Культура поведения в общественных местах
учитель
Задачи:
- обратить внимание учащихся на поведение в транспорте, проанализировать жизненные ситуации и сделать выводы о правилах поведения пассажиров общественного транспорта;
- обратить внимание учащихся на правила поведения в театре и в музее, учить ребят быть воспитанными зрителями и слушателями, - вспомнить некоторые правила поведения в школе;
- расширять кругозор детей, - воспитывать у учащихся интерес к посещению учреждений культуры.
Оборудование: карточки с названием остановок, фото театров города (на слайдах) и краеведческого музея, карточки для игры «Найди правильный ответ», билеты, светофорик.
I. Вводная часть.
Проблема культуры поведения в общественных местах остается актуальной и в настоящее время. Мы часто не задумываемся, что та или иная ситуация требует определенного поступка, движения, фразы или жеста. Проблема состоит в том, что многие не знают этих правил. Это и понятно – трудно запомнить все нормы этикета. Поэтому мы хотим озвучить хотя бы некоторые из них. Приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед.
История
Термин «этикет» (от французского etiquette) означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Этикет — это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.
Слово «этикет» стало общеупотребимым в XVII веке. Однажды на одном придворном приеме во время правления французского короля Людовика XIV гостям раздали карточки, на которых перечислялись некоторые приемлемые правила поведения. От их французского названия слово «этикет» и произошло, а позже оно вошло в языки многих стран. Правила поведения возникли очень давно. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Так, в «Одиссее» Гомера, в египетских и римских рукописях уже упоминаются правила хорошего тона.
И сегодня на занятии мы поговорим о культуре "этикете" поведения в общественных местах и совершим путешествие по некоторым известным местам нашего города.- Какие места мы называем общественными? (Общественные места – это места большого скопления людей).
- Назовите известные вам общественные места. (Ответы детей).
II. Едем в автобусе.
- Путешествовать будем на общественном транспорте. В нашем городе мы пользуемся каким транспортом? (Ездим на автобусе, метро, троллейбусе, трамвае).
- Нас много, поэтому поедем на автобусе. Для проезда что необходимо? (Купить билет). Чтобы получить билет, надо отгадать загадки.
Для 1 колонки – 1 загадка. (Детям выдаются билеты).
Летит птица – небылица,
Я в любое время года
А внутри народ сидит,
И в любую непогоду
Меж собою говорит.
(Самолет).
Очень быстро в час любой
Провезу вас под землей.
(Метро).
Кто, на бегу пары клубя,
В поле лестница лежит,
Пуская дым трубой,
Дом на лестнице бежит.
(Поезд).
Несет вперед и сам себя,
Да и меня с тобой?
(Поезд).
- А сейчас понаблюдайте за группой людей, которые едут с нами. (Сценка «В автобусе»).
- Кто из пассажиров понравился?
- Кто не знает, как надо себя вести? (Обсуждение поведения и формулировка некоторых правил поведения в автобусе). Нельзя: громко разговаривать, мусорить, мешать другим пассажирам сидеть на своем месте, отряхивать снег или дождь с одежды, ставить на сиденье грязные вещи. Нужно: уступать места пассажирам с маленькими детьми, пожилым людям, вежливо обращаться с кондуктором и другими пассажирами.
III. В театре.
- Сейчас будет наша остановка. Кто первый будет выходить из автобуса? (Мальчики. Они должны подать руку девочке, чтобы помочь спуститься).
- Итак, мы спокойно вышли из автобуса и приближаемся к …
Давайте узнаем, что здесь зашифровано: ТЕРЕМ-РЕМ+АТАКА-АКА+Р = ТЕАТР.
- Для чего мы посещаем театр?
- Какие театры в нашем городе вы знаете?
- Итак, мы заходим в помещение. Что надо сделать, приходя в театр? (Снять верхнюю одежду).
«Перевертыши»* * Подавая свои вещи гардеробщице, ни в коем случае не перебрасывай курточку или плащ за барьер. Пусть она сама поработает. Если так сделает каждый зритель, у гардеробщицы разовьются прекрасные мускулы.
- Кто поступает также? Почему надо перекидывать вещи за барьер?
