Открытое занятие. Игра-викторина
Путешествие в космос
Леонова Анастасия Николаевна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 254
с углублённым изучением английского языка
Кировского района Санкт-Петербурга
Цель:
- игра-викторина позволит учащимся прикоснуться к теме космических путешествий;
- расширить кругозор, поможет больше узнать о космосе;
- знакомство с историей космонавтики;
- прививать любовь к родному краю и стране;
- создание условий учащимся для развития творческих способностей, фантазии, креативного мышления в практической деятельности;
- способствует получению навыков самостоятельной работы с информацией.
Задачи:
- вызвать интерес к космосу;
- расширять кругозор учащихся;
- развивать пространственное представление;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, усидчивость и терпение, эстетический вкус прививать навыки аккуратности и самостоятельности;
- использование на занятии здоровье сберегающих элементов (физкультминутки, смена деятельности);
- следить за выполнением санитарно-гигиенических требований на занятии;
Перечень ЭОР:
компьютерная презентация, выполненная в программе MicrosoftOfficePowerPoint.
Оборудование:
Для учителя:
- компьютер;
- проектор;
- демонстрационный экран;
- бумажные и картонные заготовки (для игры);
- карточки с буквами, шифрограммы, отпечатанные вопросы;
- правила техники безопасности.
Для учащихся:
- ПВХ клеёнка для рабочего места;
- ножницы;
- цветные бумага и картон;
- скотч и клей, ручки и цветные карандаши.
Ход викторины
Учитель (ведущий). Сегодняшняя викторина посвящена знаменитому дню - Дню космонавтики. Ни для кого не секрет, что этот праздник мы отмечаем в День первого полета человека в космос. Это наш соотечественник, чем мы гордимся и всегда будем это помнить. Но сегодня мы с вами узнаем еще много интересного.
I этап: « Формирование команд»
(Дети делятся на две команды, выбирают капитанов.)
1.Чтобы полететь в космос, нам нужна ракета. (Командам выдают разноцветный картон, бумагу, ножницы и клей, кто быстрее построит ракету.)
2. Теперь нужно определиться с названием.
Каждой команде предлагается разгадать шифрограмму. В ней спрятано ключевое слово, которое и станет названием команды. Выдается ключ к шифру - алфавит. В шифрограмме каждая цифра соответствует букве алфавита.
Шифрограммы:
« 2,13,10,8,1,11,26,1,33, 12, 9,6,14,13,6, 17,13,1,15,6,20,1, - 14,1,18,19» (ответ: «Ближайшая к Земле планета – МАРС»)
« 19,1,14,1,33, 2,16,13,30,26,1,33, 17,13,1,15,6,20,1 - 32,17,10,20,6,18» (ответ: «Самая большая планета – ЮПИТЕР»)
Команды МАРС и ЮПИТЕР стартуют с космодрома. Они должны пройти еще 3 этапа.
Пять, четыре, три, два, один! Поднимается ракета.
Чертит небо ярким светом.
II этап: « Обучающий »
Сейчас мы с вами находимся в Солнечной системе. В ее центре – раскаленный газовый шар – это Солнце. Температура на поверхности Солнца +6000°, а в глубине еще больше. Раскаленное вещество излучает свет. Свет от Солнца до Земли идет со скоростью 300 тыс. км/ч и достигает ее за 8 минут 19 секунд. Вокруг Солнца вращаются 9 планет, тысячи астероидов и комет.
1. Ребята, перечислите планеты, начиная с первой от Солнца. У какой планеты есть кольца? (Пишут на листочках, кто быстрее.)
2. Предлагается набор карточек с перемешанными буквами (Дети должны сложить из них слово, например КОСМОЛЕТ и ЛУНОХОД.)
Космонавт сидит в ракете в иллюминатор солнце светит.
Летим дальше!
3. Каждой команде задается по 3 вопроса.
