История Приморского района
в названиях улиц и памятниках культуры
Методическая разработка историко-краеведческого занятия
для начальной школы
в форме учебной прогулки
Семенова Елена Сергеевна,
кандидат педагогических наук,
учитель истории и мировой художественной культуры
педагог дополнительного образования
ГБОУ школы № 38 Приморского района Санкт-Петербурга
Что может быть интереснее своими глазами увидеть новое, открыть в давно знакомом городском пространстве неизвестное, поделиться со своими друзьями своими маленькими открытиями?
Учебная прогулка — один из активных методов, предполагающий организацию познавательной деятельности учащихся непосредственно в городской среде.
В отличии от профессионального экскурсовода, учитель от занятия к занятию видит перспективы личностного развития детей, их образовательные запросы и потребности.
Подготовленная учебная прогулка становится не экскурсией перенасыщенной незнакомыми фактами со сложной монологовой информацией, а интересным диалогом детей и учителя , узнавания нового
в казалось бы известном. Учитель имеет возможность подготовить детей к предстоящему выходу в город, создать на занятиях в школе ситуацию радостного ожидания предстоящей творческой работы.
После учебной прогулки на занятиях в школе можно творчески переосмыслить увиденное, включить детей в работу над исследовательскими проектами.
Таким образом, важно выделить основные этапы в учебной прогулке: : подготовительная работа в школе, работа на маршруте, творческое подведение итогов путешествия.
Рассмотрим более подробно каждый из этих этапов.
На подготовительном этапе педагог сам разрабатывает и продумывает маршрут учебной прогулки.
На этом этапе целесообразно обозначить проблему учебной экскурсии, ее образовательные и воспитательные цели, продумать творческие задания и формы рефлексивного восприятия нового знания детьми.
Это могут быть записи в блокноте типа «Записки юного путешественника», «Дневник почемучки», «Путешествие вокруг школы и обратно». Игровая форма
предложенных заданий разбудят творческое воображение ребенка.
Используя интернет- ресурсы, можно сделать карту своего микрорайона.
На ней можно обозначить школу, свой дом
контуром нанести маршрут будущей прогулки и те культурно-исторические объекты, которые будем изучать .
Интересно спросить детей, что они знают об окружающем их школу городском пространстве ? Попросить записать свои вопросы в блокнот.
Поставленные познавательные задачи будут ориентиром учителю в поиске историко-краеведческой информации и ребенку будет интересно ждать ответа именно на его вопрос.
Любознательность, интерес к новому должны поддерживаться общим настроем группы.
Учитель на Маршрутном листе указывает тему и цель путешествия, записывает познавательные задания. Дети могут сами придумать загадки к культурным объектам, вспомнить пословицы и поговорки, связанные с человеческим общежитием в пространстве плотно населенного города.
На подготовительном этапе выхода в город необходим инструктаж по технике безопасности. Еще раз напоминаем ребятам, как вести себя на улицах города, зачем нужен светофор и пешеходные дорожки, как вести себя с незнакомыми людьми. В блокноте «Записки юного путешественника» появляются забавные комиксы и на эту тему.
Напоминаем, что на учебную прогулку надо принести Маршрутный лист, блокнот, фотоаппарат и хорошее настроение.
Создание атмосферы радостного ожидания предопределяет успех будущей учебной прогулки.
Работа на маршруте в пространстве города - второй этап нашего путешествия.
Наша учебная прогулка предназначена для учащихся начальных классов и проводится в ближайшем микрорайоне. Время прогулки — 45 минут.
Тема работы в пространстве города «История Приморского района в названии улиц и памятниках культуры».
Маршрут определен ближайшими культурными объектами расположенными рядом со школой.
В нашем случае это: школа- улица Авиаконструкторов- улица Долгоозерная - Православный храм на территории сквера — улица Планерная - Памятник жертвам Чернобыля - мемориальная аллея — школа.
По этому маршруту дети ежедневно ходят в школу. Но сегодня они рассмотрят свой «малый Санкт-Петербург» и с удивлением узнают, что и их микрорайон имеет историческую память людей, проживающих на этой территории, и в нем есть объекты достойные изучения.
Цель этого этапа учебной прогулки — создание условий для возникновения у детей познавательного интереса к месту своего жительства и учебы — своему «малому Санкт- Петербургу», воспитание уважительного отношения к людям, создающим его историю и культуру.
Задачи учебной прогулки:
-
Изучение места своего жительства как части культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга.
-
Обучение навыкам работы с маршрутным листом учебной прогулки.
-
Обучение безопасному передвижению в пространстве города: светофор, пешеходные дорожки, движение транспорта. Личная безопасность в большом городе.
-
Обучение умению пользоваться уличными опознавательными знаками: названия улиц, способы ориентации в городском пространстве.
-
Изучение памятных мест микрорайона.
Оборудование учебной прогулки:
-
Маршрутный лист.
-
Фотоаппарат.
-
Блокнот для записей и зарисовок.
