Память о прошлом
Иванова Ксения Валерьевна
Цель: формировать интерес к истории своей РодиныЗадачи:
Образовательные - познакомить учащихся с исторической наукой, показать значение изучения прошлого, роль исторической науки в жизни общества и человека.
Развивающие - развивать умение анализировать источники истории, коммуникативные навыки, умение высказать свою точку зрения
Воспитательные - воспитывать бережное отношение к памятникам старины, интерес к истории.
Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; извлекать информацию, представленную в разной форме (текст, рисунок).
Коммуникативные УУД: участвовать в обсуждении, уметь сформулировать мысль.
Регулятивные УУД: Анализировать, делать выводы, сравнивать.
Личностные УУД: Нравственная ориентация. Осознание роли истории в жизни человека.
Оборудование:
- ИКТ
- доска и мел
- раздаточный материал
- учебник, РТ
План урока:
Этап урока | Время |
I. Организационный момент - Представится - Проверка готовности к уроку |
1 мин. 0.5 мин. 0.5 мин. |
II.Актуализация знаний - постановка проблемы - поиск решения проблемы |
10 мин. 2 мин. 8 мин. |
III. Изучение нового материала - беседа, работа с учебником - физминутка - дискуссия - работа в команде |
23 мин. 4 мин. 1 мин. 8 мин. 10 мин. |
IV.Подводим итоги | 8 мин. |
V.Рефлексия | 2 мин |
VI.Домашняя работа | 0,5 мин |
VII.Организационный момент | 0,5 мин |
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Валерьевна. Сегодня я проведу у Вас урок окружающего мира. Проверьте, чтобы на краю парты у вас лежали закрытые тетрадь и учебник. У кого порядок на столе, садитесь.
-Прежде чем мы начнём урок, я попрошу вас посмотреть на доску. Это табличка « Тише всех!». Она разделена на 3 ряда. Если кто-то из вашего ряда отвлекается, не слушает, я буду это фиксировать в таблице. А в конце урока мы посмотрим, кто же был тише всех.
II. Актуализация знаний
У: ребята, вы любите рассказывать друг другу разные истории?
(да)
У: а кто может нам рассказать о том, что происходило 5-10 лет назад или более, например, лет 40-50 назад?
(мама, папа, бабушки, дедушки)
У: хорошо, какой вывод можно сделать?
(О недалеком прошлом нам могут рассказать свидетели событий)
У: Ребята, посмотрите на изображение удивительного памятника, который стоит в старинном русском городе Новгород . Памятник "Тысячелетие России" (слайд 2)
"Когда мы входим в древний Новгородский кремль, первое, что мы видим на его территории — это великолепное и сложное скульптурное сооружение Михаила Осиповича Микешина — памятник «Тысячелетие России».Открытие памятника состоялось — 21 сентября, 1862 года, в присутствии Императора Александра II. Общая высота памятника около 15 м."
У: Откройте страницу 22 и скажите в чью честь был установлен памятник?
(Он установлен в честь тысячелетия основания нашего государства.)
У:молодцы, ребята. А теперь подумайте, если 1000лет=10 векам(слайд 3),
то за 1 век сменяется 4-5 поколений, а за 10 веков сменилось около...
(40-50 поколений)
У: как вы думаете, живут ли сейчас люди, которые видели своими глазами события, которые происходили 1000 лет назад?
(нет)
У: тогда какой вывод можно сделать?
(свидетелей давних событий не осталось)
О недалеком прошлом могут рассказать свидетели событий
Свидетелей давних событий не осталось (Слайд 4)
У: Подумайте, может у вас возникли вопросы:
как скульптор узнал, что происходило 1000 лет назад?
Действительно ли люди, изображенные на скульптуре выглядели и одеты были именно так?
У: подумайте, откуда люди узнают о событиях из прошлого?
