Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Тематическое направление: Экологическое воспитание Тема методической разработки: Воспитательное мероприятие �Земля - наш дом� Автор: Макарова Ольга Валентиновна, учитель начальных классов, ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 602 Петродворцового района Санкт-Петербурга 2023 год Содержание 1. Пояснительная записка……………………………………………………...…3 2. Основная часть…………………………………………………………………9 3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей……………………………………………….14 Список используемых источников……………………………………………..15 1. Пояснительная записка 1.1. Тематическое направление: экологическое воспитание. Мною было выбрано направление экологического воспитания в связи с тем, что на данный момент вопросы взаимодействия человека и Природы выросли в глобальную экологическую проблему. В условиях надвигающейся экологической катастрофы огромное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека. Воспитание экологической культуры младшего школьника - одна из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. 1.2. Тема воспитательного мероприятия: �Земля – наш дом�. 1.3. Актуальность и обоснование выбора темы: Проблема экологического воспитания младших школьников остаётся на первом месте среди вопросов мирового масштаба. Для ее решения учителям начальных классов необходимо сформировать хорошие отношения к природе уже в младшем школьном возрасте. Только высокий уровень развития экологической культуры может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы сейчас пребываем. Таким образом, актуальность методической разработки заключается в необходимости повышения экологической культуры младших школьников. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. При участии в мероприятиях по экологическому воспитанию большинство учащихся начинают осознавать свою роль в охране и восстановлении природной среды. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране. 1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь другими мероприятиями, преемственность): Данное воспитательное мероприятие имеет значимую роль в формировании базовых основ экологической культуры. Материал методической разработки можно использовать на уроках окружающего мира, при поведении классных часов, при организации внеурочной деятельности. Материал воспитательного мероприятия подобран с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учеников начальных классов. Данное мероприятие может быть интегрировано в урочную и внеурочную деятельность и будет полезно учителям, организаторам внеклассной работы. 1.5. Целевая аудитория: Внеклассное мероприятие рассчитано на детей 8– 9 лет, обучающихся 2 - 3-ых классов общеобразовательных школ. 1.6. Цель: воспитание экологической культуры младших школьников, основанное на чувстве ответственности по отношению к окружающему миру. 1.7. Задачи: 1) Способствовать формированию экологической культуры обучающихся: осознанному и уважительному отношению к природе и окружающей среде; 2) Способствовать формированию базовых экологических преставлений о природе и окружающей среде; 3) Способствовать формированию патриотизма и гражданственности, воспитание любви к родному краю; 4) Способствовать развитию интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимания активной роли человека в природе, ценностного отношения к природе и всем формам жизни. 1.8. Планируемые результаты: В результате проведения воспитательного мероприятия, обучающиеся начальных классов овладеют следующими УУД: Предметные УУД: Владеть основами экологической грамотности, экологически безопасного поведения в окружающей социоприродной среде. Метапредметные УУД: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть�— целое; причина�— следствие; изменения во времени и в пространстве); определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны); использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи. Коммуникативные УУД: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику. Регулятивные УУД: 1) Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 3) Самооценка: объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Личностные УУД: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. 1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: Мероприятие проводится в форме экскурсии по экологической тропе. Мною была выбрана данная форма в связи с тем, что в каждом возрасте есть ведущий вид деятельности, в процессе которого происходит рост, обучение, формирование личности. Для младшего школьного возраста такой деятельностью является игра. 1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов: Для достижения планируемых результатов применялись игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества. Через использование активных форм обучения в начальной школе в мероприятии прослеживается формирование ключевых компетентностей: учебно-познавательных, коммуникативных, информационных. Для реализации цели и ряда задач были выбраны следующие методы: наглядный метод (иллюстрации животных), метод работы с художественными произведениями, репродуктивный метод (закрепление прочитанного), словесный метод (рассказ). Использована методика скороговорения для развития речи младших школьников. Для реализации цели и ряда задач были выбраны следующие приёмы: заочная экскурсия по лесу и наблюдение за жизнью животных, чтение экологических сказок Софьи Бунтовской. При проведении внеклассного мероприятия возможны различные формы: индивидуальная, групповая. Оборудование: книга �Экологические чистые сказки с берега Байкала� Софьи Бунтовской; иллюстрации животных; карточки с заданиями, жетоны, грамоты. 