Управление образования Администрации города Кемерово
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№91»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ОС «Школа России»
1 – 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№91»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
ОС «Школа России»
1 – 4 класс
(составлена в соответствии с ФГОС НОО)
Составитель программы:
Морозова С.О., учитель начальных классов
Морозова С.О., учитель начальных классов
Кемерово 2016
I. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
В соответствии с ФГОС НОО планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» представлены:
• личностными результатами (готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности);
• метапредметными результатами (освоенные обучающимися универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);
• предметными результатами (система основополагающих элементов научного знания по учебному предмету «Окружающий мир» как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для данного предмета).
1 класс
Личностными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
• оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
• объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
• в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
• работать по предложенному учителем плану;
• отличать верно выполненное задание от неверного;
• совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
• донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
• выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений:
• соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
• различать основные части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами;
• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
• выполнять правила личной гигиены и безопасного пове¬дения на улице и в быту;
• выполнять простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой;
• использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила пове¬дения в общественных местах;
• составить небольшой рассказ на тему «Кем ты хочешь стать»;
• различать овощи и фрукты.
2 класс
Личностными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
• оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
• объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
• самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
• в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
• определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
• совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков);
• планировать учебную деятельность на уроке;
• высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике);
• работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты);
• определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;
• делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи;
• добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»);
• добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
• перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
• донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• вступать в беседу на уроке и в жизни;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
• выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
• различать объекты природы и предметы, созданные чело¬веком, объекты неживой и живой природы;
• различать изу¬ченные группы растений и животных;
• распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каж-дой группы);
• вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
• выполнять правила поведения в природе;
• различать изученные виды транспорта;
• вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
• соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
• выполнять правила личной гигиены и безопасного пове¬дения на улице и в быту;
• использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми;
• выполнять правила пове¬дения в общественных местах;
• определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
• приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
3-4 классы
Личностными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 3 – 4-м классе является формирование следующих умений:
• оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
• объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохи;
• самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
• в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
• самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
• совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
• составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
• отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
• добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
• перерабатывать полученную информацию :делать выводы на основе обобщения знаний;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
• доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
• доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
• читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
• договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
• уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений:
• распознавать природные объекты с помощью атласа-опре¬делителя;
• различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
• проводить наблюдения природных тел и явлений, прос¬тейшие опыты и практические работы, фиксировать их ре¬зультаты;
• объяснять в пределах требований программы взаимосвя¬зи в природе и между природой и человеком;
• соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
• выполнять правила личного поведения в природе, обос¬новывать их необходимость;
• выполнять посильную работу по охране природы;
• выполнять правила личной гигиены и безопасности;
• ока¬зывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
• обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
• владеть элементарными приемами чтения карты;
• приводить примеры городов России, стран – соседей Рос¬сии, стран зарубежной Европы и их столиц.
Предметными результатами изучения учебного предмета «Окружающий мир» в 4-ом классе является формирование следующих умений:
• соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
• адекватно оценивать ситуацию на проезжей части, тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
• прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
• распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;
• различать важнейшие полезные ископаемые свое¬го края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
• проводить наблюдения природных тел и явлений;
• в учебных и реальных ситуациях в доступной форме да¬вать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологи¬ческой допустимости;
• определять возможные причины отри¬цательных изменений в природе;
• предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
• определять необходимые меры охраны природы, ва¬рианты личного участия в сохранении природного окруже¬ния;
• приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
• соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
• приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
• приводить примеры народов России;
• самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведчес¬кого и обществоведческого характера, излагать их в виде со¬общения, рассказа;
• применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
• владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
В результате изучения учебного предмета «Окружающий мир» выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
– использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
– моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
– осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
– пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
– выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
– планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
– используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
– использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
– осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
– наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
– определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
1 класс (66 ч.)
Введение (1 ч.)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать воп¬росы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Экскурсии: Знакомство со школой. Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто? (20 ч.)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с от¬дельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местнос¬ти по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с се¬менами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение пред¬метов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьюте¬ром, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государ¬ственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Экскурсии: Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Знакомство с растениями цветника. Что такое зоопарк?
Практические работы: Знакомство с комнатными растениями. Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения. Распознавание листьев различных деревьев. Сравнительное исследование сосны и ели. Что общего у разных растений? Знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 ч.)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электро¬приборами. Сборка простейшей электрической цепи (по ус¬мотрению учителя).
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с призна¬ками живого и условиями, необходимыми для жизни орга¬низмов. Простейшие правила ухода за комнатными растени¬ями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. За¬бота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо изве¬стные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: Изучение свойств снега и льда. Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями. Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (11 ч.)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают ди¬нозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 ч.)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учи¬теля). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нуж¬но рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему ово¬щи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Авто¬мобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомоби¬ли будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные по¬езда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные сред¬ства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли.
Практическая работа: Простейшие правила гигиены.
Заключение.
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблю¬дений, опытов, книг и других источников информации в по¬знании окружающего мира.
2 класс (68 ч.)
Где мы живем (4 ч.)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы на¬зываем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, живот¬ные – все это окружающая нас природа. Разнообразные ве¬щи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука-ми людей. Наше отношение к окружающему.
Экскурсия: Что нас окружает?
Природа (20 ч.)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как лю¬ди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, че¬ловека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные расте¬ния. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, ра¬зорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана рас¬тений и животных своего края. Правила поведения в при¬роде.
Красная книга России: знакомство с отдельными расте¬ниями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч.)
Город (село), где мы живем: основные особенности, дос¬тупные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. До¬машний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяй¬ство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные предс¬тавления об отдельных производственных процессах, напри¬мер от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотре¬нию учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажир¬ский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писа¬теля, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Эколо¬гические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9 ч.)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важней¬шее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наибо¬лее распространенные заболевания, их предупреждение и ле¬чение; поликлиника, больница и другие учреждения здраво¬охранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обраще¬нии с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Про¬тивопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило эколо¬гической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие на¬секомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по¬кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч.)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отно¬шения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от¬дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в обществен¬ных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (18 ч.)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизон¬та, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, ов¬раги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло), притоки реки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явле¬ния. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие дос¬топримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучает¬ся по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Заключение.
Что мы узнали и чему научились за год.
3 класс (68 ч.)
Как устроен мир (6 ч.)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (меж¬ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутрен¬ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра¬жение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко¬логия – наука о связях между живыми существами и окру¬жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно¬го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри¬цательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч.)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи¬вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни¬ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо¬мия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч¬вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду¬манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды¬хание и питание растений. Размножение и развитие расте¬ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко¬мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи¬вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира¬мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч¬ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга¬низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в кр