Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Современные проблемы формирования интереса ребят к книге

Киевская Ирина Борисовна,
учитель начальных классов,
педагог дополнительного образования
ГБОУ Гимназии № 56 Санкт-Петербурга

 

«Что может быть драгоценнее,

чем ежедневно входить в общение

с мудрейшими людьми мира».

Л.Н.Толстой

На сегодняшний день актуальна проблема сохранения интереса к книге, к чтению. Много написано советов, как научить ребёнка любить книгу, но по-прежнему остается актуальным проблема научить детей сложному искусству чтения и понимания книги.

В настоящее время качество чтения учащихся указывают на снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. Сегодня наблюдается снижение интереса ребят к чтению. Причин много. Это и развитие благ цивилизации как телевидение и компьютер. Это нехватка времени из-за занятости детей в разнообразных кружках дополнительного образования, факультативах. Это дополнительное обучение в музыкальных, художественных и спортивных школах.  Ситуация усложняется еще и тем, что детские книги сравнительно дороги, а библиотечные фонды плохо пополняются, на книжных полках появляются книги с сомнительным содержанием и переводами. А ведь каждая книга должна прийти к ребенку в определенном возрасте.

Как помочь ребенку, школьнику полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало удовольствием? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим миром, когда продолжает учиться в школе. Одной из первых форм приобщения ребенка к книге – семейное чтение вслух, но организовать на деле это не у всех получается. Необходимо терпение, даже выносливость, чтобы из вечера в вечер читать по очереди вслух, налаживая прочный духовный контакт с ребенком.

Задача учителя – это привлечение родителей к активной поддержке детского чтения, оказание им помощи в построении семейного досуга, общения, сотворчества вокруг чтения, возрождения традиций семейного чтения, повышения авторитета читателя.

Проблема приобщения детей к чтению сегодня приобрела глобальный характер. Современный учитель понимает, что ученик – личность не только растущая, но и ищущая свой путь познания истины, и он старается занимать активную роль в формировании ценностных ориентаций у учащихся в познании мира.

Цель изучения литературы в школе – это приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской и зарубежной литературы как классической, так и современной, углубление интереса детей к книге, чтению и литературе, воспитание художественного вкуса, расширение и систематизация знаний о лучших образцах классической и современной детской литературы, доступных для понимания младших школьников.

Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений; знакомство с биографией и творчеством писателя; литературный процесс и историко-культурные сведения, необходимые для понимания включённых в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества выразительного чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.

Основной формой урочной деятельности становится не рассказ учителя о книге, не объяснение учителем книги, а совместная (учеников и учителя) – работа над книгой, их диалог, направленный на понимание произведения, на выразительное чтение.

В соответствии с новыми стандартами образования содержание литературного образования современных младших школьников должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы, среди которых выделяются те, что прямо связаны с предметом «Литературное чтение».

1. Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания чувствам.

2.  Метапредметные результаты:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, построение рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- умение строить совместную деятельность.

3.  Предметные результаты:

- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных традиций;

- осознание значимости чтения для личного развития; использование разных видов чтения для самообразования; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;

- пользование справочной литературой.

Роль учителя начальных классов неоценима в создании условий, обеспечивающих духовно– нравственное развитие учащихся школьного возраста в системе «учитель–ученик–родитель» через чтение детской классической и современной литературы, чтобы подготовка к урокам не была порождена элементарной «обязаловкой».  Уроки чтения в школе должны быть любимыми, если это делается без принуждения и с любовью.

Хочу познакомить с одним из современных конкурсов, который был проведен в нашей гимназии, для активизирования детского чтения, как важнейшего фактора развития культуры подрастающего поколения.

Это конкурс любительских видеороликов «Папа, мама и я – читающая семья!», который проводился в январе 2014 года медиатекой Гимназии №56 Санкт-Петербурга при поддержке администрации в рамках реализации инновационного полипроекта «Чтение с увлечением».

Цель конкурса: продвижение и поддержка систематического творческого детского и семейного чтения в новом технологическом веке; укрепление традиций семейного чтения, воспитание читателя-школьника, повышение мотивации к творческому саморазвитию учащихся начальной школы с опорой на самостоятельное чтение, развитие навыков выразительного чтения и мелодекламации.

Предметом конкурса выступали любительские видеоролики.

