Что такое семья?
Форсилова Марина Викторовна
Тип урока – изучение и первичное закрепление нового материалаЦели и задачи:
- создать условия для усвоения понятий «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение»;
- уточнить элементарные представления о семье и понимание родственных связей;
- создать условия для обогащения лексического запаса слов;
- способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления;
- путем постановки и решения учебной задачи продолжить обучение учащихся самостоятельности в суждениях, в речевой деятельности в целом;
- воспитывать любовь и уважение к близким людям, стремление им помогать.
Оборудование
- презентация к уроку
- учебник «Окружающий мир, 2 класс» Н. Ф. Виноградова, М., «Вентана-Граф», 2015
- рабочая тетрадь «Окружающий мир, 2 класс» Н. Ф. Виноградова, М., «Вентана-Граф», 2015
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы говорили о том, можно ли изменить себя.
- Прочитайте синквейны, которые вы составили.
III. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи. Формулировка целей.
- Прочитайте название нового блока (учебник с. 71)
- Сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.
СЛАЙД 2 7Я
- Итак, тема урока «Семья». О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы должны будем выяснить: СЛАЙД 3
- Что такое семья?
- Что объединяет членов семьи?
- Чем семья отличается от другой группы людей?
- Как называют членов семьи?
- Как называют людей одного возраста?
IV. Решение учебной задачи.
- А как же появилось слово семья? Об этом нам расскажет стихотворение
Когда появилось слово семья?
Когда-то о нём не слыхала Земля – - Кто есть приготовит, о радость моя? Но Еве сказал перед свадьбой Адам; Ева всё также ответила: «Я» – Сейчас я тебе семь вопросов задам: - Кто платье сошьёт, постирает бельё Кто деток родит мне, богиня моя? Меня приласкает, украсит жильё? Ева тихонько ответила: «Я» «Я, я», – тихо молвила Ева: «я, я» – Кто их воспитает, царица моя? Сказала она знаменитых семь «Я» Ева покорно ответила: «Я» Вот так на Земле появилась семья.
- Как понимаете значение слова «семья»?
- Где можно узнать его значение? (в толковом словаре)
- Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре. СЛАЙД 4
Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
- Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему?
- А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время женщины заботились о своем потомстве.
- Что объединяет членов семьи? (ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание)
- Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи? СЛАЙД 5
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.
(Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством).
- Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи.
- А чем семья отличается от другой группы людей?
- Можно ли наш класс назвать семьей? (У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношении).
Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.
2) В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. Вместе ели и пили, только не тужили. О такой большой семье есть у меня кроссворд. СЛАЙД 6 - 11
1. В семье две девочки. Кто они по отношению друг к другу? (сестры) 2. Отец папы (дедушка). 3. Мама-жена, а папа - (муж) 4. В семье два мальчика. Кто они по отношению друг к другу? (братья) 5. Брат мамы или папы (дядя)
- Какое слово получилось по вертикали? (семья)
- А как одним словом назовём всех членов семьи? (родственники)
Благодаря этому кроссворду мы коснулись очень интересной темы: родственных отношений.
Русский человек без родни не живет. В семейном кругу мы с вами растём! Основа основ – родительский дом!
Физкультминутка. Игра с мячом "Образуй новое слово".
Учитель бросает мяч кому- либо из учеников, называя при этом слово. Учащийся ловит мяч и произносит уменьшительно-ласкательную форму того же слова.
Мама, брат, сестра, бабушка, дед, папа.
3) Понятие о домочадцах, поколениях.
В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т. е. люди разных поколений.
- Как вы понимаете значение слова «поколение»?
Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.
VI. Закрепление.
1) С. 74 учебника. Рассмотрите рисунок, расскажите о семье Соловьевых.
2) В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.
* Игра « Кто кому кто?»
- Ульяна, ты кто для мамы? (дочь)
- Матвей, кто называет тебя сыном? (папа)
- Дима, ты кто для бабушки? (внук)
- Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
- Андрюша, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
- Кристина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)
* Игра «Найди пару» СЛАЙД 12
* Заполни пропуски (карточка). СЛАЙД 13
- Как понимаете значение слова «семья»?
- Где можно узнать его значение? (в толковом словаре)
- Давайте обратимся к словарю. Прочитайте значение слова «семья» в словаре. СЛАЙД 4
Словарь Ожегова С.И.:
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
- Какое из этих определений более точно подходит слову семья? Почему?
- А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями?
До сих пор никто не знает, как и почему образовалась первая семья. Раскопки, проведенные в пещерах, где разбили свои стоянки древние люди, показали, что они жили небольшими группами. Неясно, правда, подразделялись ли уже в те времена человеческие группы на «семьи» в нынешнем понимании – отец, мать и дети. Но даже в то время женщины заботились о своем потомстве.
- Что объединяет членов семьи? (ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание)
- Для этого я вам предлагаю самостоятельно выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи? СЛАЙД 5
Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.
(Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством).
- Мы с вами назвали то, что объединяет членов семьи.
