Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эффективность интегрированных уроков в начальных классах

Коптева Юлия Викторовна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 158
Калининского района Санкт-Петербурга
 
Современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально и всесторонне развитой личности с целостным представлением картины мира.
В соответствии с модернизацией отечественного образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, переоценки учебного процесса, внедрения стандартов второго поколения, соответствия учебных программ уровню ФГОС, а также изменения, касающиеся воплощения вышеперечисленного посредством применения новых технологий, методов и типов уроков.
За годы работы учителем начальных классов я пришла к выводу, что наиболее эффективными, интересными для педагога и детей, являются интегрированные уроки.
Интеграция – это чрезвычайно привлекательная форма урока для ребёнка. Дети более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой, непривычный ход урока побуждает его интерес и стимулирует активность.
Интегрированные уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками. Это, в каком-то смысле, научная деятельность. Особая ценность этого явления в том, что роль исследователей выполняют ученики.
Помимо вышеперечисленного, уроки такого типа как нельзя лучше раскрывают творческий потенциал педагога. Это не только новый этап в профессиональной деятельности учителя, но и замечательная возможность для него выйти на новый уровень отношений с классом.
Интегрированные уроки преследуют цель развития образного мышления ученика, способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом, способствуют более прочному усвоению знаний, стимулируют стремление к поисковой и исследовательской деятельности.
Все виды деятельности на уроке должны соответствовать лимиту учебной нагрузки. Дети итак получают большой объём информации, они постоянно активны и увлечены новизной урока, поэтому учитель не должен допустить перегрузки, которой, к сожалению, не всегда удаётся избежать некоторым учителям. Нагромождение материала, наглядностей, активных видов работы утомляют ребёнка, и он перестаёт воспринимать учебный материал. Наша цель – изучение темы в межпредметном контексте, а не погоня за объёмами знаний.
Интегрированные уроки обычно планируются заранее. Ведь необходимо и совпадение тем в учебных программах, и готовность класса к определённому типу урока. Очень часто интегрированные уроки проводятся по темам обобщения и закрепления знаний. Можно привлекать и учащихся к подготовке интегрированного урока, заранее предлагая им подготовить некую часть нового материала. Таким образом, вы уже делаете урок ролевым.
Из всего вышесказанного следует вывод о том, что интегрированные уроки представляют собой достаточно сложную систему. И для того, чтобы эффективно, удачно, профессионально использовать их на практике нужно знать теоретические аспекты интегрированного обучения, а также усвоить особенности их использования в начальной школе, которых следует придерживаться для того, чтобы осуществить какой-то определенный педагогический замысел.
Таким образом, идет разносторонний поиск возможностей реализации интеграции в процессе обучения исходя из того, что нет однозначного понимания сущности интеграции, авторы, занимающиеся данной проблемой, предлагают разные варианты ее решения. Не смотря на отсутствие единого подхода к проблеме, процесс интеграции - это перспективный шаг на пути модернизации образования, ведущий к созданию предпосылок в формировании современного целостного представления об окружающей действительности.
Сегодня педагогика склоняется к тому, что в основе интегрированных уроков должна быть гуманистическая направленность. Это значит, что знания приобретают характер личностно важных, близких каждому ученику. Стирается обезличенность знаний, на первый план выходит социальная важность учебного материала. Это направляет учителя на поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам ученика, на личную значимость материала для ребёнка.
Литература
  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М. -1968. - С. 308.
  2. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150-154.
  3. Герасимов С. 5. Познавательная активность и понимание. Вопросы психологии. - 1994. - № 3. -С. 14-15.
  4. Григорьева И.А. Чтобы что-нибудь получилось, не обязательно долго мучиться. Учительская газета. - 1998. – М 3. - С. 6-7.
  5. Колягин Ю.М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе. Начальная школа. - 1989. -Л 3. - С. 18.
  6. Купров Б.Д. Воспитание любви к природе на уроках русского языка. Начальная школа. - 1984. - №3. - С. 42.
  7. Лямина 3.Н. Интегрированные уроки - одно из средств привития интереса к учебным предметам. Начальная школа. -1995. - №II. - С. 21.
  8. Матюхина М.В. Мотивация учения младшего школьника. -М.: Просвещение. - 1984. - 114
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»