Нравственное воспитание младших школьников
в группе продленного дня
Баринова Елена Ивановна,
воспитатель группы продленного дня,
ГБОУ средняя школа №16 Санкт-Петербурга
Проблема нравственного воспитания во все времена была актуальна. Большинство воспитателей, работающих в группах продленного дня, заканчивали еще советскую школу и не могут не согласиться, что многое из того, чему нас учили, было важно и нужно. К сожалению, в годы перестройки это хорошее было утеряно. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, добрые сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение.
И вот, наконец, в обществе снова заговорили о необходимости нравственного воспитания. Сегодня взрослые обеспокоены тем, что теряются традиции семейного воспитания, основанные на совместной деятельности, родители озабочены проблемой зарабатывания денег, и дети недополучают элементарного общения со взрослыми.
Еще А.С.Макаренко писал: «Вопрос, на который нужно обратить самое серьезное внимание – это вопрос о цели воспитания. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае результаты всегда будут случайными».
К сожалению, семья не всегда является тем нравственным фундаментом, на который мы, педагоги, можем опереться в своей работе. Поэтому одной из основных задач школы является не только передача знаний, но и расширение нравственных представлений детей о своем поведении, о своей гражданской ответственности по отношению к обществу, о воспитании чувства собственного достоинства и любви к семье, школе, городу, Родине.
Особая роль в этой работе отводится группе продленного дня.Дети не ограничены жёсткими рамками уроков, выполнением учебной программы. Они находятся в более свободных условиях, чем в классе. И нашей задачей, как воспитателей, является грамотная организация деятельности детей в послеурочное время, в частности, отбор содержания и видов этой деятельности. От этого зависит и успех воспитательной работы в целом.
Всем известно, что основным видом деятельности для младших школьников является игра. Именно через игру и общение дети усваивают систему взаимоотношений, развиваются, формируются как личности. Именно игра и беседа позволяют скорректировать возникающие возрастные проблемы.
Для нас с вами не секрет, что современные дети либо совсем не играют вместе, либо играют очень мало, не умеют придумывать игры, чувствуют себя неуверенно в детском коллективе, не умеют выстраивать взаимоотношения со сверстниками.
К сожалению, прервался опыт передачи игр младшим детям от старших. Дворовые игры почти исчезли из жизни современных ребятишек. Те самые игры, в которые играли не только мы, а и наши предшественники. Те самые игры, которые учили детей находить общий язык, помогали решать споры и конфликты, были самым действенным и гармоничным способом социализации. Они давали возможность малышу узнать самого себя, испробовать свои возможности, учили соблюдать определенные правила и просто доставляли огромную радость.
Малышей всегда привлекают рассказы о детстве их родителей. Им интересно узнать, во что играли мама и папа, бабушка и дедушка. Какие-то детские игры запомнились на всю жизнь, а другие забылись, оставив в памяти лишь обрывки фраз и ощущение чего-то приятного и светлого. Наверное, это и есть кирпичики, из которых строится сооружение под названием «счастливые детские воспоминания». Мы решили возродить любимые игры, дать им вторую жизнь. Нужно всего лишь научить наших детей в них играть, восстановить ту ниточку преемственности, когда правила передавались от старших ребят младшим, из поколения в поколение.
На своих занятиях мы знакомим детей с различными играми, обсуждаем правила, а на прогулках играем. Мы вспомнили такие игры, как «Тише едешь-дальше будешь», «Светофор», «Съедобное-несъедобное», «Колечко», «Московские прятки», «Казаки-разбойники», «Классики», игры с мячом («Десяточки», «Штандер», «Вышибалы»), игры со скакалкой, игры с резиночкой.
Другой большой проблемой современных детей является неумение и нежелание читать. Потерян интерес к чтению, которое вытеснили телевизор и компьютер. Дети лишены возможности полюбить книги, поскольку не сформирована культура чтения (родители не читают сами; родители не читают книги детям; детские книги зачастую просто отсутствуют дома). Многие дети не знают сказочных и литературных героев. А впоследствии им становится не интересна классическая литература.
Мы задумались, как заинтересовать детей чтением книг, как сделать чтение приятным и желанным? Было опробовано множество способов привлечь ребят к чтению: походы в районную детскую библиотеку, посещение школьной библиотеки, проведение викторин по сказкам, чтение в группе детских журналов и книг с последующим обсуждением.
Мы учим детей общению с книгой, знакомим с разнообразием детской литературы, учим выбрать книгу по интересам, находить нужную в ней информацию. Приятно видеть, что считавшийся еще вчера «нечитающим» ребенок сегодня бежит в свободное время в библиотеку.
Помимо книг есть много хороших детских фильмов, снятых по мотивам литературных произведений. Это привело нас к идее создания в школе видеотеки.
Наша школа изначально была школой полного дня, где проводились совместные просмотры кинофильмов в актовом зале. Воспитатели решили возродить эту традицию в современном контексте.
За несколько последних лет силами учителей начальных классов и воспитателей ГПД была собрана фильмотека из м/ф по народным сказкам и басням, х/ф по произведениям детских писателей, х/ф о природе, фильмов из серии ВВС, х/ф про Великую Отечественную войну.
Мы отдаем предпочтение отечественным фильмам и мультфильмам, поскольку, во-первых, это пласт российской культуры; во-вторых, потому что в советское время четко понимали, что видеопродукция – это своего рода настрой народа на определенную волну, а фильм должен содержать положительный пример для подражания. Героям этих фильмов присущи качества настоящего человека – доброта, верность, отзывчивость. Их речь не засорена современными «блинами», «чуваками» и прочими жаргонными словечками.
В фильмах советских времен школьникам обязательно предлагалась тема для размышления, поднимались серьезные проблемы. Пороки человека не оправдывались, а осуждались. Ребенок мог видеть со стороны то или иное негативное качество, потому что на нем сделан акцент, на его искоренение работает весь сюжет картины.
Герои детских советских фильмов учат выражать свою мысль, показывают на примере, что не только взрослые люди могут иметь хорошие манеры, говорить добрые слова, совершать нравственные поступки.
Однако нам пришлось столкнуться с трудностью восприятия современными детьми этих фильмов. Современные дети не умеют долго смотреть на экран, где не мелькают кадры, как в современных фильмах, а происходит действие.
Современные фильмы зачастую более яркие и в цвете, и в плане сюжета. Они более зрелищны, но несут меньшую смысловую нагрузку, не требуют глубокого осмысления происходящего на экране.
В силу вышесказанного, до просмотра «серьезного» детского фильма необходимо провести подготовительную беседу, чтобы пробудить интерес к фильму, обратить внимание на его определенные моменты.
После просмотра мы с ребятами обязательно обсуждаем фильм, проводим различные викторины, конкурсы рисунков.
Мы обратили внимание, что чем раньше начать показывать фильмы (желательно – с 1 класса), тем дети внимательнее и с удовольствием их смотрят в старших классах, лучше запоминают увиденное.
Хочется верить, что работа воспитателей в нашей школе пойдет на пользу детям и позволит им стать чуточку лучше и добрее.