- А чем семья отличается от другой группы людей?
- Можно ли наш класс назвать семьей? (У класса нет совместного хозяйства, не распределяем бюджет, нет родственных отношении).
Вывод. Класс не является семьей в том понимании, в каком мы сегодня говорим о семье.
2) В старину на Руси жили большими семьями, все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. Вместе ели и пили, только не тужили. О такой большой семье есть у меня кроссворд. СЛАЙД 6 - 11
1. В семье две девочки. Кто они по отношению друг к другу? (сестры) 2. Отец папы (дедушка). 3. Мама-жена, а папа - (муж) 4. В семье два мальчика. Кто они по отношению друг к другу? (братья) 5. Брат мамы или папы (дядя)
- Какое слово получилось по вертикали? (семья)
- А как одним словом назовём всех членов семьи? (родственники)
Благодаря этому кроссворду мы коснулись очень интересной темы: родственных отношений.
Русский человек без родни не живет. В семейном кругу мы с вами растём! Основа основ – родительский дом!
Физкультминутка. Игра с мячом "Образуй новое слово".
Учитель бросает мяч кому- либо из учеников, называя при этом слово. Учащийся ловит мяч и произносит уменьшительно-ласкательную форму того же слова.
Мама, брат, сестра, бабушка, дед, папа.
3) Понятие о домочадцах, поколениях.
В старину членов семьи называли «домочадцами». В одной семье могут быть люди разного возраста, т. е. люди разных поколений.
- Как вы понимаете значение слова «поколение»?
Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения.
VI. Закрепление.
1) С. 74 учебника. Рассмотрите рисунок, расскажите о семье Соловьевых.
2) В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений – игр.
* Игра « Кто кому кто?»
- Ульяна, ты кто для мамы? (дочь)
- Матвей, кто называет тебя сыном? (папа)
- Дима, ты кто для бабушки? (внук)
- Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
- Андрюша, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя)
- Кристина, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)
* Игра «Найди пару» СЛАЙД 12
БАБУШКА | ВНУЧКА |
ОТЕЦ | ДОЧЬ |
БРАТ | СЕСТРА |
ТЕТЯ | ПЛЕМЯННИЦА |
* Заполни пропуски (карточка). СЛАЙД 13
Сестра отца – . . . .
Хранительница семейного очага – . . .
Наследник рода – . . .
Брат мамы – . . . .
Дитя родителей, но не сын – . . . .
Отец мамы – . . .
Сын брата – . . . .
Мама папы – . . .
Папин папа – это...
Внучка – это дочка сына или ...
Бабушка – это мама мамы или ..
Тетя – это сестра мамы или …
Дядя – это брат мамы или .
Хранительница семейного очага – . . .
Наследник рода – . . .
Брат мамы – . . . .
Дитя родителей, но не сын – . . . .
Отец мамы – . . .
Сын брата – . . . .
Мама папы – . . .
Папин папа – это...
Внучка – это дочка сына или ...
Бабушка – это мама мамы или ..
Тетя – это сестра мамы или …
Дядя – это брат мамы или .
Самооценка - кто выполнил все задания верно – оценка 5, кто допустил ошибку в одном задании – оценка 4, в двух-трёх – оценка 3.
Кто может себя похвалить за успешное выполнение задания?
* Соберите пословицу (работа в паре). СЛАЙД 14
На что | клад, | когда | в семье лад. |
- Теперь послушайте одну легенду.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово.
- Какое слово написал старец? Обоснуйте свой ответ. (На листе было написано слово «понимание»)
Вывод. Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.
VII. Итог урока.
- Какая тема нашего урока была?
- Удалось ли получить ответы на поставленные в начале урока вопросы?
- Какие получили результаты?
Каждый человек должен гордиться своей семьёй. И вы, ребята, учитесь гордиться своими родственниками. В народе говорят: "Вся семья вместе, так и душа на месте".
- Что же такое семья? - А вы любите свою семью? - Что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и счастливо?
- Чем для вас является семья? (самое дорогое, что у нас есть)
Семья – это то, что мы делим на всех, Всем понемножку: и слезы и смех, Взлет и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать. | Семья – это то, что с тобою всегда. Пусть мчатся секунды, недели, года, Но стены родные, отчий твой дом –Сердце навеки останется в нем! |
VIII. Рефлексия
- За что вы можете сегодня похвалить себя?
- В чем вы были успешны?
- Что получилось?
- Что не получилось?
- Чем интересен был урок?
IX. Домашнее задание.
- Учебник с. 77 № 2
- РТ с. 32
- Задание по выбору
- создание родословного «древа»
- составить рассказ о своей семье, пользуясь карточкой-подсказкой:
- Сколько человек в твоей семье? Сколько в ней живет поколений?
- Назови имена и отчества твоих родителей, бабушек и дедушек.
- Узнай у родителей, что им известно о дальних предках семьи, о происхождении твоей фамилии.
- Почему тебя решили так назвать?
- Что значит твое имя?
- Какие семейные праздники отмечаются?