Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
ПАТРИОТИЗМ – АКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Приходько Ирина Васильевна Учитель начальных классов ГБОУ гимназии №52 Приморского р-на г.Санкт–Петербурга Чубинец Елена Леонидовна Учитель начальных классов ГБОУ гимназии №52 Приморского р-на г. Санкт-Петербурга Любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие — гордость народную, которая служит опорою патриотизма. Николай Карамзин В современных государственных программах и документах подчеркивается, что патриотизм является одной из непреходящих, неискоренимых ценностей. Воспитание нравственно-ориентированной личности, которой присущи патриотизм, ответственность и другие качества – одна из основных задач государственной политики в области образования на современном этапе развития общества. Современные школьники, будущие граждане России, должны быть готовы к противостоянию глобальным вызовам современной эпохи, должны стать высоконравственными, творческими, компетентными гражданами России, осознающими ответственность за настоящее и будущее своей страны. В России сегодня патриотическому воспитанию, в том числе школьников, уделяется большое внимание. Это отражается в Конституции РФ, в которой обновлена ст. 67.1, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся» от 21.05.2020 № Пр-829), в которомпрезидент РФ дополнил определение понятия «воспитание». Так, В. В. Путин указал, что воспитание должно быть направлено на «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации». Анализ патриотического воспитания в начальной школе в контексте изучения формирования патриотизма выявил следующие проблемы: у младших школьников имеются пробелы в знаниях о своей малой родине, ее культурном достоянии и истории; у некоторых ребят недостаточно сформировано устойчивое эмоциональное отношение к малой родине; многие из испытуемых не проявляют интереса к истории и традициям своего города, однако большинство учащихся изъявляют желание участвовать в жизни своей малой родины, а также в мероприятиях по ее благоустройству. Представления о патриотизме, складывающие в сознании людей, берут начало в устном народном творчестве, в былинах, преданиях Древней Руси. В былинах об Илье Муромце и других богатырях, в «Повести временных лет», «Слове о полку Игореве» и других памятниках древнерусской литературы воспевались чувства любви к Родине, ответственность народа за судьбу родной земли, борьба за ее свободу. Среди древнерусских источников XI–XIV веков выделяют такие, как: «Поучения Владимира Мономаха», «Задонщину», «Сказание о Мамаевом побоище», где содержатся идеи о необходимости защиты родной земли, воспеты патриотические чувства, отвага, храбрость народа. М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» сформулировал задачи воспитания сознательных людей, общественных деятелей, способных отстаивать интересы государства и рассматривал природу человека иерархически, называя чувственную, эгоистическую – «нижней», а духовную, патриотическую – «высшей». Вопросами воспитания патриотических и гражданских чувств занимались многие общественные деятели XVIII–XIX вв.: А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский и другие. А.Н. Радищев придавал большое значение в воспитании «истинного сына Отечества» процессу овладения знаниями, умственному развитию. Он считал, что у человека-патриота, должно быть, прежде всего, «почитание своей совести». Патриот «не страшится трудностей, преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, не страшится пожертвовать жизнею, если же она нужна для Отечества…». Анализ идей В.Г. Белинского показывает, что патриотизм – это, в первую очередь, активная, действенная любовь к своему Отечеству, проявляющаяся не в любовании Отечеством, а в его усовершенствовании, развитии. Заслуживает внимания идея Н.А. Добролюбова о том, что становление чувства патриотизма у человека происходит постепенно, по мере его взросления и развития. Патриотизм в первом проявлении есть «пристрастие к родным полям, местам, где живет человек». Затем патриотизм включает исторические и гражданственные понятия: «Продолжая развиваться, человек различает хорошие и дурные стороны в предмете, в результате чего происходит отрешение от предрассудков местности и увлечение только тем, что составляет общие государственные и народные черты». Развивая идеи предшественников о воспитании патриотизма, Н.Г. Чернышевский обосновывал мысль о том, что деятельность на благо Отечества есть критерий социальной зрелости человека: «Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство силою его патриотизма». К.Д. Ушинский разработал идеи нравственного воспитания человека-патриота. Воспитывать молодое поколение в духе народности – это значит воспитывать у молодежи чувство любви к Родине, готовность отдать свои силы на служение всему народу. Интересной является мысль К.Д. Ушинского о том, что патриотизм проявляется не только в борьбе с врагами отчизны, но и в способности самостоятельно высказывать свое мнение. К.Д. Ушинский писал, что «выражением патриотизма являются и те проявления любви к Родине, которые выражаются не в одних битвах с внешними врагами: высказать смелое слово истины бывает иногда гораздо опаснее, чем подставить лоб под вражескую пулю». Педагог подчеркивал, что «благороднейшие стремления человеческого сердца – подвиги великодушия, патриотизма, любви к человечеству не создаются сами по себе, а требуют воспитания…». К.Н. Ушинский утверждал, что определяющим в воспитании патриотов является культура, быт, история, традиции, язык народа, т.е. «воспитание должно быть народным». В.И. Вернадский обратил внимание на то, что для воспитания личности крайне важно использовать примеры и ситуации из реальной жизни, учить анализу, знакомить воспитанников с местным краеведческим материалом. Он писал в конце XIX века: «Мне кажется, должно быть аксиомой: воспитание человека может быть основано только на связи с изучением жизни, идей, истории человека». С приходом к власти большевиков понятие «патриотизм» претерпело значительную трансформацию, трактовалось в духе марксистско-ленинской идеологии. Большевики называли патриотами тех, кто разделял классовые интересы и политические устремления пролетариата. Н.