1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: Для проведения игры необходимо участие старшеклассников или родителей, с которыми предварительно проводится инструктаж по технологии проведения мероприятия. 1.12. Материально-технические, информационные ресурсы: Материально-техническая база предполагает наличие кабинета с проектором, экраном и рабочим материалом для каждой группы. Информационные ресурсы представляют собой разработанные классным руководителем задания с дидактическим материалом, подготовленная презентация Рower Point, материалы для жюри (ключи, наградной материал). 2. Основная часть 2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия: Обучающиеся предварительно путем жеребьевки делятся на две команды. Команды собираются и приветствуют друг другу. За каждое задание команда получает балл, по количеству которых определяются победители. Победители определяются сразу, награждаются грамотами, а команды, не занявшие призовых мест, получают сертификаты участника. 2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия в форме конспекта: Ход мероприятия: Педагог: здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в Зелёную страну по экологической тропе. Природа - увлекательная книга, а любая травинка, каждая птичка, бабочка – это страницы книги природы. Мы - её часть и призваны быть мудрыми друзьями. Послушайте историю о лесе. Жил был лес. Обитали в лесу птицы. Они пели задорно. Звучит аудиозапись голосов птиц соловья, филина, дятла, кукушки. Педагог: Каких птиц вы услышали и отгадали? Жили в лесу и звери. Звери охотились и резвились на полянах. Педагог: Отгадайте загадки и выберете соответствующие иллюстрации. а) Что за зверь лесной� � � � � � � � � � � � � � � � б) Хвост пушистый, Встал, как столбик, под сосной� � � � � � � � � � �Мех золотистый. И стоит среди травы –� � � � � � � � � � � � � � � � � � В лесу живёт, Уши больше головы? (Заяц).�� � � � � � � � � � � � В деревне кур крадёт (Лиса). в) Горбоносый, длинноногий,� � � � � � � � � � г) Хозяин лесной Великан ветвисторогий,� � � � � � � � � � � � � � � � �Просыпается весной, Ест траву, кустов побеги,� � � � � � � � � � � � � � � А зимой под южный вой С ним тягаться трудно в беге.� � � � � � � � � � Спит в избушке снеговой (Медведь). Коль такого довелось� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � Встретить, знайте – это … (Лось). д) Меньше тигра, но немножко� � � � � � � � � � Больше крупной, рыжей кошки.� � � � � � � � На суку она обычно, � � � � � � � � � � � � � � � � � � � Притаившись, ждёт добычу.� � � � � � � � � � � � � � Не робей, но берегись� � � � � � � � � � � � � � � � � � � В том лесу, где бродит…(Рысь)� � � � � � � е) Я недавно увидал у реки лесоповал, Это что за мужики лес пилили у реки? Но смотрю я на пеньки,- Здесь невинны лесорубы, Поработали здесь зубы! Верно, знает детвора про строителя… (Бобра). Педагог: Каких зверей отгадали?� � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � Педагог: Но однажды пришли в лес люди. Построили рядом с лесом фабрики и заводы, города и дороги. Тесно стало человеку. Стал он вырубать лес, разжигать костры, и огонь погубил лес. Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озёра и загрязнили воду в лесу. Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей отравили воздух. Отдыхающие оставляли мусор в лесу. Где жить животным? Ушли они из леса далеко. Остался лес совсем один, страшно и тоскливо в лесу. Обратился тогда лес к детям. Помогите вернуть красоту природы, птиц и животных. Педагог: Почему в лесу никто не живет? Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека? Экология – наука о взаимосвязи живой и неживой природы. Все организмы связаны между собой. Чтобы помочь лесу, прогуляемся по экологической тропе и исправим ошибки. Ученики рисуют (конструируют) контейнеры для раздельного сбора мусора, рисуют предупреждающие и запрещающие знаки, которые помогут сохранить красоту природы, жизнь растений и животных леса. Педагог: Рассмотрите слайды (рябина, береза, ель, осина, сосна) -Какие деревья узнали? Выросли в лесу красивые деревья. Как приятно бегать меж стволов деревьев и играть, собирать грибы и ягоды. Педагог: Кого еще не хватает в нашем лесу? Вам выдали конверты, в конвертах пазлы, соберите картинку из пазлов, наклейте на лист бумаги, отгадайте птицу. �Скороговорный круг�. Для этого по кругу передаётся любой предмет и произносится скороговорка. Каждая команда произносит свою скороговорку по очереди. а) Шли по аллее лесные олени. б) Рассердившись, рысь рычит. Подобревши - рысь урчит. в) Белка яблоко нашла и бельчатам отдала. �Наборщик�. Педагог: Исключите животных, которые не встретились в сказках. Распределите животных по