Ход учебной прогулки.
Выходим из школы.
В пространстве школьного двора задаем первые, самые простые вопросы:
-
Как называется улица, на которой находится наша школа?
-
С какими историческими событиями связано это название?
-
О каких событиях нашей общей истории хотят рассказать нам улицы нашего микрорайона?
Выслушиваем , обобщаем и дополняем ответы детей.
Дополнительная информация: Проспект Авиаконструкторов появился в 1978 году и назван в честь создателей отечественных самолетов. Название улицы сохраняет память о том, что в годы Великой Отечественной войны здесь располагался военный аэродром.
Выходим на улицу Долгоозерная. Просим детей найти ее название на маршрутном листе. Обращаем их внимание на опознавательный знак улицы. Предлагаем самим попробовать угадать, как улица с таким названием могла появиться в городе. Просим на Маршрутном листе найти озеро Долгое.
Обобщаем ответы детей. Объясняем появление названия улицы.
Дополнительная информация : Долгоозерная улица проходит от Планерной улицы до Вербной улицы. В ее центре - Долгоозерный сквер, название было присвоено 9 марта 1987 года.
Название улицы связано с расположением рядом озером Долгим, от которого район также получил название Озеро Долгое. Долгим в старину называли водоем, глубину которых невозможно было определить. Болотистая местность, заросшая камышами, таила в себе опасность гибели. Название, сложившееся в народе, было предупреждением о коварстве этого болотного озера.
Подходим к пешеходному переходу. Дети объясняют назначение светофора, размеченной пешеходной дорожки. Переходим улицу по зеленому свету светофора.
Просим детей объяснить значение старинного русского слова улица.
Почему у лица города должно быть чисто, красиво, нарядно. Для чего поставлены урны? Кто следит за чистой и красотой нашего города ?
Какие профессии людей обслуживают наш комфорт и чистоту в нашем микрорайоне? Как горожане, любящие свой город, заботятся о красоте его лица?
Идем по Долгоозерному бульвару к Планерной улице. Свой пешеходный маршрут отмечаем на Маршрутном листе. Обращаем внимание на Храм святого Николая Угодника, расположенный на бульваре.
Спрашиваем детей, какие духовные потребности людей обслуживает церковь?
Почему в Храме всегда есть люди?
Почему на Руси особо чтили святого угодника Николая?
Дополнительная информация : Храм святого Николая Чудотворца на Долгоозёрной улице.
Церковь Николая Чудотворца располагается в сквере на пересечение улиц Долгоозерная, Планерная и Авиаконструкторов. Храм был построен в 2008 году по инициативе местной православной общины .
Рассказываем об особо чтимом на Руси святом Николае Угоднике.
Показываем репродукцию картины Ильи Ефимовича Репина
«Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных» 1895 год, картина хранится в фондах Русского музея. Объясняем, что именно с этой картины началась формироваться коллекция русской живописи императора Александра Третьего для будущего Русского музея в Санкт-Петербурге.
Дополнительная информация :
Святитель Николай ( 270- ок. 345) — один из самых почитаемых на Руси святых. Считается покровителем моряков, купцов и детей.
Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.
Просим детей назвать самые известные храмы в честь
святителя Николая, связанные с историей Санкт-Петербурга как морской столицы России.
Задаем вопросы: назовите собор в Санкт-Петербурге , в котором хранится память о всех погибших на водах ? Этот собор изящен, легок, красив. Он построен в стиле барокко. В годы блокады он был открыт для верующих.
В честь какого святого назван самый грандиозный собор в Кронштадте?
Как вы можете объяснить выбор святого покровителя этого собора?
Дополнительная информация:
Никольский морской собор ( официальное название Морской собор Святителя Николая Чудотворца) — православный храм в стиле елизаветинского барокко,
расположенный в Санкт-Петербурге на Никольской площади.
Автор проекта С.И. Чевакинский. Годы строительства 1753-1762.
В Кронштадте находится православный собор святителя Николая Чудотворца.
Он построен в 1913 году архитектором Василием Косяковым.
Разъясняем детям, что святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение.
Продолжаем свой маршрут .
Выходим на Планерную улицу. Просим детей объяснить, почему такое название могло появиться в нашем микрорайоне. Что значит слово — планер?
Дополнительная информация :
Название улице было присвоено 4 апреля 1988 года. Так была названа новая магистраль, проходящая между Приморским и Шуваловским проспектами.
Показываем детям картинку с изображением первых планеров.
Планер- это летательный аппарат без мотора, держащийся в воздухе и двигающийся за счет использования начальной скорости и воздушных потоков.
Планер - предшественник самолета. Сначала научили летать планер, и только
потом - самолет.
Планеростроение в нашей стране получило размах в 1920-1930-х годах.
В годы Великой Отечественной войны военные планеры доставляли войска и тяжелое вооружение в зону боевых действий.
Показываем картинку с изображением военного планера.
Объясняем, что до места доставки военные планёры буксировались военными транспортными самолётами или бомбардировщиками.
