Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Правильное питание человека

Данилова Маргарта Сергеевна
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 (программа «Школа России») 
Технологическая карта урока
Тема Наше питание. Пищеварительная система
Цели
  1. Познакомить со строением органов пищеварения.
  2. Познакомить учеников с необходимыми организму питательными веществами.
  3. Познакомить с правилами здорового питания.
Задачи Образовательные – формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека.
Развивающие – развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.
Воспитательные – формировать коммуникативные умения, способность работать коллективно, повышать мотивацию к изучению предмета, воспитывать у учащихся положительное отношение к своему здоровью.
Оборудование Таблица «Органы пищеварения», этикетки от различных продуктов, кроссворды, учебник, рабочая тетрадь,  продукты питания.
Тип урока
  • Урок ознакомления с новым материалом
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
Планируемые результаты
Предметные
Научатся:
Объяснять роль основных органов и системы органов пищеварения, питательных веществ в организме человека;
Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД:
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе и паре, сотрудничать в совместном решении проблемы, учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Познавательные УУД:
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Личностные
Формирование включение учащегося в деятельность на личностно-значимом уровне.
 
 
 
Ход урока:


 
Этапы урока. Деятельность учителя Деятельность учащихся
  1. Организационный момент. Установка на работу.
Мы начинаем наш урок. Фокусируют внимание на учителе.
  1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Тестирование.
Тест «Опора тела и движение. Органы чувств»(на слайдах)
1. Какова роль скелета человека?
        а) скелет защищает внутренние органы от повреждений;
        б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы;
        в) скелет является опорой тела.
2. От чего зависит осанка человека?
        а) от скелета и мышц;
        б) от связок и сухожилий;
        в) от хрящей и костей.
3. К чему прикреплены мышцы?
        а) к органам; б) к костям ;в) к хрящам.
4. Что нужно делать для того, чтобы развить свои мышцы?
        а) больше отдыхать;
        б) больше двигаться;
        в) больше читать.
 
Письменно отвечают на вопросы.
(№ вопроса – буква правильного ответа)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Самопроверка по последнему слайду.
  1. Подготовка к восприятию нового материала
К нам на урок пришли гости и они хотят о чём-то с нами поговорить, но узнать имена гостей сможете, отгадав загадки (При правильном ответе идёт показ овощей и фруктов).
 
Сидит дед,
В сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
 
Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа,
И на болезни управа.
 
Сидит девица в темнице,
А коса на улице.
 
Закопали в землю в мае,
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали-
Не одну нашли, а десять.
Как её название, дети?
 
Весной повисла- всё лето кисло,
А сладким стало- на землю упало.
 
На болоте, на лугу,
Витамин зарыт в снегу.
 
-Какие к нам пришли гости?
-Как вы думаете, о чём они нам хотят рассказать?
-Для чего человеку нужны витамины?
 
-Какие питательные вещества человек должен употреблять с пищей?
 
 
 
 
-Лук
 
 
 
 
-Чеснок
 
 
 
 
-Морковь
 
 
-Картошка
 
 
 
 
 
-Яблоко
 
 
-Клюква
 
 
-Фрукты, овощи, ягода.
-Витаминах
-Что бы быть здоровым, бодрым, хорошего зрения и др.
-Белки, жиры, углеводы.
  1. Определение темы и цели урока.
 
- Дети, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
-Тема урока «Наше питание. Пищеварительная система.»
Задание. Возьмите лист «Моё питание», и заполните строчки:
«Какие у меня самые любимые блюда?»________________________
«Пища, которую я не люблю»_________________________________
– Отложите листочки в сторону, мы ещё к ним вернёмся.
Все живые существа питаются. Чем питаются растения?
 
 
 
 
– Чем питаются животные?
– Чем питается человек? Что значит правильное питание?
 
– Какая цель стоит перед нами?
 
– Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимы для поддержания жизни и работы организма. Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени?
– Приходилось ли вам голодать? Сколько времени? Расскажите о ваших ощущениях.
– Когда человек долго не ест, он испытывает чувство голода, усталость, слабость. При длительном голодании человек слабеет, через 2–3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10–15 он умрёт.
– Сколько раз в день должен есть человек?
 
– Какую пищу должен употреблять человек?
 
 
 
– Что относится к животной пище?
– Почему эту пищу называют животной?–
 
 Какую пищу называют растительной?
 
 
 
– Если мы употребляем разнообразную пищу, то организм получает необходимые питательные вещества.
 
Предлагаю вам игру «Один дома». На доске расположены картинки с изображением продуктов. Давайте выберем продукты для правильного питания. В корзину 1 сложим продукты, которые бывают часто на нашем столе; в корзину 2 – продукты, которые мы редко употребляем в пищу.
– Какие продукты пользуются большей популярностью?
– А теперь давайте разберем наши корзины. Выберем продукты в каждой корзине и распределим на вкусные и полезные.
– О некоторых продуктах вы разошлись во мнении – одни считают их вкусными, а другим эти же продукты совсем не нравятся. Как говорится, вкус – вещь индивидуальная – о вкусах не спорят.
Но как же понять, полезен продукт или нет?
– Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них.
 - О правильном питании.
 
