Интегрированный урок в 3 классе (французский язык – литературное чтение)
Мама – главное слово в каждой судьбе
Бочарова Анастасия Владимировна,
учитель французского языка
в начальной школе ГБОУ гимназии 171
Пояснительная записка
Данный интегрированный урок тематически связан с праздником 8 марта и посвящён мамам наших учеников. Урок организован для мам и именно они являются зрителями и героями урока. Любовь к маме является лейб-мотивом урока, пронизывающим три его части — литературное чтение, французский язык, музыка. Содержательные линии урока объединяют все три вышеперечисленных предмета в единую, органичную структуру урока: музыка(инсценировка песни на русском языке) — литературное чтение (работа со тихотворением А. Барто «Разлука») - французский язык (развитие умений монологической речи-монолог-описание) — музыка (инсценировка песни на французском языке)
Предметы |
литературное чтение, французский язык, музыка |
Класс |
3 г класс |
Тема урока |
«Мама» - главное слово в каждой судьбе |
Связь данного урока с предыдущими и последующими уроками |
Литературное чтение: данный урок входит в раздел поэтическая тетрадь, посвящённый работе со стихотворными произведениями Французский язык: данный урок входит в блок уроков по теме «Моя семья. Мои родители» и подводит промежуточный итог в процессе изучения лексика-грамматического материала по данной теме. Музыка: данный урок является заключительным в блоке уроков «В концертном зале»; на уроке учащиеся демонстрируют продукты своей творческой деятельности (инсценировки песен на русском и французском языках) |
Цели урока |
Формирование умений монологической речи на родном и иностранном языках с опорой на прочитанный текст стихотворения |
Тип урока |
интегрированный |
Технологии |
Динамическая семантизация (отработка ЛЕ и РО через движение), работа с опорными таблицами и карточками, коллективное письмо, музыкальные инсценировки, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, элементы поисковой деятельности и проблемного обучения |
Ожидаемые трудности и пути их разрешения |
Возможны грамматические трудности — употребление женского и мужского рода прилагательных. Снятие грамматических трудностей с помощью игры с мячом, дидактической зарядки и игры с карточками |
Материалы |
Карточки с прилагательными, картинки (мама/папа), мяч, «скелет» коллективного письма, магниты, текст стихотворения в учебнике |
Оборудование |
MP3- проигрыватель для фонограммы двух песен |
|
Планируемые результаты |
Предметные |
Ученики научатся употреблять прилагательные, обозначающие личностные характеристики, в женском и мужском роде, научатся описывать своих родителей (описание внутренних качеств) на родном и иностранном языках, рассказывать о привычках своих родителей, употребляя конструкцию «Мама/папа любит что-то делать» |
Личностные |
Формирование нравственно-этической системы оценивания людей и их поступков: понятие положительных моральных качеств, формирование системы непреложных семейных ценностей в сознании учащихся (любовь к маме и папе, забота о близких и т.п.) |
Метапредметные |
Формирование общеучебных умений: навык работы с информацией, извлечённой из текста стихотворения, опорных схем, таблиц, карточек, поиск, анализ, обобщение этой информации |
|
Универсальные учебные действия |
Познавательные |
Находить информацию, анализировать, обощать, классифицировать по заданным параметрам, работать с знаково-символическими системами, представлять информацию в сжатом и развёрнутом виде. |
Регулятивные |
Определять цель и планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, корректировать свою деятельность по ходу, оценивать полученные результаты. |
Коммуникативные |
Излагать своё мнение, аргументируя его, понимать и принимать позицию другого человека, создавать устные и письменные тексты, используя речевые средства в соответствие с коммуникативной задачей. |
Библиография
На уроке используется стихотворение А. Барто « Разлука» из учебника Климановой Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс,2 часть,- М., Просвещение, 2013 (программа « Школа России»)
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов.
