. Витамин D. – Для чего нужно есть разнообразную пищу? – я хочу рассказать о трагической судьбе экспедиции знаменитого русского путешественника Георгия Седова, отправившегося в Арктику. В течение длительного времени участники экспедиции питались солониной, консервами, сухарями, сахаром. Они совсем не употребляли овощей, фруктов, молока. Через некоторое время люди заболели – появилась сильная слабость, зубы стали выпадать, пропал аппетит. Многие участники экспедиции, в том числе и её руководитель Георгий Седов, погибли от авитаминоза. Те участники, которым удалось вернуться, как только начали питаться мясом, овощами, фруктами, быстро поправились. – Итак, мы узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Давайте представим себе дом из кирпича. (рисунок на доске)Кирпичи – это белки. Но дом не будет построен без пола, потолка и крыши. Для этого нужны доски. Доски – это жиры. Но их нужно гораздо меньше, чем кирпичей. В доме должны быть двери и окна. Двери – углеводы, окна – витамины. Если мы построим дом с большим количеством дверей, то дом будет некрасивым, но и без них дом не построишь. А вот если в доме будет только одно окно, этот дом будет неуютным. Окон должно быть больше, чем дверей. Из этого нужно сделать вывод: ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать (мёд, гречка, овсянка, изюм). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти (ягоды, фрукты, овощи). Для того чтобы построить крепкий организм, ему нужны разные питательные вещества. Значит, пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной. В выборе продуктов питания нам поможет таблица, которую мы составили. Работа с таблицей. – Возьмите ваши листы, на которых записаны любимые и нелюбимые блюда. Проанализируйте их. Может, кто-то уже нашёл у себя ошибки? Органы пищеварения. Работа с учебником (с. 139–140). – Чтобы продукты принесли пользу, они должны попасть в организм и усвоиться им. Давайте выясним, как это происходит. Для этого мы прочитаем статью рассмотрим рисунок в учебнике (с. 139) и узнаем, как устроена пищеварительная система. Беседа после чтения статьи. – Нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Чтобы завтрак или обед пошёл впрок, все, что попало в рот – каша, суп или яблоко, должно перевариться и всосаться в кровь. – Итак, посмотрим со стороны, как происходит пищеварение. Для начала мы кладем пищу в рот. Зачем? Во рту мы дробим и перетираем пищу зубами, прожевывая её. Пища во рту превращается в кашицу и отправляется… куда?. Далее по пищеводу – хрящевой трубочке – пища опускается в… Стенки желудка начинают выделять желудочный сок, пища начинает растворяться. Пищевой бульон, образовавшийся в результате переваривания пищи в желудке, всасывается стенками желудка и поступает в кровь. Кровь разносит нужные организму вещества во все уголки нашего тела, питая кости, мышцы, кожу… Остатки пищи попадают в… и выводятся наружу. Так и заканчивается ее переваривание. Этот процесс длится 3–4 часа.
– Пища состоит из клеток. Любые клетки состоят из сложных веществ – белков, жиров и углеводов. На белок, например, можно взглянуть, разбив яйцо. – Еда всухомятку, на бегу, обилие острой, сухой или грубой пищи плохо влияет на желудок. В результате может развиться его заболевание – гастрит. Очень часто он возникает у школьников, которые пропускают обед, перекусывая в школе лишь бутербродом. – Еда урывками во время посторонних занятий отвлекают желудок от правильной работы. Питаться лучше в одно и то же время несколько раз в сутки. При этом желудок будет работать четко, как по графику! |
Ответы Чтение статьи Ответы. Чтение статьи. Ответы . Чтение статьи. В группах по 4 человека изучают этикетки и записывают результаты в тетрадь. - Витамины Ответы. Ответы. При необходимости исправляют. Читают статью -В пищевод -желудок. -кишечник -ответы |