-Заполняют
 
 
-Корнями всасывают из почвы воду с растворёнными солями, в листьях из частиц воды и углекислого газа образуется сахар и крахмал.
 
-Растениями и другими животными.)
Ответы учащихся.
-Ответы детей(Что можно назвать правильным питанием)
 
-Ответы учащихся(до 3 недель)
 
 
 
 
Четыре раза: завтрак, обед, полдник, ужин.
-Нужно употреблять разнообразную пищу, животного и растительного происхождения.
-Мясо, рыба, молоко, яйца и т. д.
-Потому что её дают животные.
-Пища, которая получена из растений. Это – хлеб, овощи, фрукты, масло, грибы, сахар и т. д.
 
 
 
 
Учащиеся «берут» и перемещают картинки-продукты в нужную корзину: хлеб, картофель, торт, геркулес, гречка, мясо, яйцо, рыба, растительное масло, сливочное масло, яблоко, чай с шиповником, апельсин, конфеты.
Высказывают свое мнение
  1. Физминутка
  Выполняют упражнения
  1. Сообщение нового материала
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Работа по учебнику (с. 138).
– Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют.
– Что такое белки и для чего они нужны?
Чтение материала учебника  с элементами беседы.
– Белки  вещества (как кирпичики для строительства дома), нужные для роста и развития организма. Являются основным «строительным материалом» для тела человека. Особенно нужен такой «материал» детям – для роста и развития. Белки составляют почти пятую часть веса человека. Больше всего их содержится в продуктах животного происхождения: мясных, рыбных, молочных. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человек растет до 24–25 лет, пока не заканчивается окончательное окостенение скелета. До 25 лет организму необходимо около 100 граммов белков в сутки. После 25 лет – 50–60 граммов.
– Что такое жиры? В каких продуктах содержатся жиры?
К основным питательным веществам относятся также жиры. В организме они превращаются в энергию, а также служат «строительным материалом» тела. Без них человек не может работать, учиться, заниматься спортом. Они помогают организму сопротивляться болезням. Жиры обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц, и это вредно. Жиры содержатся в сливочном и растительном масле, маргарине, сметане. Масла вырабатывают из растений – кукурузы, подсолнечника, сои и др.
– Какие полезные вещества содержатся в картофеле?
Углеводы (сахар, крахмал) являются третьим основным пищевым веществом. Главный поставщик энергии для тела. Именно углеводы придают сладкий вкус любимым лакомствам. Их много в овощах, фруктах, ягодах, хлебе, крупах, макаронах, кондитерских изделиях, картофеле. Они помогают вырабатывать энергию.
Работа «научных» групп. Практическая работа 1.
– Ребята, представьте, что вы ученые и вам необходимо сделать научное открытие. Ученым ошибаться нельзя. Кто знает, как узнать, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в продукте?
– Сейчас вам предстоит провести практическую работу по группам, для того чтобы узнать, в каких продуктах самое высокое содержание белков, жиров, углеводов. У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержатся в этих продуктах. Изучите этикетки. Результаты исследования занесите в рабочую тетрадь. Укажите 3–4 продукта для сравнения.
Практическая работа:
1) Внимательно изучи этикетки на упаковках продуктов.  Определи, какие питательные вещества, и в каком количестве содержатся в этих продуктах.
2) Сравни данные о содержании питательных веществ в разных продуктах.
3) Результаты исследования занеси в рабочую тетрадь. Укажи продукты, богатые белками, жирами, углеводами.
– Сделайте вывод, какие продукты богаты белками, какие жирами, а какие углеводами.
– Какие продукты вещества мы не исследовали в таблице?
– Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми?
– Знаете ли вы, что означает слово «витамин»?
3. Питательные вещества: витамины.
Рассказ учителя с элементами беседы.
– Слово «витамин» придумал американский учёный-биохимик Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita – «жизнь» – со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамины – источники жизни. Если их не хватает, то люди часто болеют. Их много в овощах и фруктах.
– Что вы знаете о витаминах?
В овощах, фруктах и ягодах много полезного и необходимого для человеческого организма. Главное их «богатство» – витамины.
Витамин С. Это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Больше всего этого замечательного витамина содержится в черной смородине, облепихе, лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке, петрушке.
Витамин А. Необходим для роста и развития человека. Помогает нам видеть, делает нашу кожу гладкой. Больше всего этого витамина в моркови, облепихе, зелёном луке, помидорах, абрикосах и петрушке.
Витамин B1. Помогает мышцам быть сильными. Улучшает память, поднимает настроения. Витамин B1 есть в помидорах, чесноке, сливах, винограде.
Витамин В2. Чтобы кожа и волосы были красивыми и здоровыми, зрение – хорошим, а настроения – всегда отличным, нужен витамин В2. Его много в свежем шиповнике, зелёном луке и укропе, капусте.
Витамин В6. Так называют витамин, который делает здоровой нашу кровь, улучшает память, повышает настроение, придает силы. Он содержится в свекле, зелёном горошке, петрушке, землянике.
Витамин D.
– Для чего нужно есть разнообразную пищу?
– я хочу рассказать о трагической судьбе экспедиции знаменитого русского путешественника Георгия Седова, отправившегося в Арктику. В течение длительного времени участники экспедиции питались солониной, консервами, сухарями, сахаром. Они совсем не употребляли овощей, фруктов, молока. Через некоторое время люди заболели – появилась сильная слабость, зубы стали выпадать, пропал аппетит. Многие участники экспедиции, в том числе и её руководитель Георгий Седов, погибли от авитаминоза. Те участники, которым удалось вернуться, как только начали питаться мясом, овощами, фруктами, быстро поправились.
– Итак, мы узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Давайте представим себе дом из кирпича. (рисунок на доске)Кирпичи – это белки. Но дом не будет построен без пола, потолка и крыши. Для этого нужны доски. Доски – это жиры. Но их нужно гораздо меньше, чем кирпичей. В доме должны быть двери и окна. Двери – углеводы, окна – витамины. Если мы построим дом с большим количеством дверей, то дом будет некрасивым, но и без них дом не построишь. А вот если в доме будет только одно окно, этот дом будет неуютным. Окон должно быть больше, чем дверей.
Из этого нужно сделать вывод: ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать (мёд, гречка, овсянка, изюм). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти (ягоды, фрукты, овощи). Для того чтобы построить крепкий организм, ему нужны разные питательные вещества. Значит, пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной. В выборе продуктов питания нам поможет таблица, которую мы составили.
Работа с таблицей.
– Возьмите ваши листы, на которых записаны любимые и нелюбимые блюда. Проанализируйте их. Может, кто-то уже нашёл у себя ошибки?
 Органы пищеварения.
Работа с учебником (с. 139–140).
– Чтобы продукты принесли пользу, они должны попасть в организм и усвоиться им. Давайте выясним, как это происходит. Для этого мы прочитаем статью  рассмотрим рисунок в учебнике (с. 139) и узнаем, как устроена пищеварительная система.
Беседа после чтения статьи.
– Нашему организму нужна по-особому обработанная пища. Чтобы завтрак или обед пошёл впрок, все, что попало в рот – каша, суп или яблоко, должно перевариться и всосаться в кровь.
– Итак, посмотрим со стороны, как происходит пищеварение. Для начала мы кладем пищу в рот. Зачем? Во рту мы дробим и перетираем пищу зубами, прожевывая её. Пища во рту превращается в кашицу и отправляется… куда?.
Далее по пищеводу – хрящевой трубочке – пища опускается в…
 