- Гардеробщица каждому выдает номерок. *Номерок лучше всего повесит на палец, так будет удобно вращать его. Именно для этого на номерках сделана дырка или привязана веревочка.
- Вы тоже так считаете? Куда убирают номерок?
- Мы заходим в зал. *Если твое место в середине зала, не торопись занимать его. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда ты будешь проходить, им придется встать. Такая зарядка очень полезна для здоровья. - Правильно так поступать? - Надо приходить пораньше. Но если вдруг пришли перед самым началом сеанса, а ваше место находится ближе к середине. Как в этом случае вы будете до него добираться? (Инсценирование ситуации).
Несколько детей сидит на стульях в ряд. Одного ученика просят показать, как он будет проходить к своему месту. (Анализ).
– Конечно, проходить надо лицом к зрителям, извиняясь за беспокойство.
- Вы удобно расселись на своих местах, начали смотреть спектакль. Но рядом с вами находятся и другие зрители. Про них написала А.Барто в стихотворении «В театре».
- Послушайте внимательно. (Чтение стихотворения).
- Удастся ли с такими соседями посмотреть спектакль? Какие правила поведения, по-вашему, они нарушили? (Обсуждение и формулировка некоторых правил поведения в театре, в к/театре, на концерте).
Нельзя: шуршать, шуметь, вставать и поворачиваться без надобности, качаться на кресле, разговаривать по телефону ... Просмотр м/фильма
- Когда, по вашему мнению, можно вставать с места, чтобы покинуть зал?
- В основе правил, которых нужно придерживаться, лежит уважение к публике, желающей посмотреть спектакль или концерт, и внимание к исполнителям. IV. В музее.
- Сейчас приготовьте свои билеты. Мы отправляемся в учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. (Словарь С.И.Ожегова)
- Что это за учреждение? (Музей) Музей может быть исторический, литературный, краеведческий. М. изобразительных искусств. М.- квартира, дом –музей (квартира, дом писателя, художника, исторического лица, сохраненные после его смерти как музей).
- Посмотрите на фото. Кто узнал эти здания?
- Какие музеи есть в нашем городе? О чем мы можем в них узнать и что увидеть?
- Кто был в музее? Для чего мы посещаем музеи?
- Кто посещал музей в другом городе? Что запомнили?
- Кто может сформулировать правила поведения в музее?
Нельзя: трогать экспонаты, сорить, кричать, бегать. Можно: тихонько разговаривать, если экскурсовод закончил экскурсию, спокойно ходить по залам, рассматривать стенды и картины. Если предусмотрено, одевать на ноги специальные тапки.
- А какой музей мы посещали?
V. В школе.
- Пришло время возвращаться в школу. О правилах поведения в школе мы говорим каждый день. Вспомним некоторые.
На уроке будь старательным,
Если хочешь отвечать,
Будь спокойным и …(внимательным).
Надо руку … (поднимать).
Знай: закончился урок,
Когда звонок раздался снова,
Коль услышал ты …(звонок).
К уроку будь всегда …(готовым).
На математике считают,
Чтоб не тревожились врачи,
На перемене …(отдыхают).
На переменах … (не кричи).
VI. Игра «Найди правильный ответ».
Во время поездки на автобусе можно: -громко разговаривать,
-петь песни,
-требовать себе место на сиденье,
-вставать на сиденье ногами,
-уступать место старшим,
-ставить на сиденье грязные вещи.
В театре можно:
-громко смеяться и разговаривать, -рассматривать зрителей в бинокль, -вставать в полный рост во время спектакля или уйти до его окончания,
-после последней реплики артистов бегом бежать в гардероб,
-проходить к своему месту лицом к сидящим.
В музее можно:
- сорить,
- спокойно ходить по залам, рассматривая стенды и картины,
- кричать,
- бегать,
- не обувать на ноги специальные тапки. Листочки выдаются командам, игроки находят правильный ответ.
VII. Рефлексия.
- Ребята, вам было интересно на занятии? Кому понравилось путешествовать покажите красный цвет, кому не очень было интересно – зеленый, а кому вовсе не понравилось – светофорик не поднимайте. (Ребята показывают, воспитатель фиксирует на доске). - Думаю, вы не забудете то, о чем мы говорили сегодня и будете культурными пассажирами и зрителями, внимательными слушателями.