Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Лисанец Татьяна Юрьевна

ГБОУ СОШ №653 с углубленным изучением иностранных языков (хинди и английского), воспитатель ГПД

 

Разработка системы праздников вытекает из годового круга мероприятий, традиционно  проводимых в школе, классе. Очень логично вписываются праздник осени, новогодний праздник, 8 Марта, праздник окончания года.

В первом классе можно допустить отступления: вместо праздника осени провести либо День рождения класса, либо праздник «Теперь – я первоклашка», а в конце года – Прощание с Букварем. Эти праздники будут являться своеобразным завершением, подведением итогов важных периодов в жизни первоклассников.

Разработка именно системы праздников позволяет повышать уровень самостоятельности детей, воспитывать чувство ответственности за порученные дела. Совместная творческая деятельность поможет с одной стороны сплотить ученический коллектив, а с другой – поможет самовыражению каждого члена этого коллектива.

Сейчас очень много говорят о толерантности. Где, как ни  в совместном творческом деле можно подружить детей, помочь раскрыть их таланты.

По мнению А. Луначарского, праздник – это художественная организация общественной жизни, в которой все сконцентрировано, сжато, приобрело новую волнующую форму.

При его подготовке следует придерживаться следующих требований:

             1      Соблюдение структуры праздника.

Праздник начинается с пролога – вступительной части, настраивающей детей на определенное эмоциональное восприятие. Это эпиграф ко всему происходящему. Он может быть вербальный (яркое выступление ведущего), ритуальный (линейка, подъем флага, вынос знамени и т.д.), музыкальный (оркестровое выступление, фанфары), кинопролог (фрагмент художественного фильма, киноклип), технический или с другими эффектами (запуск шаров, птиц, световые гирлянды).

Завязка– эпизод или несколько эпизодов, «запускающих» в движение сюжет праздника. Она представляет собой краткую часть, которая реализуется с помощью различных действий, приемов: получение письма, телеграммы, встреча с любимым сказочным героем и т.д.

Развитие действия. Это основная часть праздника, в которой эпизод следует за эпизодом, событие за событием, прибавляя торжеству все новые и новые краски. Реализуется через слово, деятельность, демонстрацию.

Финал– заключительная часть праздника. Это самый яркий, красочный, эмоциональный эпизод, венчающий общее торжество. Концовка должна быть краткой и четкой, может включать в себя награждение всех отличившихся участников, раскрытие сюрпризов, секретов, общую песню и т.д.

             2       Тема праздника должна быть интересной, личностно значимой для каждого участника, соответствовать возрасту детей.

             3       Разумное включение средств идейно-эмоционального воздействия – музыки, слов, песен, художественного оформления, костюмов и т.д., которые должны быть подчинены общей идее праздника.

             4       На празднике не может быть зрителей. Все присутствующие – его участники. Поэтому педагог, продумывающий праздник вместе с детьми, должен «вмонтировать» в сценарий духовные точки опоры для тех, кто на данный момент не главный герой.

             5       В случае включения в сюжет праздника конкурсов или соревнований необходимо четко объяснять задания; создавать одинаковые условия их выполнения; учитывать возраст и пол детей (недопустимы как легкие, так и сложные задания); подобрать компетентное жюри; доводить до сведения всех присутствующих результаты соревнования после каждого этапа; награждать победителей.

Совместная деятельность вовлекает учащихся в социально ценностные отношения, что способствует получению двойного результата: предметного и воспитательного. В первом случае это то, что получает класс в результате своих действий, во втором – те отношения, которые формируются в ходе получения предметного результата. Второй невозможен без первого и является приоритетным.

Не менее важным является и то, что, участвуя в общем деле, младшие школьники учатся радоваться успехам друзей, огорчаться из-за их неудач, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. Дети сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, создает атмосферу творчества, увлеченности, эмоционального комфорта.

Учитывая возрастные способности первоклассников, имеет смысл проводить коллективные мероприятия, в подготовке которого принимает участие весь коллектив, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться.  Подготовка к  праздникам – один из важных этапов. Именно в этот период в классном коллективе происходит сплочение ребят. Они вместе читают книги, вместе готовят реквизиты, вместе оформляют классное помещение.

Введение игр в праздничное мероприятие, использование театрализованной деятельности  позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста. Театрализация позволяет раскрыть творческий потенциал учащихся.

Поскольку для  младших очень важно признание и одобрение со стороны значимо взрослых людей, необходимо активно привлекать родителей к делам класса, приглашать их на данные мероприятия. Интерес родителей к делам первоклассников придает особое значение всем его достижениям, способствует сближению родителей, детей и учителя.

Учащиеся стали на год взрослее, перешли во второй класс. Они более самостоятельны, чем первоклассники. Им самим хочется участвовать в подготовке праздника. Целесообразно вместе с ними продумать оформление класса, подготовить некоторые конкурсы. Можно даже доверить проведение некоторых несложных конкурсов какому-нибудь персонажу праздника (например, Дед Мороз проводит конкурсы, Зима разучивает танец с детьми,  и т. д.). Конечно, все это нужно заранее проработать с конкретными учениками. Дети второго класса еще не могут полностью самостоятельно подготовить такие мероприятия. Однако в целом такие моменты помогают развитию самостоятельности, учат ответственности за порученные дела.

Постепенно к третьему классу дети становятся более уверенными в своих силах. У них возникает больше потребностей в самореализации. Они сами в состоянии подготовить отдельные номера программы, показать номера художественной самодеятельности, придумать и провести конкурсы. Конечно, без внимания и помощи педагога им еще не обойтись. Но они уже более самостоятельны, чем в первом классе.

Постепенно при помощи педагога к четвертому классу дети могут сами научиться составлять сценарии, готовить театрализованные представления, проводить викторины и конкурсы. Система праздничных мероприятий сама направляет их деятельность. Они уже сами чувствуют потребность в проведении праздника в конце четверти. Для них не составит большого труда подготовить какое-нибудь внеплановое мероприятие, особенно если рядом будет педагог, всегда готовый помочь. Этот очень важный момент в преодолении ступени от младшей школы к средней. В средней и старшей школе многие мероприятия детям придется проводить самим. И  задача педагога научить их этому.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»