Стенки желудка начинают выделять желудочный сок, пища начинает растворяться. Пищевой бульон, образовавшийся в результате переваривания пищи в желудке, всасывается стенками желудка и поступает в кровь. Кровь разносит нужные организму вещества во все уголки нашего тела, питая кости, мышцы, кожу… Остатки пищи попадают в…
и выводятся наружу. Так и заканчивается ее переваривание. Этот процесс длится 3–4 часа.
  • Какую роль в пищеварении играет печень?
– Каким образом пища превращается в вещества твоего организма? При переваривании она распадается на составные части, из которых клетки твоего тела строят собственные белки, жиры и углеводы.
– Пища состоит из клеток. Любые клетки состоят из сложных веществ – белков, жиров и углеводов. На белок, например,  можно взглянуть, разбив яйцо.
– Еда всухомятку, на бегу, обилие острой, сухой или грубой пищи плохо влияет на желудок. В результате может развиться его заболевание – гастрит. Очень часто он возникает у школьников, которые пропускают обед, перекусывая в школе лишь бутербродом.
– Еда урывками во время посторонних занятий отвлекают желудок от правильной работы. Питаться лучше в одно и то же время несколько раз в сутки. При этом желудок будет работать четко, как по графику!
 
 
Ответы
Чтение статьи
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы.
Чтение статьи.
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы .
Чтение статьи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В группах по 4 человека изучают этикетки и записывают результаты в тетрадь.
 
 
 
 
 
 
 
- Витамины
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ответы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
При необходимости исправляют.
 
 
 
 
Читают статью
 
 
 
 
 
 
 
-В пищевод
 
 
-желудок.
 
 
 
 
 
-кишечник
 
 
 
-ответы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»