Вопросы команде МАРС:
1. Вы знаете, что 1-м космонавтом Земли был Юрий Гагарин. А какой позывной из космоса у него был? (подсказка - это сибирское дерево, дающее вкусные орехи) Ответ: кедр
2. Итак, 1-м человеком, увидевшим Землю из космоса, был Ю. Гагарин. Какой же он увидел нашу планету из космоса? Какого она была цвета? Ответ: голубого цвета
3. Назовите космонавта, который впервые вышел в открытый космос. (варианты: Леонов, Беляев, Гагарин )
Вопросы команде ЮПИТЕР:
1. До человека в космосе побывали различные животные. Как звали первую собаку-космонавта? (подсказки: Тузик, Лайка, Барбос) Ответ: Лайка
2. Как назывался корабль, на котором Гагарин впервые полетел в космос? (подсказка: это одна из сторон света, где встает солнце) Ответ: Восток
3. Для чего космонавт, выходя в открытый космос, надевает скафандр? Варианты:
- чтобы не искусали комары
- чтобы защищаться от перепадов температуры, радиации и обеспечить себя кислородом
- чтобы не обжечься солнечными лучами
III этап: «Выбери из трех»
Каждая команда получает лист с вопросами. На каждый вопрос предлагается три ответа, вам необходимо выбрать правильный.
Вопросы команде МАРС:
1. Кто первый предположил, что Земля имеет форму шара?
а) Аристотель;
б) Пифагор;
в) Бруно.
2. Какая самая маленькая планета Солнечной системы?
а) Марс;
б) Земля;
в) Плутон.
3. Что такое метеорит?
а) Космический камень, упавший на Землю;
б) падающая звезда;
в) кусок планеты.
4. На какой планете находится большое красное пятно?
а) Нептун;
б) Сатурн;
в) Юпитер.
5. Какая планета-гигант?
а) Сатурн;
б) Венера;
в) Марс.
Вопросы команде ЮПИТЕР:
1. Кто первым для исследования небесных тел стал использовать телескоп?
а) Николай Коперник;
б) Джордано Бруно;
в) Галилео Галилеи
2. Самая дальняя от Солнца планета нашей системы?
а) Венера;
б) Плутон,
в) Меркурий.
3. Сколько планет Солнечной системы можно увидеть невооруженным глазом?
а) Пять,
б) шесть;
в) семь.
4. Какую планету Солнечной системы называют красной?
а) Нептун;
б) Венера;
в) Марс.
5. Как называется самый большой спутник Юпитера?
а) Тритон;
б) Мимас;
в)Ганимед.
IVэтап: «Конкурс капитанов»
Вопросы капитану команды МАРС:
1. Что такое звезды? (Звезды - это огромные газовые шары.)
2. В какой звездной системе находится наша Галактика? (В звездной системе Млечный путь.)
3. Назовите планеты Земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс.)
4. Как долго длился первый полет в космосе Гагарина? (108 минут)
5. Какое событие явилось началом космической эры в истории человечества? (4 октября 1957 года в бывшем СССР на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, который назывался «Спутник».)
Вопросы капитану команды ЮПИТЕР:
1. Что такое Солнце? (Солнце - это звезда.)
2. Что такое Солнечная система? (Солнце и все движущие вокруг него тела.)
3. Назовите планеты-гиганты. (Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.)
4. Как долго длился полет вокруг Земли первой в мире женщины-космонавта В. Терешковой? (2 суток 22 часа 50 минут)
5. Какой город России, по словам Ю. Гагарина, дал ему путевку в небо? (Саратов. В 1954 году он стал курсантом Саратовского аэроклуба.)
Дополнительные вопросы:
1. Только Земля имеет спутник? (Нет.)
2. Созвездие - это участок неба? (Да.)
3. Планете Земля примерно 4,6 миллиарда лет? (Да.)
4. Самая маленькая планета Солнечной системы - Меркурий? (Нет.)
5. Все галактики одинаковы по форме и размеру? (Нет.)
Пока жюри подводит итоги,
ребята, давайте подумаем, какие должны быть качества у человека, чтобы его взяли в космонавты? Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг.
Подведение итогов и выявление победителей.