Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Использование дидактических игр в группе продленного дня

 Черновская Татьяна Анатольевна,
воспитатель группы продленного дня
ГБОУ лицей  №384

Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. В этом возрасте учебная деятельность начинает только формироваться, поэтому преобладающей все-таки считается игровая.

Играя, дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается характер, воля, дисциплина.

Применяя дидактические игры, я способствую развитию мотивов учебной деятельности, формированию личного смысла учения, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, использованию знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

Дидактическая игра - эффективная форма проведения занятий в группе продленного дня, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого занятия позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в занятие дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к усвоению ими новых знаний.

           В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях в группе продленного дня,   лежат следующие принципы:

- актуальность дидактического материала (актуальные формулировки задач обучения детей на данном этапе, наглядные пособия и др.) помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

- коллективность позволяет сплотить школьный класс в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку, и зачастую - более сложные.

- соревновательность создает у ребят стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.

Хочу поделиться занимательным материалом, собранным мною из различных источников,  который я использую в группе продленного дня.

Игра с последующей рефлексией позволяет мне создать ситуацию приобретения учениками определенного эмоционального опыта и его осознания, осмысления с помощью последующей рефлексии своих чувств и переживаний:

Ø«Слепой и поводырь»: ученики разбиваются на пары. Один исполняет роль «слепого», второй – роль «поводыря». «Поводырь» в течение пяти минут водит своего партнера с завязанными глазами по комнате, затем они меняются местами. После чего учащиеся рефлектируют свои ощущения в каждой роли.

Ø«Моющая машина»: ученики строятся в две шеренги лицом друг к другу и представляют, что они – моющая машина, нужно «помыть» того, кто пройдет через нее, сделать его более радостным, счастливым. Обсуждение после игры позволяет ученикам разобраться в чувствах.

     Режиссерские, хореографические, литературные, музыкальные способности эффективнее всего реализуются в праздниках:

«Золотая осень». «Праздник правил дорожного движения». «Праздник здоровья». «Новый год». «Подарок мамам». «Здравствуй, лето». и т. д.

Задачи в стихах

Ø  Две розы Маша сорвала,

 В подарок маме принесла.

 Сорви еще и подари

 Ты мамочке не две, а ... (три).

Ø  2.Скоро десять лет Сереже,

 Диме нет еще семи.

 Дима все никак не может

 До Сережи дорасти.

 А на сколько лет моложе

Мальчик Дима, чем Сережа? (На 3 года).

Ø  Пять щенят в футбол играли,

 Одного домой позвали.

Он в окно глядит, скучает,

 Сколько их теперь, считает:

Пять щенят плюс мама-лайка.

Сколько будет, сосчитайка! (6)

Ø   – Что хромаешь ты, жучок?

– Ранил ножку о сучок.

Прежде на своих шести

Очень быстро мог ползти.

На скольких ножках ползает теперь жучок? (На пяти.)

Ø  Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели.

Отвечайте быстро, смело

 – Сколько всех их прилетело? (7)

Ø  У куклы пять нарядных платьев,

Какое нынче надевать ей?

Есть у меня цветная шерсть

 – Свяжу, и платьев будет ... (шесть)

Задачи - шутки

Ø  Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4)

Ø  Мальчик нашел на дороге 5 копеек. Сколько денег найдут два мальчика? (Нисколько.)

Ø  Шла бабка в Москву, а навстречу ей 3 старика, у каждого по 2 мешка. Сколько всего человек шло в Москву? (Одна старуха.)

Ø  На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел ягоды из одного стакана и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? (3)

Ø  Когда козе исполнится 7 лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой.)

Ø  Из леса нужно привезти 9 бревен. На машину можно положить не больше 4 бревен. Сколько раз придется съездить в лес, чтобы привезти все бревна? (3 раза.)

Ø  На груше росло 10 груш, а на иве – на 2 меньше. Сколько груш росло на иве? (На иве груши не растут.) У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье? (8)

 

Дидактические игры

Ø     «В гостях у Красной Шапочки»

 Прошу детей помочь Красной Шапочке накрыть стол, так как к ней придут в гости зайчик, мишка и лисичка. Дети отвечают на вопросы: сколько всего придет гостей? Сколько надо поставить стульчиков? Сколько надо поставить чашек? Один ученик выполняет задания у доски, используя кукольную мебель, посуду и игрушки: мишку, зайчика, лисичку, куклу – Красную Шапочку; остальные, используя счетный материал, выполняют задания на своих рабочих местах. В результате игры дети узнают, что стульчиков и чашек надо поставить столько же, сколько будет гостей.

Ø     «Геометрическая мозаика»

Предлагаю детям составить комбинацию из геометрических фигур, следуя его указаниям: – Положите зеленый кружок, справа от него – желтый треугольник, слева от зеленого кружка – желтый квадрат, а выше – красный треугольник, ниже – красный квадрат. За желтым треугольником положите зеленый квадрат, а рядом – красный круг.

Ø     «Составим поезд»

Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из последующего. Составляя поезд, мы можем считать вагоны слева направо и справа налево. Учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного вагона и не сосчитать его дважды.

Ø  «Арифметический лабиринт»

Игра заключается в том, чтобы пройти через двое ворот и набрать в сумме определенное число.

Сюжетно-ролевые игры

Ø  «Театр»

Прошу  детей представить, что они пришли в театр. Перед ними зрительный зал (наборное полотно, каждый карманчик на котором – это стул).

Нужно посчитать, сколько стульев в первом ряду. (10)

 Сколько стульев во втором ряду? В третьем? (10)

В каждом ряду по 10 мест. Требуется назвать номер каждого стула в первом ряду. Ученики хором называют: первый, второй... десятый.

Кассир выдает каждому билет, на котором написаны ряд и место.

– Рассмотрите числа на своих билетах. В каком ряду и на каком месте должен сидеть каждый из вас?

Несколько учеников называют свой ряд и место.

Контролер проверяет, правильно ли зрители занимают места.

 Первым он предоставляет занять места девочкам.

Ø  «Почтальон»

Читаю: – Кто стучится в дверь ко мне

 С толстой сумкой на ремне?

Дети хором отвечают:

– Это он, это он – Ленинградский почтальон.

Выбираем почтальона и вручаем ему почту: телеграммы, письма, открытки. В каждой корреспонденции, кроме нескольких добрых слов адресату, есть задание – вычислить значение выражения, решить задачу. На партах разложены карточки с цифрами – номера домов. Почтальон берет одно письмо (или открытку), выполняет задание и доставляет почту в соответствующий дом (ответ решенного примера или задачи указывает номер дома, в который нужно доставить письмо). Получатель письма быстро проверяет правильность ответа. Если ответ неверный, ученики меняются ролями.

 

 

 

В заключение хочу отметить, что игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина, сердцевина досуга. Игра как огромный пласт культуры  обогащает досуг детей и вносит разнообразие в их пребывание в группе продленного дня, воссоздавая целостность бытия.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»