Использование дидактических игр в группе продленного дня
Черновская Татьяна Анатольевна,
воспитатель группы продленного дня
ГБОУ лицей №384
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. В этом возрасте учебная деятельность начинает только формироваться, поэтому преобладающей все-таки считается игровая.
Играя, дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается характер, воля, дисциплина.
Применяя дидактические игры, я способствую развитию мотивов учебной деятельности, формированию личного смысла учения, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, использованию знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
Дидактическая игра - эффективная форма проведения занятий в группе продленного дня, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого занятия позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в занятие дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к усвоению ими новых знаний.
В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях в группе продленного дня, лежат следующие принципы:
- актуальность дидактического материала (актуальные формулировки задач обучения детей на данном этапе, наглядные пособия и др.) помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.
- коллективность позволяет сплотить школьный класс в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку, и зачастую - более сложные.
- соревновательность создает у ребят стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.
Хочу поделиться занимательным материалом, собранным мною из различных источников, который я использую в группе продленного дня.
Игра с последующей рефлексией позволяет мне создать ситуацию приобретения учениками определенного эмоционального опыта и его осознания, осмысления с помощью последующей рефлексии своих чувств и переживаний:
Ø«Слепой и поводырь»: ученики разбиваются на пары. Один исполняет роль «слепого», второй – роль «поводыря». «Поводырь» в течение пяти минут водит своего партнера с завязанными глазами по комнате, затем они меняются местами. После чего учащиеся рефлектируют свои ощущения в каждой роли.
Ø«Моющая машина»: ученики строятся в две шеренги лицом друг к другу и представляют, что они – моющая машина, нужно «помыть» того, кто пройдет через нее, сделать его более радостным, счастливым. Обсуждение после игры позволяет ученикам разобраться в чувствах.
Режиссерские, хореографические, литературные, музыкальные способности эффективнее всего реализуются в праздниках:
«Золотая осень». «Праздник правил дорожного движения». «Праздник здоровья». «Новый год». «Подарок мамам». «Здравствуй, лето». и т. д.
Задачи в стихах
Ø Две розы Маша сорвала,
В подарок маме принесла.
Сорви еще и подари
Ты мамочке не две, а ... (три).
Ø 2.Скоро десять лет Сереже,
Диме нет еще семи.
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.
А на сколько лет моложе
Мальчик Дима, чем Сережа? (На 3 года).
Ø Пять щенят в футбол играли,
Одного домой позвали.
Он в окно глядит, скучает,
Сколько их теперь, считает:
Пять щенят плюс мама-лайка.
Сколько будет, сосчитайка! (6)
Ø – Что хромаешь ты, жучок?
– Ранил ножку о сучок.
Прежде на своих шести
Очень быстро мог ползти.
На скольких ножках ползает теперь жучок? (На пяти.)
Ø Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело
– Сколько всех их прилетело? (7)
Ø У куклы пять нарядных платьев,
Какое нынче надевать ей?
Есть у меня цветная шерсть
– Свяжу, и платьев будет ... (шесть)
Задачи - шутки
Ø Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4)
Ø Мальчик нашел на дороге 5 копеек. Сколько денег найдут два мальчика? (Нисколько.)
Ø Шла бабка в Москву, а навстречу ей 3 старика, у каждого по 2 мешка. Сколько всего человек шло в Москву? (Одна старуха.)
Ø На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел ягоды из одного стакана и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? (3)
Ø Когда козе исполнится 7 лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой.)
Ø Из леса нужно привезти 9 бревен. На машину можно положить не больше 4 бревен. Сколько раз придется съездить в лес, чтобы привезти все бревна? (3 раза.)
Ø На груше росло 10 груш, а на иве – на 2 меньше. Сколько груш росло на иве? (На иве груши не растут.) У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье? (8)
Дидактические игры
Ø «В гостях у Красной Шапочки»
Прошу детей помочь Красной Шапочке накрыть стол, так как к ней придут в гости зайчик, мишка и лисичка. Дети отвечают на вопросы: сколько всего придет гостей? Сколько надо поставить стульчиков? Сколько надо поставить чашек? Один ученик выполняет задания у доски, используя кукольную мебель, посуду и игрушки: мишку, зайчика, лисичку, куклу – Красную Шапочку; остальные, используя счетный материал, выполняют задания на своих рабочих местах. В результате игры дети узнают, что стульчиков и чашек надо поставить столько же, сколько будет гостей.
Ø «Геометрическая мозаика»
Предлагаю детям составить комбинацию из геометрических фигур, следуя его указаниям: – Положите зеленый кружок, справа от него – желтый треугольник, слева от зеленого кружка – желтый квадрат, а выше – красный треугольник, ниже – красный квадрат. За желтым треугольником положите зеленый квадрат, а рядом – красный круг.
Ø «Составим поезд»
Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из последующего. Составляя поезд, мы можем считать вагоны слева направо и справа налево. Учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного вагона и не сосчитать его дважды.
Ø «Арифметический лабиринт»
Игра заключается в том, чтобы пройти через двое ворот и набрать в сумме определенное число.
Сюжетно-ролевые игры
Ø «Театр»
Прошу детей представить, что они пришли в театр. Перед ними зрительный зал (наборное полотно, каждый карманчик на котором – это стул).
Нужно посчитать, сколько стульев в первом ряду. (10)
Сколько стульев во втором ряду? В третьем? (10)
В каждом ряду по 10 мест. Требуется назвать номер каждого стула в первом ряду. Ученики хором называют: первый, второй... десятый.
Кассир выдает каждому билет, на котором написаны ряд и место.
– Рассмотрите числа на своих билетах. В каком ряду и на каком месте должен сидеть каждый из вас?
Несколько учеников называют свой ряд и место.
Контролер проверяет, правильно ли зрители занимают места.
Первым он предоставляет занять места девочкам.
Ø «Почтальон»
Читаю: – Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Дети хором отвечают:
– Это он, это он – Ленинградский почтальон.
Выбираем почтальона и вручаем ему почту: телеграммы, письма, открытки. В каждой корреспонденции, кроме нескольких добрых слов адресату, есть задание – вычислить значение выражения, решить задачу. На партах разложены карточки с цифрами – номера домов. Почтальон берет одно письмо (или открытку), выполняет задание и доставляет почту в соответствующий дом (ответ решенного примера или задачи указывает номер дома, в который нужно доставить письмо). Получатель письма быстро проверяет правильность ответа. Если ответ неверный, ученики меняются ролями.
В заключение хочу отметить, что игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина, сердцевина досуга. Игра как огромный пласт культуры обогащает досуг детей и вносит разнообразие в их пребывание в группе продленного дня, воссоздавая целостность бытия.