Представление о природных зонах Африки
Ивашкина Елена Юрьевна,
учитель
Сегодня в обучении школьников прослеживается глубокая проблема отсутствия связи практического, жизненного опыта и умений с теоретическими знаниями, полученными на уроках. Учебный предмет "Окружающий мир", особенно на уроках в начальной школе, как нельзя продуктивнее служит налаживанию этих связей. В свете требований ФГОС любой урок в начальной школе должен стать для обучающегося не только занятием по решению предметных задач, но и платформой для формирования умения, желания ставить перед собой конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации и способы выхода из них.
Мой педагогический опыт показывает, что современный школьник имеет трудности в предмете "Окружающий мир", что говорит об отсутствии или о малом жизненном опыте, с применением полученных знаний, вследствие чего падает мотивация к обучению. Ученик воспринимает лучше ту информацию, которая станет объективно для него полезной, необходимой для жизни вне школы, особенно поданную в игровой форме.
Актуальность: применение приёмов целеполагания, мотивирующих обучающихся к практической деятельности; применение игровой технологии, обеспечивающей достижение единства эмоционального и рационального в обучении, реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Цель методической разработки – создание и организация условий для формирования системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира.
УМК «Система Занкова»
Класс 3
Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о природе зоны африканских саванн.
Планируемые результаты:
Предметные: способствовать развитию умений у учащихся наблюдать за природой изучаемой зоны Африки (климат, растительный и животный мир), сравнивать с другими природными зонами этого материка.
Метапредметные:
-осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; осуществлять запись необходимой информации об окружающем мире; строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей (познавательные УУД);
-развивать способность строить сообщение в соответствии с учебной задачей; ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать другое мнение и позицию; умение договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре (коммуникативные УУД);
-содействовать развитию умений ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию и оценивать свою деятельность, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; отбирать адекватные средства достижения цели деятельности, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью (регулятивные УУД).
Личностные: содействовать развитию интереса к учебному материалу, внутренней позиции школьника, выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока:
- формировать знания учащихся по выявлению особенностей природной зоны Африки экваториального леса;
- научить понимать практическую ситуацию и принимать конкретное решение;
- развивать у учащихся познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: карта полушарий, презентация «Африка», карточки с заданиями, учебник «Окружающий мир. 3 класс. I часть» Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., атлас «Природоведение. 3-4 классы»
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Один исследователь, вернувшись из очередного путешествия, написал: «Я побывал на втором по величине континенте мира. Это - страна контрастов. Меня поразило здесь разнообразие флоры и фауны, многие представители мира животных и растений встречаются исключительно на этом материке».
-Как вы думаете, где побывал путешественник?
3. Проблемная ситуация.
- Ребята, мне нужна ваша помощь. Дело в том, что один мой знакомый выиграл турпутевку в Африку, но не может решить – куда бы ему поехать: посетить центральную Африку, побывать на юге континента или отправиться на север. Он просит у меня совета, но при этом выдвигает ряд условий: мой знакомый не любит закрытых пространств, боится кровососущих насекомых, плохо переносит сильную жару, ему хотелось бы понаблюдать за животными, которые обитают только на африканском континенте. Я очень рассчитываю на вашу помощь, для этого вам необходимо выполнить задания, в ходе выполнения которых мы познакомимся с природными зонами Африки.
4. Работа учащихся.
Работать мы будем сегодня по определенному плану. Он поможет нам примерить на себя разные роли и получше узнать особенности природной зоны «Экваториальный лес».
Итак, приступим.
План:
1. Мы - ученые.
2. Мы - картографы.
3. Мы - метеорологи.
4. Мы - ботаники.
5. Мы — зоологи.
6. МЫ — сотрудники турфирмы.
УЧЕНЫЕ
Давайте вспомним, из чего складывается понятие «природная зона», поможет нам в этом схема.
КАРТОГРАФЫ
- В каком полушарии находится Африка?
- Каковы особенности географического положения Африки?
(Африку почти посередине пересекает экватор, большая часть материка лежит между тропиками, крайние северные и южные точки одинаково удалены от экватора.)
- Дома вы выполняли задания на карточках. Проверим его. (показ на физической карте полушарий).
Задание 1.
1. Самый большой остров Африки ( Мадагаскар)
2. Самую большую реку Африки (Нил длина 6км 671 м, исток могучий водопад из оз. Виктория)
3. Самые большие озера (Виктория, Танганьика, Ньяса)
4. Самый высокий вулкан (Килиманджаро 5895 м )
Задание 2.
В каких океанах и морях находятся крайние географические точки Африки?
1. Северная – в Средиземном море, бассейн Атлантического океана (мыс Рас-Энгела)
2. Южная – разделяет Атлантический океан и Индийский (мыс Игольный)
3. Западная – Атлантический океан (мыс Альмади)
4. Восточная – Индийский океан (мыс Рас-Хафун)
МЕТЕОРОЛОГИ
1. Поработайте с картой климатических поясов на с. 139. Определите, в каком климатическом поясе расположена зона экваториальных лесов. Подумайте, что характерно для этой климатической зоны. (- Центральная часть Африки расположена в экваториальном поясе, северная и южная части – в тропическом поясе, северное побережье и небольшой участок побережья на юге – в субтропическом поясе. Больше тепла и влаги достается экваториальному климату.)