Большие планёры были рассчитаны для доставку лёгких танков , противотанковых и зенитных орудий. Это повышало боеспособность десанта по сравнению с легковооружёнными парашютистами.
Отвечаем на вопросы детей, связанные с военным прошлым Комендантского аэродрома. Еще раз обращаем внимание на опознавательный знак улицы.
Продолжаем прогулку.
По пешеходному переходу переходим противоположную сторону Планерной улицы.
Идем по аллее Чернобыльцев до памятника «Ликвидаторам Чернобыльской катастрофы». Отмечаем этот памятник на своем маршрутном листе. Просим детей осмотреть памятник, читаем надписи.
Просим детей поделиться своими впечатлениями и ответить на вопросы:
Какое впечатление производит памятник на окружающих?
Почему он выполнен в форме куба? Что обозначает символика этой геометрической формы? Из какого материала сделан памятник? Почему именно в Приморском районе поставлен этот памятник ?
На маршрутном листе отмечаем адрес памятника: Планерная ул., 41/2, Аллея Чернобыльцев.
Дополнительная информация : Памятник был открыт 26 апреля 2001 года.
Материалы: гранит черный, полированный- архитектурная часть, чугун — кольцо стяжка.
Материалы: гранит черный, полированный – архитектурная часть; чугун – кольцо-стяжка.
Надписи: на кольце по периметру литыми знаками: Ликвидаторам Чернобыльской катастрофы 1986–1990 гг.
Чернобыльская катастрофа произошла 26 апреля 1986 года. На Чернобыльской атомной электростанции произошла авария. Разрушение носило взрывной характер. Атомный реактор был полностью разрушен. В окружающую среду
было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая за всю историю атомной энергетики. Более 600 тысяч человек участвовали в ликвидации аварии. Основным поражающим фактором стало радиоактивное заражение.
В Петербурге, в Приморском районе, живут около 1000 чернобыльцев-ликвидаторов, наших земляков. В память о погибших товарищах в апреле 1999 г. была создана аллея памяти. Высажено 235 деревьев : 55 ликвидаторов погибли, 180 — стали инвалидами.
К 15-й годовщине Чернобыльской аварии по инициативе Союза чернобыльцев при финансовой поддержке председателя Муниципальной палаты Петербурга Д. Волчека сооружен памятный знак, представляющий «символ четырех разрушенных блоков реактора, стянутых металлическим поясом — силой и мужеством героев-ликвидаторов». В создании памятника принимал участие мастер по металлу И. Андрюхин.
Авторы памятника:
Скульпторы: Каминкер Дмитрий Давыдович , Колибаба Леонид Яковлевич , Жогин Олег Леонидович .
Архитектор: Федоренко Валентин Гаврилович .
После прогулки по аллее Чернобыльцев возвращаемся к школе.
И на третьем заключительном этапе нашего маленького путешествия подводим итоги работы и намечаем дальнейшие планы изучения нашего района.
Просим ответить на вопросы:
-
Как можно безопасно передвигаться в городе? Как нам в этом помогает город?
-
Что нам рассказали названия улиц?
-
Как памятники культуры рассказали нам историю нашего района и нашего народа?
Интересно, что пройдя по одному маршруту, можно предложить детям совершенно разные темы творческих проектов. Например, «Безопасное поведение в городе», « Названия улиц рассказывают историю района», «Герои рядом с нами», «Кто заботится о красоте и чистоте нашего города», «Зачем людям храмы», , «Старинные слова в современном городе». Предложенное многообразие тем показывает, что один тот же историко-краеведческий материал может по-разному творчески переосмысливаться детьми.
Домашнее задание: подготовить для своих друзей интересную экскурсию по этому маршруту.
На последующих занятиях в школе это задание будет выполняться в форме проектной деятельности.
Литература
Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга.- Спб.: Норинт, 2002.
Город как школа толерантности. Организация взаимодействия педагогов, учащихся и их родителей в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга. Методическое пособие. Авторы -составители: С.В. Подгорная, Ю.А. Смирнова, Н.Г. Шейко . Научный редактор Л.М. Ванюшкина . - Спб.: АППО , 2012.- 52 с.
Семенова Е. С. «Первые шаги вокруг школы. Многоликий Петербург». Учебная прогулка. Город как школа толерантности . Организация взаимодействия педагогов, учащихся и их родителей в поликультурном пространстве Санкт-Петербурга. Методическое пособие. Авторы -составители: С.В. Подгорная, Ю.А. Смирнова, Н.Г. Шейко . Научный редактор Л.М. Ванюшкина . - Спб.:
Спб. - С 46 — 47.
Семенова Е.С. Использование акмеологических технологий в музейно - педагогической деятельности учителя мировой художественной культуры. - Электронный журнал «Экстернат РФ», 2012. http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/111-history
Федоров В.М. Приморский район. Историко-краеведческий очерк. Санкт-Петербург, - 2009.
.