Методическая разработка образовательного квеста
Семейный бюджет - простые правила для детей
Евсеева Татьчна Леонидовна
Пояснительная записка.
Актуальность. Нами разработано внеклассное мероприятие квест-игра «Семейный бюджет – простые правила для детей». Участниками игры станут учащиеся 4-5 классов (10-11 лет).
Несмотря на то, что ведущей деятельностью для детей этого возраста является учебная, перед нами всё ещё ребенок. Он любит игры, общение с друзьями, его планы на будущее часто меняются. При планировании внеклассных мероприятий необходимо выбирать те формы, которые с одной стороны работали бы на формирование позиции успеха для каждого из ребят, а с другой давали возможность наработать навыки деятельности в команде, приобрести новые предметные знания. Школьники вступают в такой возраст, когда у них появляются свободные карманные деньги, которые являются частью бюджета их семьи. Именно сейчас наступает момент, когда необходимо продолжить накопление знаний в области финансовой грамотности и учиться применять их на практике. Образовательный квест-игра «Семейный бюджет – простые правила для детей», направлен на достижение многих задач. Квестовые технологии интересны для учащихся, они развивают познавательный интерес и формируюткоммуникативные навыки. Квест - это интересная и увлекательная для ребят форма работы. Цель: приобретение опыта в формировании семейного бюджета
Задачи:
1. познакомить детей с понятиями: «семейный бюджет», рассмотреть основные источники доходов и расходов, формировать умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики;
2. развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности; логическое мышление;
3. формировать навыки культуры потребления, ответственности и экономности;
4. сформулировать простые правила пополнения и расходования семейного бюджета.
Планируемые результаты:
1. Разработка простых, понятных детям, правил пополнения и расходования семейного бюджета участниками игры.
2. Понимание детьми необходимости ограничивать собственные неоправданные траты.
3. Осуществление первых шагов детей к навыкам самостоятельной экономической деятельности.
4. Эмоциональная и психологическая разрядка в ходе игры.
5. Наработка навыков деятельности в команде.
Сценарий мероприятия Квест проводится в помещении Гимназии. Задействованы кабинеты на разных этажах, а также помещения музея. Старт квеста осуществляется в актовом зале, там же будут подведены итоги квеста «Семейный бюджет – простые правила для детей». Для проведения квеста организовано четыре остановки. Перед началом учащиеся собираются в актовом зале.
1. Начало мероприятия - Ребята, сегодня Вы примете участие в образовательном квесте «Семейный бюджет – простые правила для детей». А кто же такое семейный бюджет в вашем понимании? Семейный бюджет – это план регулирования семейных доходов и расходов. Задание на старте: перед вами коробки, у каждой команды своя. В коробке лежат правила пополнения и расходования семейного бюджета. Правильные не все. У вас есть пять минут, чтобы найти четыре правила, которые покажутся вам наиболее верными. По истечении времени команды представляют то, что у них получилось. Каждая команда составила правила пополнения и расходования семейного бюджета по своему усмотрению. Сегодня у вас появится возможность проверить, насколько вы оказались правы. Во время прохождения квеста, на остановках, вы получите знания в этой области. В конце игры мыс вами сможем проверить верность выбранных сейчас вами правил. Слово «бюджет» произошло от старофранцузского слова «бугетт» и означает «кошелёк,сумка, кожаный мешок». И сегодня у каждой из команд будет свой кошелек. Во время игры-квеста вы будете зарабатывать монеты в ваш кошелек – ваш командный бюджет. Бюджет помогает семье правильно рассчитать своифинансовые возможности. Так и каждая из команд сегодня попробует правильно рассчитать свой командный бюджет и составить для него простые правила. Сегодня Вы примете участие в квесте: каждая команда, пройдя полностью маршрут, познакомится с простыми правилами пополнения и расходования семейного бюджета. Для того, чтобы выйти на маршрут, вам сейчас будут выданы конверты и кошельки. В конвертах находятся письмо-обращение, маршрутный лист и шифровка вашей первой остановки. После того, как вы ознакомитесь с содержанием конвертов, необходимо прибыть на вашу первую остановку: для этого надо разгадать шифровку, только тогда сможете понять, куда же надо отправляться. Придя на место, вы получите задание. На выполнение задания Вам будет дано 10 минут. За правильно выполненное задание вы получите в свой кошелек 5 монет. Если задание выполненоменьше, чем за половину времени, вы сможете получить 10 монет. Если задание Вами не выполнено за отведенное время или выполнено неправильно вы получаете шифровку следующей остановки, но не получаете монеты. После прохождения последней остановки, команде необходимо вернуться сюда, на место старта. Та команда, которая придет самой первой, заработает в свой командный бюджет 15 монет, вторая команда заработает 10 монет. Третья команда – пять монет. А четвертая команда не сможет пополнить свой командный бюджет. Не забудьте, что на каждой остановке вам нужно получить запись в ваш маршрутный лист и шифровку следующей остановки. Когда все команды прибудут на место старта, командам будет дано последнее задание, по результатам которого будет определена команда-победитель квеста. Для выполнения последнего задания вам потребуются кошельки с монетами, которые вы заработали. Проводится построение команд. Выдаются конверты.
