Современные проблемы формирования интереса ребят к книге
Киевская Ирина Борисовна,
учитель начальных классов,
педагог дополнительного образования
ГБОУ Гимназии № 56 Санкт-Петербурга
«Что может быть драгоценнее,
чем ежедневно входить в общение
с мудрейшими людьми мира».
Л.Н.Толстой
На сегодняшний день актуальна проблема сохранения интереса к книге, к чтению. Много написано советов, как научить ребёнка любить книгу, но по-прежнему остается актуальным проблема научить детей сложному искусству чтения и понимания книги.
В настоящее время качество чтения учащихся указывают на снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. Сегодня наблюдается снижение интереса ребят к чтению. Причин много. Это и развитие благ цивилизации как телевидение и компьютер. Это нехватка времени из-за занятости детей в разнообразных кружках дополнительного образования, факультативах. Это дополнительное обучение в музыкальных, художественных и спортивных школах. Ситуация усложняется еще и тем, что детские книги сравнительно дороги, а библиотечные фонды плохо пополняются, на книжных полках появляются книги с сомнительным содержанием и переводами. А ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте.
Как помочь ребенку, школьнику полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало удовольствием? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим миром, когда продолжает учиться в школе. Одной из первых форм приобщения ребенка к книге – семейное чтение вслух, но организовать на деле это не у всех получается. Необходимо терпение, даже выносливость, чтобы из вечера в вечер читать по очереди вслух, налаживая прочный духовный контакт с ребенком.
Задача учителя – это привлечение родителей к активной поддержке детского чтения, оказание им помощи в построении семейного досуга, общения, сотворчества вокруг чтения, возрождения традиций семейного чтения, повышения авторитета читателя.
Проблема приобщения детей к чтению сегодня приобрела глобальный характер. Современный учитель понимает, что ученик – личность не только растущая, но и ищущая свой путь познания истины, и он старается занимать активную роль в формировании ценностных ориентаций у учащихся в познании мира.
Цель изучения литературы в школе – это приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской и зарубежной литературы как классической, так и современной, углубление интереса детей к книге, чтению и литературе, воспитание художественного вкуса, расширение и систематизация знаний о лучших образцах классической и современной детской литературы, доступных для понимания младших школьников.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений; знакомство с биографией и творчеством писателя; литературный процесс и историко-культурные сведения, необходимые для понимания включённых в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества выразительного чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.
Основной формой урочной деятельности становится не рассказ учителя о книге, не объяснение учителем книги, а совместная (учеников и учителя) – работа над книгой, их диалог, направленный на понимание произведения, на выразительное чтение.
В соответствии с новыми стандартами образования содержание литературного образования современных младших школьников должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, среди которых выделяются те, что прямо связаны с предметом «Литературное чтение».
1. Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания чувствам.
2. Метапредметные результаты:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, построение рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение строить совместную деятельность.
3. Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; использование разных видов чтения для самообразования; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;
- пользование справочной литературой.
Роль учителя начальных классов неоценима в создании условий, обеспечивающих духовно– нравственное развитие учащихся школьного возраста в системе «учитель–ученик–родитель» через чтение детской классической и современной литературы, чтобы подготовка к урокам не была порождена элементарной «обязаловкой». Уроки чтения в школе должны быть любимыми, если это делается без принуждения и с любовью.
Хочу познакомить с одним из современных конкурсов, который был проведен в нашей гимназии, для активизирования детского чтения, как важнейшего фактора развития культуры подрастающего поколения.
Это конкурс любительских видеороликов «Папа, мама и я – читающая семья!», который проводился в январе 2014 года медиатекой Гимназии №56 Санкт-Петербурга при поддержке администрации в рамках реализации инновационного полипроекта «Чтение с увлечением».
Цель конкурса: продвижение и поддержка систематического творческого детского и семейного чтения в новом технологическом веке; укрепление традиций семейного чтения, воспитание читателя-школьника, повышение мотивации к творческому саморазвитию учащихся начальной школы с опорой на самостоятельное чтение, развитие навыков выразительного чтения и мелодекламации.
Предметом конкурса выступали любительские видеоролики.
- Видеоролик содержит запись выразительного чтения (с листа или наизусть) поэтического или фрагмента прозаического или драматического текста.
- В качестве чтеца (ов) выступают: сам учащийся и его семья (мама, папа, мама и папа, бабушка, дедушка, старшие/младшие братья и сестры).
