Формирование функциональной грамотности
при изучении предмета «Окружающий мир»
в начальной школе
Вараксина Тамара Анатольевна
•Грамотность, первоначально определенная степень владения навыками чтения и письма в соответствии с устоявшимися нормами родного языка. Исторически понятие грамотности расширялось от элементарных умений читать, писать, считать к владению некоторым комплексом знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (функциональная грамотность). Современная энциклопедия. 2000.
•Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
Личностным …
Метапредметным…
Предметным…
19.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны:
1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
Личностным …
Метапредметным…
Предметным…
19.2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны:
1) обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;
•1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
•2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
•3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
•4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
•5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
•узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
•проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
•описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
•сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
•проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
•Общелогические приемы познания:
•Выделение существенных свойств (преимущественно внешних)
•Их соединение в описании
•Их сопоставление в сравнении
•Группировка, ранжирование, классификация (2-3 уровня) по
•использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
•использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
• использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
существенным свойствам
•Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности:
•Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности:
•воспроизводить по памяти, узнавать;
•определять;
•приводить примеры;
•описывать;
•демонстрировать знания об использовании приборов и материалов, методов и процедур
•Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности
•сравнивать, противопоставлять, классифицировать;
•использовать модели;
•связывать, соотносить
•интерпретировать информацию;
•находить решения;
•объяснять
•Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций:
•В заданиях на установление причинно-следственных связей и их анализ от учащихся требуется на основе проведенного анализа проблемы находить решение проблемы и давать объяснение способа решения.
•Умение найти и дать анализ проблемы -важное интегрированное умение, которое включает следующие группы умений:
•формулировать вопрос;
•планировать исследование;
•делать выводы на основе полученных данных;
•приводить доказательства и аргументы;
•решать нестандартные задачи
Какие условия необходимы для развития функциональной грамотности?
Какие условия необходимы для развития функциональной грамотности?
•деятельностный характер обучения, где учащиеся – субъекты учебной деятельности
•дифференциация и индивидуализация обучения
•образовательный процесс ориентирован
- на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности
- на умения решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УРОК, ЧТОБЫ ФОРМИРОВАТЬ
ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ? (см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ)
- на умения решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи
КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УРОК, ЧТОБЫ ФОРМИРОВАТЬ
ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ГРАМОТНОСТЬ? (см. ПРЕЗЕНТАЦИЮ)