Диагностика предметных результатов, представленных в виде таких коммуникативных умений, как умение описывать внутренние качества человека на родном и иностранном языках, выражать своё отношение к человеку, осуществляется в процессе наблюдения учителем за качеством выполнения соответствующих условно-коммуникативных упражнений, в том числе в игровой форме:
- игра «составление комплимента маме» с опорой на фразу-образец
- описания внутренних качеств мамы с опорой на прочитанное стихотворение А. Барто и с помощью наводящих вопросов учителя
- ответы на проблемные вопросы учителя по прочитанному стихотворению
- игра-физзарядка
- игра с мячом
- командная игра «письмо вслепую»
Метапредметные результаты проверяются опосредованно при оценке целевых коммуникативных умений, обозначенных выше, процессе выполнения соответствующих упражнений:
- анализ прочитанного стихотворения
- поиск информации в прочитанном стихотворении
- заполнение опорной таблицы на доске
- заполнение схемы -скелета для письма
Содержание и текст методической разработки урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
1. Организация класса
|
Учитель проверяет готовность к уроку, настраивает на интересный и необычный урок
|
Ученики приводят в порядок рабочие места и готовятся внимательно слушать учителя
|
Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности
|
2. Постановка учебной задачи
|
На нашем уроке присутствуют ваши мамы. Скоро наступит праздник. -как вы думаете о ком и о чём сегодня будет наш урок? Под руководством учителя музыки исполняется песня о маме.
|
Ученики формулируют тему урока Дети хором поют песню и разыгрывают небольшую музыкальную сценку-поздравление (инсценировка песни «Наши мамы — самые красивые») |
Познавательные: самостоятельно формулировать тему и цель урока Регулятивные: целеполагание
|
3. Актуализация знаний |
Учитель выясняет знания детей о произведениях, посвящённых маме. У А.Л.Барто есть стихотворение, которое называется «Разлука» -Что обозначает слово «разлука»? Чтение учителем стихотворения вслух. |
Ученики называют авторов или произведения, которые им известны.
Ученики подбирают синонимы к слову разлука. |
Познавательные: поиск лексического значения слова
|
4. Работа над содержанием стихотворения А.Барто «Разлука»
А) Знакомство с содержанием
Б)Самостоятельное чтение
В) Беседа по содержанию
Г) Обобщение, итог |
-Какое настроение вызвало у вас стихотворение? Почему?
А теперь прочитайте стихотворение. Учитель предлагает чтение по смысловым частям -О чём говорится вначале стихотворения? -Для кого мальчик всё это делает? -Действительно ли это так? -Почему? Чтение следующего отрывка: -Чем стал заниматься мальчик в отсутствии мамы? -Долго ли это продолжалось? -Почему? Чтение последнего отрывка: -Чем всё закончилось? -Почему мальчик самостоятельно стал всё делать?
-О чём хотела нам сказать автор этого стихотворения?
Мы с вами прочитав стихотворение, сделали вывод об отношении к маме, о любви, об уважении, о чувствах, о переживаниях. «Мама» - самое главное слово на свете.
|
Ученики делятся своими впечатлениями.
Ученики читают стихотворение самостоятельно Ученики читают стихотворение вслух по смысловым отрывкам и отвечают на вопросы по содержанию
Ученики делают вывод – в чём смысл этого произведения.
|
Коммуникативные -умение выражать своё мнение Личностные: -определение своей позиции по данной теме Личностные: -определение личностной позиции по заданному вопросу Познавательные: -умение анализировать и сопоставлять, сформулировать ответ на поставленный вопрос -умение обобщать и делать вывод
|
5. Логический переход к части урока - «французский язык» |
Учитель литературного чтения делает «логический мостик», который позволяет перейти к предмету «французский язык»: Так как же звучит слово «мама» на других языках? В нашей гимназии вы изучаете французский язык, на уроках часто называете это слово, а как можно назвать маму по- французски? |
|
|
6.Самоопределение в деятельности Речевая зарядка
Игра «Сделай комплимент своей маме»
Определение цели
|
Учитель французского языка в непринуждённой форме беседует с учащимися на ия на тему « какая твоя мама» с помощью альтернативных вопросов (Твоя мама трудолюбивая или ленивая), а затем предлагая ученикам самостоятельно найти антонимы
Учитель делит учащихся на 3 команды по колонкам и предлагает сделать мамам комплименты с опорой на структуру «Mamamanest....”
Учитель предлагает подвести итог игры: Так что же мы можем рассказать о маме, - и подводит к цели .
|
Учащиеся ищут необходимые прилагательные, подбирая альтернативные пары и вычленяя личностные характеристики для своей мамы
Каждая команда по очереди в быстром темпе говорит комплимент маме, стараясь не повторять варианты соперников
Ученики выводят цель: мы можем рассказать, какие замечательные наши мамы, что они любят делать. |
Познавательные: активация лексики одной семантической группы. Регулятивные: выработка умения работать результативно в условиях ограниченного времени. Личностные: определение личностной позиции по данной теме.