БОТАНИКИ
2. Прочитайте описание экваториального леса писателя И.А. Ефремова в повести «На краю Ойкумены». (учебник с. 34) Подумайте, какая растительность преобладает в зоне экваториальных лесов? (Огромные деревья, папоротники, мхи. Много влаги и тепла)
3. Прочитайте текст на с. 33:1-ый и на с. 34 - 2-ой абзацы. Ответьте на вопросы:
- Почему многие деревья не имеют ветвей? ( Деревья в лесу растут в несколько ярусов, самые высокие заслоняют солнечный свет, растения нижних ярусов тоже тянутся к солнцу, между ними происходит борьба за солнечный свет.)
- Как плодоносят растения экваториального леса? Почему так происходит? (Растения экваториального леса плодоносят постоянно, это происходит по нескольким причинам: во-первых нет разделения на сезоны, во-вторых, в условиях влажной и жаркой среды очень быстро происходит процесс перегнивания, органические вещества быстро усваиваются растениями.)
- Почему у высоких деревьев экваториального леса развиваются корни подпорки? (Большая влажность, заболоченность почв, корни проникают на глубину не более 1 метра, корни-подпорки служат дополнительной опорой для деревьев.)
4. Прочитайте текст на с. 36:1-ый и 2-ой абзацы. Ответьте на вопросы:
- Как происходит листопад у деревьев экваториального леса? (Постоянно.)
- Какой высоты достигают травянистые растения? В чем причина этого явления? ( 10 м в высоту – древовидные папоротники и бамбуки)
ЗООЛОГИ
5. Прочитай текст с.36 – 37- 38 1-й абзац. Ответьте на вопросы:
- Представители каких классов животные встречаются в экваториальном лесу? Приведите примеры животных. ( млекопитающие – обезьяны: гориллы, шимпанзе, в воде – бегемоты и крокодилы, птицы, пресмыкающиеся- змеи и ящерицы, насекомые – термиты, бабочки, муравьи)
- Какой образ жизни ведут животные? Почему? (лазают, прыгают, ползают, чтобы подняться по стволу вверх)
Физкультминутка.
5. Вывод по теме.
- Что же характерно для экваториального леса? (многоярусность, вечнозеленость, густота, бедность почв, огромное количество растений, богатый животный мир)
- Какие советы туристу, отправляющемуся в путешествие в экваториальный лес вы бы дали?
Необходимо взять в поездку рюкзак, нож, москитную сетку, головной убор, средство от укусов насекомых, продукты питания, компас, карту, спички и газету для разведения костра, питьевую воду и др… Так же обязательно надо сделать специальные прививки перед поездкой, чтобы обезопасить свое здоровье.
- Что мне посоветовать моему знакомому, который хотел посетить Африку? Сможет ли он побывать в экваториальном лесу или ему не стоит туда отправляться?
- Не стоит, потому что у него может начаться сильная аллергия на укусы насекомых, которых там много. В лесу будет закрытое пространство, ему будет не очень комфортно. А так же он не увидит там крупных животных, в основном сможет увидеть только обезьян.
6. Закрепление материала.
ТУРФИРМА
Вставьте пропущенные слова на карточке и прочитайте получившийся текст.
Господа! Добро пожаловать в турагенство «Пегас», вашему вниманию горячие путёвки в зону экваториальных лесов.
«…Но вот поглядите, какая-то птица
Всё ближе и ближе по воздуху мчится.
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка…»
ак писал об Африке К. И.Чуковский.
Только здесь вы сможете увидеть огромное количество животных:__________________________________________________________________ Вы попробуете любимое лакомство из детства________. Сфотографируетесь вблизи ____________________________________________.
Спешите!!! Не забудьте взять в дорогу _______________. Проконсультируйтесь у доктора, все ли профилактические прививки вам сделаны. Только «Пегас» сделает ваш отдых незабываемым.
Статья (читает учитель)
Для неопытного человека тропический лес может представлять серьезную опасность. Новичок рискует безнадежно заблудиться, если он далеко углубится в такой лес в одиночку. Вот как описывает африканский тропический лес английский ученый Лесли Браун: «В экваториальном лесу нельзя вести себя легкомысленно. Здесь всегда сумеречно, воздух влажный, тяжелый и неподвижный. В кронах больших деревьев высоко вверху вздыхает ветер, но его дуновение не ощущается на земле среди кустов. Перекличка невидимых птиц, треск сломанной ветки, крик обезьяны или жужжание насекомых только усиливают впечатление гнетущей тишины. Невольно начинаешь ступать медленно и осторожно, соразмеряя каждый свой шаг. Постепенно вас охватывает благоговейное чувство. И чем больше вы узнаете о лесе, тем все дальше отступает это первое безотчетное ощущение грозящей тебе опасности. Того, кто это испытал, тропический лес всегда будет притягивать к себе с неослабевающей силой»
7. Итог урока.
- С какой природной зоной Африки мы познакомились? Перечислите особенности зоны экваториальных лесов.
8. Рефлексия.
Апельсиновое дерево на доске. На плодах апельсина слова.
- Сегодня я узнал…
- Меня удивило….
- Я научился….
- Мне захотелось…
- Мне больше всего удалось….