сказкам. Олень, ястреб, ворона, жук, кедровка, собака, бабочка, медведь, белка, лисица, червяк, сойка, мышь, заяц, барсук, филин, шмели, муравьи, лось, гуси, глухарь, кузнечики, сова. (олень, жук, собака, белка, муравьи, глухарь) �Таёжный клад� �Как лисица барсучий дом заняла� �Как зайчонок дружить научился� медведь барсук ястреб, ворона лисица лисица бабочка, кузнечики кедровка червяк сойка, заяц мыши мышь филин, шмели � � лось, гуси, сова � Педагог: Лес ожил. Снова поют птицы, звери резвятся на полянах. Они благодарны нам за помощь и приготовили задание по сказкам Софьи Бунтовской. �Угадай-ка�. Педагог: Вспомни название сказки. а) Он задирал кверху широколобую голову и щурил небольшие тёмно-карие глазки, стараясь разглядеть свою пернатую соседку среди пушистых ветвей. (�Таёжный клад�) б) Как начнёт темнеть в лесу, уходил подкрепиться. Уж чего–чего, а покушать он любил хорошенько. (�Как лисица барсучий дом заняла�) в) И только иногда со стоявшей рядом берёзки срывался жёлтый листок и, кружась, медленно падал на землю. (�Как зайчонок дружить научился�) От страха тот даже не мог сдвинуться с места, и лось его не заметил. (�Как зайчонок дружить научился�) Под клювом – объёмный кожаный мешочек, куда и складывала она добытые орешки. (�Таёжный клад�) Иногда наблюдал он тихонько за весёлым семейством из-за своего камня. (�Как лисица барсучий дом заняла�) Викторина. Часто называют �ореховой�. Как вы думаете, почему? (Любитель кедрового ореха). Ещё, кроме самой кедровки, пользуется её кладовками? (Мыши, медведь). Каким образом кедровка переносит орехи к месту, где она намерена их спрятать? (В кожаном мешочке, под клювом). Подумайте, какими характерными особенностями отличаются барсучьи норы? (Большущие, длинные ходы – лабиринты, овраг, у воды). Как вы считаете, кто может поселиться вместе с барсуком? (Лисица). Как отличить вход лисы от входа барсука? (Барсук – чистюля, а лиса нет). Чем питается барсук? (Корешки, ягоды, семена, трава, жуки, гусеницы, мыши, дождевые черви – любимое блюдо). Что барсук делает зимой? (Спит). Как называются зайчата, которые родились ранней осенью? (Листопаднички). Как маленький зайчонок спасается от врагов? (Затаивается). Педагог: Нужно ли охранять природу? Охранять природу – главная цель экологии. Охранять надо от мусора, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. Лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений. Вот и подошла к концу наша экскурсия. Много вспомнили, узнали нового об экологии. Будете природу беречь и охранять? Подведение итогов. Награждение команд. Ты человек, люби природу, Хоть иногда ее жалей, В увеселительных походах, Не растопчи ее полей, Вот в дальней сутолоке века, Ты оценить ее спеши, Она твой давний, добрый лекарь, Она союзница души. Не жги ее напропалую, И не исчерпывай до дна, И помни истину простую, Нас много, а она одна. Того, кто в лес войдет как враг, За тем, чтоб гнезда разорять, Заманит он в глухой овраг, И станет ветками хлестать. Но если он придет как друг, Все будет радостно вокруг. На встречу солнцу и ветрам Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и в стынь Войди сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святыню. 3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей Экоквест включает все компоненты экологического воспитания: интеллектуальный, нравственный, эстетический и эмоциональный. В соответствии с тем как меняется отношение ученика к природе, планируется и организуется воспитательная работа. Методическая разработка данного мероприятия может быть использована на любой территории (школа, городской клуб, лесной массив, школьный двор). Экоквест можно легко перестроить под используемую территорию и возраст обучающихся. Например, вместо раскрашивания картинок контейнеров можно предложить обучающимся самим соорудить корзины для раздельного сбора мусора и разместить их в школе. В сложившейся ситуации, экоквест можно провести в дистанционном режиме. Например, задание по расчету мусора семьи Ивановых сможет каждый осуществить у себя дома в реальном времени. В методической разработке представлены все необходимые задания, прописаны необходимые ресурсы. Любой желающий сможет провести данный экоквест. Список используемых источников 1) Андреева, Н. Д. Теория и методика обучения экологии : учебник для вузов / Н. Д. Андреева, В. П. Соломин, Т. В. Васильева ; под редакцией Н. Д. Андреевой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 190 с. 2) Зарипова, Р. С. Основы экологической культуры : учебное пособие для вузов / Р. С. Зарипова, В. Р. Махубрахманова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 106 с. 3) Землянская, Е. Н. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 406 с. 4) Максакова, В. И. Теория и методика воспитания младших школьников : учебник и практикум для вузов / В. И. Максакова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 206 с. 5) Миронов, А. В. Экологическое воспитание младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Миронов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 263 с. 6) Миронов, А.�В.��Экологическое образование младших школьников�: учебное пособие для вузов�/ А.�В.�Миронов.�— Москва�: Издательство Юрайт, 2023.�— 263�с.� 15

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»