Регулятивные: определение цели учебной деятельности Коммуникативные: выражать своё мнение, пользуясь языковыми и речевыми средствами ия |
7. Учебно-познавательная деятельность Игра с мячом с целью снятия грамматических трудностей
Дидактическая физзарядка
Работа с таблицей на доске и карточками
|
Учитель кидает мяч ученику и называет прилагательное в мужском (женском) роде
Учитель показывает движения, сопровождая их фразами: Моя мама весёлая, добрая, энергичная, спортивная. Она любит читать, кататься на велосипеде и т. п. Мой папа добрый, серьёзный, трудолюбивый, сильный, активный. Он любит играть в футбол, смотреть телевизор, работать на компьютере. Повторяет зарядку в других режимах: показывает движения, начинает фразу - учащиеся заканчивают, говорит, не показывая движения. На доске создана опорная таблица:
Mon père est...Ma mère est
Учитель объясняет задание: вытащи карточку с прилагательным, прикрепи в нужную колонку, произнеси фразу. Далее выступает в роли наблюдателя-координатора. |
Ученик кидает мяч учителю и называет форму женского (мужского) рода соответствующего прилагательного
Ученики повторяют движения и РО за учителем, затем самостоятельно находят нужные фразы к движениям, затем наоборот подбирают движения к фразам, наконец, работают в режиме ученик — класс (ученик — ведущий «работает за учителя»)
Ученики по одному выходят к доске, вытаскивают карточку, прикрепляют в нужную колонку и произносят фразу, затем осуществляется взаимопроверка (ученики самостоятельно проверяют ответы друг друга и оценивают с помощью фраз правильно-неправильно).В случае ошибки выходит другой ученик и исправляет её. |
Познавательные: анализ и сравнение по заданным параметрам ( мужской-женский род), активация грамматического материала Регулятивные: выработка умения работать результативно в условиях ограниченного времени. Познавательные: пользование знаково-символическими системами (движение как знак) Коммуникативные: построение монологического высказывания с опорой на движение и жесты
Познавательные: классификация по заданным параметрам Коммуникативные: построение монологического высказывания с опорой на таблицу Регулятивные: оценка успешности результата деятельности, корректировка в процессе выполнения деятельности |
8.Интеллектуально-преобразовательная деятельность Игра «письмо вслепую»
|
Учитель делит учащихся на 3 команды по колонкам, раздаёт заготовки для письма « Мои родители», объясняет задание: нужно рассказать в письме о своих родителях |
Каждая пара в команде должна написать предложение, загнуть листочек и передать следующей паре. Последняя пара в команде разворачивает письмо и читает, что у них получилось. Выигрывает команда, которая сделала задание первой и с наименьшим количеством ошибок. |
Коммуникативные: использование речевых средств в соответствии с коммуникативной задачей, построение монолога-описания с опорой на схему скелет Регулятивные: выработка умения работать результативно в условиях ограниченного времени. |
9. Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия. Подведение итогов занятия. Формулирование домашнего задания .
|
Учитель предлагает и объясняет домашнее задание творческого характера, обсуждая формы его представления: создать буклет «моя семья», где каждый член семьи будет описан на одном развороте буклета. Учитель предлагает обсудить итоги урока.
|
Учащиеся выясняют детали выполнения домашнего задания и форму. Учащиеся анализируют результаты урока, отвечая на вопросы: что мы теперь умеем делать, говорить, что показалось наиболее интересным, трудным |
Регулятивные: оценивать степень успешности достигнутых результатов в соотношение с поставленной целью |
10. Исценировка песни на французском языке “Jet'offrecettefleur” («Я дарю тебе этот цветок») |
Учитель музыки организует инсценировку песни |
Учащиеся показывают музыкальный номер на ия -подарок для мам. |
Личностные: самоопределение в отношение таких ценностей как «мама», «родители». «семья» через призму творчества |
Приложение (заготовка для «письма вслепую»)
Ma mère est __________________________________________
Elle aime _____________________________________________
Mon père est__________________________________________
Il aime _______________________________________________
J'aime ___________________ avec mes parents.
J'aime mes__________________________________.