Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Что такое семья?

 Форсилова Марина Викторовна
          Тип урока изучение и первичное закрепление нового материала
 
          Цели и задачи:
  • создать условия для усвоения понятий «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение»;
  • уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных связей;
  • создать условия для обогащения лексического запаса слов;
  • способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;
  • путем постановки и решения учебной задачи продолжить обучение учащихся самостоятельности в суждениях, в речевой деятельности в целом;
  • воспитывать любовь и уважение к близким людям, стремление им помогать.
 
          Оборудование
  • презентация к уроку
  • учебник «Окружающий мир, 2 класс» Н. Ф. Виноградова, М., «Вентана-Граф», 2015
  • рабочая тетрадь «Окружающий мир, 2 класс» Н. Ф. Виноградова, М., «Вентана-Граф», 2015
 
                                                                    Ход урока
 
I. Организационный момент.
 
II. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы говорили о том, можно ли изменить себя.
- Прочитайте синквейны, которые вы составили.
 
III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.
- Прочитайте название нового блока (учебник с. 71)
- Сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.
СЛАЙД 2      
- Итак, тема урока «Семья». О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: СЛАЙД 3
  • Что такое семья?
  • Что объединяет членов семьи?
  • Чем семья отличается от другой группы людей?
  • Как называют членов семьи?
  • Как называют людей одного возраста?
 
IV. Решение учебной задачи.
  1.  А как же появилось слово семья?   Об этом нам расскажет стихотворение
 
Когда появилось слово семья?                                                                                         
 
Когда-то о нём не слыхала Земля –                  - Кто есть приготовит, о радость моя?                                                                                       Но Еве сказал перед свадьбой Адам;               Ева всё также ответила: «Я»                                                                              – Сейчас я тебе семь вопросов задам:              - Кто платье сошьёт, постирает бельё                                                                             Кто деток родит мне, богиня моя?                   Меня приласкает, украсит жильё?                                                                                     Ева тихонько ответила: «Я»                              «Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я»                                                                                 – Кто их воспитает, царица моя?                      Сказала она знаменитых семь «Я»                                                                                      Ева покорно ответила: «Я»                               Вот так на Земле появилась семья.                                                                                                      
- Как понимаете значение слова «семья»?
- Где можно узнать его значение? (в толковом словаре)
- Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре. СЛАЙД 4                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
- Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему?
- А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время женщины заботились о своем потомстве.
- Что объединяет членов семьи? (ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание)
- Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи? СЛАЙД 5
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.
(Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством).
- Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи.
- А чем семья отличается от другой группы людей?
- Можно ли наш класс назвать семьей? (У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношении).
                     
Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.
2)   В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. Вместе ели и пили, только не тужили. О такой большой семье есть у меня  кроссворд.  СЛАЙД 6 - 11
1. В семье две девочки. Кто они по отношению друг к другу? (сестры)                                                                                                   2. Отец папы (дедушка).                                                                                                                                                     3. Мама-жена, а папа - (муж)                                                                                                                                               4. В семье два мальчика. Кто они по отношению друг к другу? (братья)                                                                                                     5. Брат мамы или папы (дядя)
- Какое слово получилось по вертикали? (семья)                             
- А как одним словом назовём всех членов семьи? (родственники)
Благодаря этому кроссворду  мы коснулись очень интересной темы: родственных отношений.
Русский человек без родни не живет.                                                                                                                            В семейном кругу мы с вами растём!                                                                               Основа основ – родительский дом!
 
Физкультминутка. Игра с мячом "Образуй новое слово".                                                                                
Учитель бросает мяч кому- либо из учеников, называя при этом слово. Учащийся ловит мяч и произносит уменьшительно-ласкательную форму того же слова.
Мама, брат, сестра, бабушка, дед, папа.
 
3)  Понятие о домочадцах, поколениях.
 В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т. е. люди разных поколений.
- Как вы понимаете значение слова «поколение»?
Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.
VI.  Закрепление.
1) С. 74 учебника. Рассмотрите рисунок, расскажите о семье Соловьевых.
2) В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.
* Игра « Кто кому кто?»
- Ульяна, ты кто для мамы? (дочь)
- Матвей, кто называет тебя сыном? (папа)
- Дима, ты кто для бабушки? (внук)
- Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
- Андрюша, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
- Кристина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)
 
* Игра «Найди пару» СЛАЙД 12
БАБУШКА ВНУЧКА
ОТЕЦ ДОЧЬ
БРАТ СЕСТРА
ТЕТЯ ПЛЕМЯННИЦА


* Заполни пропуски (карточка). СЛАЙД 13
 
Сестра отца – .   .   .   .
Хранительница семейного очага – .  .  . 
Наследник рода – .  .  .
Брат мамы – .  .  .  .
Дитя родителей, но не сын – .  .  .  .
Отец мамы – .  .  .
Сын брата – .  .  .  .
Мама папы – .  .  . 
Папин папа – это...
Внучка – это дочка сына или ...
Бабушка – это мама мамы или ..
Тетя – это сестра мамы или
Дядя – это брат мамы или .

Самооценка - кто выполнил все задания верно – оценка 5, кто допустил ошибку в одном задании – оценка 4, в двух-трёх – оценка 3.
Кто может себя похвалить за успешное выполнение задания?
* Соберите пословицу (работа в паре). СЛАЙД 14
На что  клад, когда в семье лад.
- Как вы ее понимаете? Что такое «лад»? (Лад – согласие).
- Теперь послушайте одну легенду.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
- Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ. (На листе было написано слово «понимание»)
Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.
 
VII. Итог урока.
- Какая тема нашего урока была?
- Удалось ли получить ответы на поставленные в начале урока вопросы?
- Какие получили результаты?
Каждый человек должен гордиться своей семьёй. И вы, ребята, учитесь гордиться своими родственниками. В народе говорят: "Вся семья вместе, так и душа на месте".
 
- Что же такое семья?                                                                                                               - А вы любите свою семью?                                                                                                           - Что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и счастливо?        
- Чем для вас является семья? (самое дорогое, что у нас есть)

 
Семья – это то, что мы делим на всех,   Всем понемножку: и слезы и смех,         Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать.      Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года,    Но стены родные, отчий твой дом –Сердце навеки останется в нем!
- В нашей стране есть праздник  СЛАЙД 15 , который называется «День семьи, любви и верности». Отмечается он 8 июля с 2008 года. Символом этого праздника является ромашка СЛАЙД 16
 
VIII. Рефлексия
- За что вы можете сегодня похвалить себя?
- В чем вы были успешны?
- Что получилось?
- Что не получилось?
- Чем интересен был урок?
 
IX. Домашнее задание.
- Учебник с. 77 № 2
- РТ с. 32
- Задание по выбору
  • создание родословного «древа»
  • составить рассказ о своей семье, пользуясь карточкой-подсказкой:
  1. Сколько человек в твоей семье? Сколько в ней живет поколений?
  2. Назови имена и отчества твоих родителей, бабушек и дедушек.
  3. Узнай у родителей, что им известно о дальних предках семьи, о происхождении твоей фамилии.
  4. Почему тебя решили так назвать?
  5. Что значит твое имя?
  6. Какие семейные праздники отмечаются?

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»