Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Управление образования Администрации города Кемерово
Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№91»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ОС «Школа России»
1 – 4 класс
(составлена в соответствии с ФГОС НОО) 
 
                                                                                                             Составитель    программы:
                                                                                Морозова С.О., учитель начальных классов
                                                                                       






Кемерово 2016
I. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В соответствии с ФГОС НОО планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» представлены:
•    личностными результатами (готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности); 
•    метапредметными результатами (освоенные обучающимися универсальные учебные действия,  составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);
•    предметными результатами (система основополагающих элементов научного знания по учебному предмету «Окружающий мир» как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для данного предмета).
1 класс
Личностными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является    формирование следующих умений: 
•    оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
•     объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
•    в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). 
Регулятивные УУД:
•    определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
•    проговаривать последовательность действий на уроке; 
•     высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
•     работать по предложенному учителем плану;
•     отличать верно выполненное задание от неверного;
•     совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

 
Познавательные УУД:
•    ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя; 
•    делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
•    добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; 
•    перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
•    перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
•    преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
•    донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
•    слушать и понимать речь других;
•    выразительно читать и пересказывать текст;
•    совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им;
•     выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений:
•    соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся  пешеходов                 и пассажиров транспортных средств);
•     различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;                   
•    выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
•    выполнять правила личной гигиены и безопасного пове¬дения на улице и в быту;    
•    выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
•    использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила пове¬дения в общественных местах;
•    составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
•    различать овощи и фрукты.
2 класс
Личностными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений: 
•    оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
•    объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
•    самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
•    в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. 
Регулятивные УУД:
•    определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; 
•     совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);
•     планировать учебную деятельность на уроке; 
•    высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
•    работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
•    определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
•    ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг;
•    делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи; 
•    добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»);
•    добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
•    перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.
Коммуникативные УУД:
•    донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
•    слушать и понимать речь других;
•    выразительно читать и пересказывать текст;
•    вступать в беседу на уроке и в жизни; 
•    совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им;
•     выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
•    различать объекты природы и предметы, созданные чело¬веком, объекты неживой и живой природы; 
•    различать изу¬ченные группы растений и животных; 
•    распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каж-дой группы); 
•    вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; 
•    выполнять правила поведения в природе;
•    различать изученные виды транспорта; 
•    вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
•    соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
•    выполнять правила личной гигиены и безопасного пове¬дения на улице и в быту;
•    использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; 
•    выполнять правила пове¬дения в общественных местах;
•    определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
•    приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
3-4 классы
Личностными   результатами   изучения   учебного предмета  «Окружающий   мир» в   3 – 4-м классе является формирование следующих умений: 
•    оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
•    объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохи;
•    самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
•    в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий: 
Регулятивные УУД:
•    самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
•    совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
•    составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
•    работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
•    в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
•    ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
•    отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
•    добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
•    перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
•    перерабатывать полученную информацию :делать выводы на основе обобщения   знаний;
•    преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста; 
•    преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
•    доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
•    доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
•    слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
•    читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; 
•    договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
•     уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений: 
•    распознавать природные объекты с помощью атласа-опре¬делителя; 
•    различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
•    проводить наблюдения природных тел и явлений, прос¬тейшие опыты и практические работы, фиксировать их ре¬зультаты;
•    объяснять в пределах требований программы взаимосвя¬зи в природе и между природой и человеком;
•    соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
•    выполнять правила личного поведения в природе, обос¬новывать их необходимость; 
•    выполнять посильную работу по охране природы;
•    выполнять правила личной гигиены и безопасности; 
•    ока¬зывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; 
•    обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
•    владеть элементарными приемами чтения карты;
•    приводить примеры городов России, стран – соседей Рос¬сии, стран зарубежной Европы и их столиц.
Предметными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 4-ом классе является формирование следующих умений: 
•    соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
•    адекватно оценивать ситуацию на проезжей части, тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
•    прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
•    распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;
•    различать важнейшие полезные ископаемые свое¬го края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
•    проводить наблюдения природных тел и явлений;
•    в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да¬вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи¬ческой допустимости; 
•    определять возможные причины отри¬цательных изменений в природе;
•    предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; 
•    определять необходимые меры охраны природы, ва¬рианты личного участия в сохранении природного окруже¬ния;
•    приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
•    соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
•    приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
•    приводить примеры народов России;
•    самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес¬кого и обществоведческого характера, излагать их в виде со¬общения, рассказа;
•    применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
•    владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.

В результате изучения учебного предмета «Окружающий мир» выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Человек и природа
Выпускник научится:
–    использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото  и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
–    моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
–    осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
–    пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
–    выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
–    планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество
Выпускник научится:
–    узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
–    различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
–    используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
–    оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально ­ нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
–    использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных  высказываний;
–    осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
–    ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
–    наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах  образовательной организации, социума, этноса, страны;
–    проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
–    определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
                                                  1 класс (66 ч.)
Введение (1 ч.) 
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать воп¬росы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (20 ч.)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с от¬дельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местнос¬ти по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с се¬менами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение пред¬метов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьюте¬ром, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государ¬ственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч.)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электро¬приборами. Сборка простейшей электрической цепи (по ус¬мотрению учителя). 
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с призна¬ками живого и условиями, необходимыми для жизни орга¬низмов. Простейшие правила ухода за комнатными растени¬ями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. За¬бота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо изве¬стные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (11 ч.) 
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают ди¬нозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч.) 
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учи¬теля). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нуж¬но рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему ово¬щи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Авто¬мобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомоби¬ли будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные по¬езда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные сред¬ства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Заключение.
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблю¬дений, опытов, книг и других источников информации в по¬знании окружающего мира.
                                            2 класс (68 ч.)
Где мы живем (4 ч.)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на¬зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот¬ные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве¬щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука-ми людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч.)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю¬ди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, че¬ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте¬ния. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра¬зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас¬тений и животных своего края. Правила поведения в при¬роде.
Красная книга России: знакомство с отдельными расте¬ниями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч.)
Город (село), где мы живем: основные особенности, дос¬тупные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До¬машний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй¬ство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс¬тавления об отдельных производственных процессах, напри¬мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре¬нию учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир¬ский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа¬теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо¬гические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9 ч.)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важней¬шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо¬лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле¬чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво¬охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обраще¬нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про¬тивопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо¬гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на¬секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по¬кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
           Общение (7 ч.)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно¬шения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от¬дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен¬ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч.)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон¬та, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов¬раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло), притоки реки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле¬ния. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос¬топримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучает¬ся по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Заключение.
Что мы узнали и чему научились за год.
                                         3 класс (68 ч.)
Как устроен мир (6 ч.)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (меж¬ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутрен¬ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра¬жение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко¬логия – наука о связях между живыми существами и окру¬жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно¬го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри¬цательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч.)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи¬вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни¬ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо¬мия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч¬вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду¬манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды¬хание и питание растений. Размножение и развитие расте¬ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко¬мые,   рыбы,   земноводные,   пресмыкающиеся,   птицы,   звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи¬вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира¬мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч¬ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга¬низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в кр

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»