- Местом записи выступают: квартира конкурсанта (возможно – семейная библиотека), какой-либо культурно-досуговый центр (библиотека, музей, театр, книжный клуб, салон, магазин), одно из многочисленных исторических мест Санкт-Петербурга, школьная медиатека.
- Допускается музыкальное сопровождение чтения.
- Продолжительность ролика – до 5 минут.
- В начале или в конце ролика в свободной форме должны быть названы текст, автор и исполнители.
- В ролике (в кадре) в той или иной форме (на столе, в руках у ребенка, на книжной полке, в заставке (если она есть)) должна быть показана книга, из которой взят текст для выразительного чтения.
Некоторые видеоролики, которые сделали родители и ученики моего класса представлены в виде ссылок:
http://www.youtube.com/watch?v=Kl7GCohzR9s
http://www.youtube.com/watch?v=OeunCau-ip8
http://www.youtube.com/watch?v=VWPvyj5DqH0
http://www.youtube.com/watch?v=KLYdlfQvwrs
http://www.youtube.com/watch?v=xI3jdd83EnY
http://www.youtube.com/watch?v=XP3qqmQIPEI
Этот конкурс ярко показал, с какой радостью родители и дети поддерживали читательскую инициативу, чтобы показать, что активность чтения не упала в семейных кругах. Продвижение и поддержка систематического творческого детского и семейного чтения в новом технологическом веке в виде общешкольного конкурса видеороликов дало возможность по-новому обратить внимание на такое событие, как чтение в жизни каждой семьи! Читала вся семья! Ребята делились своим семейным чтением друг с другом. Это был новый читательский опыт. И это был самый важный результат конкурса.
Следующий момент активности чтения, это конкурсы буклетов «Семейное чтение», «Портфолио читателя». Цель этих конкурсов – поддержка и развитие детского чтения, содействие всестороннему духовному и культурному развитию, воспитанию стремления к самообразованию.
Новый вид популяризации чтения книги –это активное участие в школьных литературных конкурсах книголюбов, в городских смотрах выразительного чтения, в дискуссионных клубах, в театрализации произведений, в праздниках книги, где развивается эмоциональная сфера учащихся, воспитывается их эстетический вкус, интерес к литературе.
Как вызвать у учащихся положительное отношение к чтению? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти вопросы учителю приходится решать каждый день при подготовке урока. Все в работе учителя направлено на решение актуальных задач современного культурного процесса: поддержку и развитие детского чтения; формирование читательской культуры; поддержка и активизация читательской деятельности; активизация возрождения традиций семейного чтения; формирование у детей устойчивых навыков систематического, творческого, развивающего чтения.
Дополнительно на уроках внеклассного чтения я стараюсь проводить литературные групповые пятиминутки. Ребята приносят книги, которые они прочитали за неделю, у учащихся появляется желание поделиться прочитанным с одноклассниками и учителем, похвалиться новой книжкой.
Также на уроках использую творческие и занимательные задания, которые повышают стремление учеников-читателей проникнуть в творчество писателя, учат ребят внимательно, с уважением относиться к слову великих мастеров литературы.
Формирование читателя — сложное дело. Важную роль играет совместная деятельность семьи и школы в пропаганде чтения: участие родителей во внеклассных мероприятиях и их подготовке, помощь в поисках и распространении литературных текстов.
Читательские интересы зависят от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но несмотря на все это, ведущее место остается за учителем, который формирует читательскую самостоятельность младших школьников на уроках литературы и внеклассного чтения, опираясь на отличительную особенностью нового стандарта, его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Литература
сайтом Педсовет.org Гарифуллина Татьяна
http://www.7ya.ru/article/Problemy-detskogo-chteniya/
Сайт Гимназии №56 СПб Конкурс «Папа, мама и я – читающая семья!»,
http://school56.e-ucativa.es/sitio/index.cgi?wAccion=news&wid_news=1217&wid_grupo_news=1
=
http://school56.e-ducativa.es/sitio/index.cgi?wAccion=news&wid_news=1259&wid_seccion=&wid_item=
Введение новых федеральных государственных стандартов в начальной школе
Лариса Павловна Кузнецова, начальник отдела общего образования
http://www.purovskiydo.ru/deyatelnost/general-education/fgos/article_detail.php?ID=116
Вестник Челябинского государственного университета. 2011. No 30 (245).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 22. С. 100–104.