К. Крупская ввела понятие «военное воспитание», доказывала, что патриотизм должен воспитываться «с молоком матери» и продолжаться всю жизнь. Военно-патриотическое воспитание обусловливалось исторической необходимостью защиты первого в мире социалистического государства. А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и «длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». Главным мерилом патриотических убеждений советский педагог считал личный и совместный труд, вклад каждого в общий труд. Советская школа должна воспитывать коллективистов, квалифицированных работников. Он отмечал, что патриотическое поведение – это не просто добросовестное выполнение обязанностей, а непоколебимое стремление человека к выполнению важного дела для Родины, сознательно борющегося за укрепление могущества Родины. А.В. Луначарский говорил о воспитании коллективизма, подчинении личных интересов общественным. В работе «Воспитательные задачи советской школы» он отмечал: «Мы хотим воспитать человека, который был бы коллективистом нашего времени, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами». Осмысление идей советских педагогов эпохи социалистического строительства, индустриализации, коллективизации приводит к тому, что патриотизм, наряду с классовым (крестьянско-пролетарским) подходом, характеризовался системой патриотического воспитания юношества на основе идеологических ценностей марксизма-ленинизма: общие, коллективные интересы ставились выше личных, ценился труд во имя светлого будущего, строительства коммунизма. Над формированием патриотизма работала вся идеологическая машина государства. В условиях советской общественной системы патриотизм выступал в качестве «важнейшей педагогической основы, главным направлением воспитания подрастающего поколения». Патриотизм в советской педагогической науке понимался как чувство любви советского человека к социалистической Родине и Коммунистической партии, как преданность социализму и коммунизму, пролетарскому интернационализму. Проблема воспитания патриотизма подрастающего поколения в СССР была тесно связана с военно-патриотическим воспитанием, а также воспитанием чувства пролетарского интернационализма. Во время Великой Отечественной войны советский народ проявил патриотизм в истинном смысле этого слова. Народ сплотила совместная борьба за свободу, жизнь, защиту семьи и Родины от фашистских захватчиков. Патриотизм, мужество и героизм соотечественников стали источниками Великой Победы Следует отметить, что в теорию патриотического воспитания в советский период большой вклад внес В.А. Сухомлинский. В его произведениях «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Мудрая власть коллектива», рассмотрена система работы учителей по патриотическому воспитанию школьников, которая представляет значимость и сегодня. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству» педагог подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, к патриотической деятельности, причем сама деятельность включает готовность защищать свою социалистическую Родину, трудовой энтузиазм, любовь к свободе, борьбу за мир». Советские ученые понимали патриотизм как любовь к Родине, забота о развитии и процветании Отечества, дружба народов, укрепление мира. «Патриот – не тот, кто говорит красивые слова о любви к Родине, а тот, кто, видя трудности, нерешенные проблемы, не ноет, не паникует, не носится со своими эгоистическими претензиями, а, засучив рукава, преодолевает преграды». Резюмируя мысли ученых, выделим особенности использования принципа природо сообразности в патриотическом воспитании младших школьников: необходимость привить детям добродетельное поведение по отношению к семье, родному краю, окружающим людям; определение содержания патриотического воспитания сообразно цели; сам процесс должен быть организован в среде, где есть добродетельный взрослый, близкий ребенку, который своим поведением, общением становитсяобразцом для подражания, где учтены индивидуальные особенности, возраст ребенка, окружающая действительность. Выделенные особенности проиллюстрируем высказываниями современных ученых. Так, говоря о цели воспитания, вспомним строчки из песни на слова М. Матусовского «С чего начинается Родина?»: «С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе…. С заветной скамьи у ворот, с той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет…» Эти слова очень верно показывают, что важно чувствовать будущему настоящему человеку своей страны. Это, во-первых, помогает ребенку соотнести себя с определенной страной, народом, культурой. Во-вторых, включает эмоционально окрашенные представления (культурные образы, знакомые пейзажи). В-третьих, патриотизм проявляется в переживаниях, побуждающих ребенка к действиям на благо своей страны. Патриотизм и воспитание всегда находились в неразрывном единстве. В зависимости от социальных ситуаций государств менялся контекст их тесной взаимосвязи. Сегодня формированию патриотизма уделяется наиболее пристальное внимание.Возвращаются наработанные ранее технологии воспитания, а также активно включаются в процесс новейшие разработки, в том числе ИКТ. Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности. Патриотическое воспитание - одно из важных направлений работы школы. Основная задача которого – воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества. Именно в этом возрасте есть все предпосылки для воспитания и привития этих чувств. Патриотизм – одна из важнейших черт всестороннего развития личности из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущим всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в деятельной самореализации на благо Отечества. Патриотизм – это и сопричастность и с ее историей, природой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству. Патриотизм представляет собой фундамент общественной и государственной систем, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного функционирования. Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества. Нравственно-патриотическое воспитание детей проходит эффективно в тесной связи с семьей. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям показывают ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна. «Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней…» - считал А.Н. Толстой.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»