( сохранились народные костюмы, праздники, игры, обычаи, традиции, также о прошлом можно узнать из старинных книг, песен, сказок. Каждая фамилия наделена целой историей рода)
У: "Какая связь есть между березой и письменностью?" (5 слайд)
Благодаря березам люди стали писать берестяные грамоты (6 слайд)
- Ее вымачивали, обрезали и процарапывали буквы острой палочкой.
У: откуда ученые-историки берут информацию о том, какие были наши предки?
(из исторических источников - оставшиеся предметы прошлых времен)
У: ребята, посмотрите в учебнике на стр. 23 и прочитайте что же такое исторические источники. (ученик зачитывает вслух)
У: молодец!
А какая наука занимается изысканием этих источников?
(Археология)
Археологи делают раскопки, связанные с жизнью людей прошлого. (7 слайд)
У: действительно, ученые-археологи ведут раскопки. С какой целью они проводят раскопки?
(для того, чтобы найти клад; чтобы узнать как жили люди раньше, найти предметы их быта)
А наука палеонтология изучает жизнь динозавров. (8 слайд)
Физминутка.
Потрудились — отдохнём,
(Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём.
(Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд,
(Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот.
(Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать.
(Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять.
(Прыжки.)
Руки плавно опустили,
(Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.
У: (Слайд 9) как вы думаете, почему памятник "Тысячелетия России" часто называют "живой историей России"? Со словом Россия все понятно, потому что памятник поставлен в честь нашей страны. А вот как вы понимаете слово "история" в этом высказывании?
(прошлое нашей страны)
У: почему говоря о памятнике, люди добавляют слово "живая"?
(предположения учеников)
У: это слово обозначает то, что люди, которые изображены на памятнике имеют непосредственное отношение к нашей истории. Из их мыслей и поступков складывалась история России.
Задумайтесь над тем, как важно осознавать свои поступки, что они являются продолжением истории. Может быть вы и не станете знаменитым, но ваш поступок влияет не только на вашу жизнь, вашу семью, близких, но так же и на тех, кто сейчас находится рядом с вами.
У: посмотрите на стр. 24 и выполните задание (ответ ученика)
У: для чего нужна история?
(предположения учеников)
"История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего." Сервантес (Слайд 10)(может прочитать кто-то из учеников)
У: Как вы понимаете это выражение?
(предположения учеников)
У: История - общая память человечества.
У: А у вашей семьи есть история?
(Да, конечно, у каждой семьи есть история, родословное древо)
У: а у кого-нибудь есть свое семейное древо?
Учебник - стр. 25, вопрос 3.
(Что ты знаешь об истории своего родного города? Какими поступками своих земляков ты можешь гордиться?)
У: поднимите руку, кто живет на улицах Тамбасова, Пограничника Гарькавого, Партизана Германа.. и др.(11,12,13-слайд)
Каждая улица названа не просто так..
Народное ополчение - первая линия обороны. За ней уже были немцы..
"Откуда люди узнают о далеком прошлом, если живых свидетелей тех времен уже не осталось?".
(предположения учеников)
РТ - стр. 8 - закрепление изученных понятий
Дополнительно:
Викторина:
1- к какой группе источников относятся: летопись, берестяная грамота, старинные письмена.. (письменность)
2- первый письменный исторический источник.. (летопись)
3- старинная одежда русского воина для сражений..(кольчуга)
4- помещение для хранения исторических документов..(архив)
5- синоним к слову ключ, родник..(источник)
6- изваяние из камня или металла, посвященное событию или личности..(статуя)
IV. Подводим итоги
Совместно с учителем ученики делают вывод: люди могут узнать о далеком прошлом с помощью науки истории. Знания ученые черпают из исторических источников (оставшиеся предметы прошлых времен).
V. Рефлексия
Оцените свою работу (смайлики в раздаточном материале)
Итоги "тише всех"
VI. Домашнее задание
Поинтересуйтесь у своих родных о истории о своей семьи.
VII.Организационный момент
Ребята, вы все большие молодцы. Спасибо за урок. Можете собираться.