  • Видеоролик содержит запись выразительного чтения (с листа или наизусть) поэтического или фрагмента прозаического или драматического текста.
  • В качестве чтеца (ов) выступают: сам учащийся и его семья (мама, папа, мама и папа, бабушка, дедушка, старшие/младшие братья и сестры).
  • Местом записи выступают: квартира конкурсанта (возможно – семейная библиотека), какой-либо культурно-досуговый центр (библиотека, музей, театр, книжный клуб, салон, магазин), одно из многочисленных исторических мест Санкт-Петербурга, школьная медиатека.
  • Допускается музыкальное сопровождение чтения.
  • Продолжительность ролика – до 5 минут.
  • В начале или в конце ролика в свободной форме должны быть названы текст, автор и исполнители.
  • В ролике (в кадре) в той или иной форме (на столе, в руках у ребенка, на книжной полке, в заставке (если она есть)) должна быть показана книга, из которой взят текст для выразительного чтения.

Некоторые видеоролики, которые сделали родители и ученики моего класса  представлены в виде ссылок:

http://www.youtube.com/watch?v=Kl7GCohzR9s

http://www.youtube.com/watch?v=OeunCau-ip8

http://www.youtube.com/watch?v=VWPvyj5DqH0

http://www.youtube.com/watch?v=KLYdlfQvwrs

http://www.youtube.com/watch?v=xI3jdd83EnY

http://www.youtube.com/watch?v=XP3qqmQIPEI

Этот конкурс ярко показал, с какой радостью родители и дети поддерживали читательскую инициативу, чтобы показать, что активность чтения не упала в семейных кругах. Продвижение и поддержка систематического творческого детского и семейного чтения в новом технологическом веке в виде общешкольного конкурса видеороликов дало возможность по-новому обратить внимание на такое событие, как чтение в жизни каждой семьи! Читала вся семья! Ребята делились своим семейным чтением друг с другом. Это был новый читательский опыт.  И это был самый важный результат конкурса.

Следующий момент активности чтения, это конкурсы буклетов «Семейное чтение», «Портфолио читателя». Цель этих конкурсов – поддержка и развитие детского чтения, содействие всестороннему духовному и культурному развитию, воспитанию стремления к самообразованию.

Новый вид популяризации чтения книги –это активное участие в школьных литературных конкурсах книголюбов, в городских смотрах выразительного чтения, в дискуссионных клубах, в театрализации произведений, в праздниках книги, где развивается эмоциональная сфера учащихся, воспитывается их эстетический вкус, интерес к литературе.

Как вызвать у учащихся положительное отношение к чтению?  Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти вопросы учителю приходится решать каждый день при подготовке урока. Все в работе учителя направлено на решение актуальных задач современного культурного процесса: поддержку и развитие детского чтения; формирование читательской культуры; поддержка и активизация читательской деятельности; активизация возрождения традиций семейного чтения; формирование у детей устойчивых навыков систематического, творческого, развивающего чтения.

Дополнительно на уроках внеклассного чтения я стараюсь проводить литературные групповые пятиминутки. Ребята приносят книги, которые они прочитали за неделю, у учащихся появляется желание поделиться прочитанным с одноклассниками и учителем, похвалиться новой книжкой.
Также на уроках использую творческие и занимательные задания, которые повышают стремление учеников-читателей проникнуть в творчество писателя, учат ребят внимательно, с уважением относиться к слову великих мастеров литературы.

Формирование читателя — сложное дело. Важную роль играет совместная деятельность семьи и школы в пропаганде чтения: участие родителей во внеклассных мероприятиях и их подготовке, помощь в поисках и распространении литературных текстов.

Читательские интересы зависят от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но несмотря на все это, ведущее место остается за учителем, который формирует читательскую самостоятельность младших школьников на уроках литературы и внеклассного чтения, опираясь на отличительную особенностью нового стандарта, его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

 

Литература

сайтом Педсовет.org Гарифуллина Татьяна

http://www.7ya.ru/article/Problemy-detskogo-chteniya/

Сайт Гимназии №56 СПб Конкурс «Папа, мама и я – читающая семья!»,

http://school56.e-ucativa.es/sitio/index.cgi?wAccion=news&wid_news=1217&wid_grupo_news=1

=

http://school56.e-ducativa.es/sitio/index.cgi?wAccion=news&wid_news=1259&wid_seccion=&wid_item=

 

Введение новых федеральных государственных стандартов в начальной школе

Лариса Павловна Кузнецова, начальник отдела общего образования

http://www.purovskiydo.ru/deyatelnost/general-education/fgos/article_detail.php?ID=116

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. No 30 (245).

Философия. Социология. Культурология. Вып. 22. С. 100–104.

http://www.lib.csu.ru/vch/258/vcsu12_04.pd

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»