2. Особенности построения маршрута для команды У каждой команды формируется свой маршрут между контрольными пунктами и остановками. Все команды стартуют из актового зала, где они получают конверты, в каждом из которых лежат маршрутный лист, напутственное письмо и шифровка первого места (у каждой команды зашифрованы разные помещения Гимназии). Перед тем, как распределять шифровки по конвертам, было составлено расписание перемещения команд. Команда, после вскрытия конверта, знакомится с напутственным письмом и маршрутным листом, после чего приступает к разгадыванию шифровки. Когда шифровка разгадана, команда отправляется к помещению, название которого получится в ответе. Перед остановкой команда подходит на контрольный пункт, где получат конверт с заданием для данной остановки. После выполнения задания команда на контрольном пункте получает шифровку следующего помещения. Время пребывания на остановке – 10 минут. Таким образом, команды преодолевают весь маршрут.Каждая команда должна посетить четыре остановки.
3. Особенности старта Старт общий для всех команд.
4. Письмо-послание Текст письма в конвертах одинаковый у каждой команды.
5. Организация на остановках Каждая команда перемещается по своему маршруту. Решив шифровку, ребята отправляются на контрольный пункт рядом с необходимым помещением в Гимназии. Команда отдает маршрутный лист и получает конверт с заданием. В момент получения задания координаторы засекают время (10 минут). За это время команда должна выполнить задание, ответ на которое можно дать по его истечению этого времени (или за половину этого времени). При отсутствии ответа или неправильном ответе, команда не получает монеты (5 монет), но в любом случае, вместе с маршрутным листом получает шифровку следующей остановки. За правильно выполненное задание команда получает 5 монет. Если команда справилась за 5 минут, она получает 10 монет. Команда отходит на небольшое расстояние от контрольного пункта, чтобы не мешать следующей команде выполнять их задание, и приступает к разгадыванию следующей шифровки.
6.Финиш После того, как команда прошла свою последнюю остановку, она отправляется на финиш, который расположен там же, где и был старт. Координаторы фиксируют очередность прибытия команд на финиш. Команда, пришедшая первой, получает в свой командный бюджет 15 монет. Вторая команда получает 10 монет. Третья команда получает 5 монет. Последняя команда, пришедшая на финиш, дополнительных монет не получает. После того как на месте собрались все команды, выдается последнее задание. По результатам выполнения последнего задания подводится итог всей игры.
7. Рефлексия На построении проводится мини-рефлексия (что понравилось, удалось ли качественно поработать в таких сборных командах, смогли ли ребята договариваться, принимать совместное решение). 8. Подведение итогов Во время проведения рефлексии жюри подводит итоги финального задания. Участники команд корректируют составленные на старте правила распределения бюджета в соответствии с полученными во время игры знаниями. При необходимости их изменяют. После того, как команды заполнили листы с рефлексией и проверили правила, ведущие обобщают и озвучивают простые правила пополнения и расходования семейного бюджета. Выигрывает НЕ та команда, которая заработала больше всего монет в свой командный бюджет, а та, которая правильно его распределила. При спорной ситуации с распределением командного бюджета будут учитываться количество заработанных монет на станциях.После этого команды награждаются грамотами.
Список литературы
1. Божович, Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л.И. Божович. – Москва: Просвещение, 1968. – 464 с.
2. Гловели Г.Д., Гоппе Е.Е. Г54 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 112 с. – (Учимся разумному финансовому поведению)
3. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;URL:
4. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25517 5. http://bibliopskov.ru/hero.htm
Актуальность. Нами разработано внеклассное мероприятие квест-игра «Семейный бюджет – простые правила для детей». Участниками игры станут учащиеся 4-5 классов (10-11 лет).
Несмотря на то, что ведущей деятельностью для детей этого возраста является учебная, перед нами всё ещё ребенок. Он любит игры, общение с друзьями, его планы на будущее часто меняются. При планировании внеклассных мероприятий необходимо выбирать те формы, которые с одной стороны работали бы на формирование позиции успеха для каждого из ребят, а с другой давали возможность наработать навыки деятельности в команде, приобрести новые предметные знания. Школьники вступают в такой возраст, когда у них появляются свободные карманные деньги, которые являются частью бюджета их семьи. Именно сейчас наступает момент, когда необходимо продолжить накопление знаний в области финансовой грамотности и учиться применять их на практике. Образовательный квест-игра «Семейный бюджет – простые правила для детей», направлен на достижение многих задач. Квестовые технологии интересны для учащихся, они развивают познавательный интерес и формируюткоммуникативные навыки. Квест - это интересная и увлекательная для ребят форма работы. Цель: приобретение опыта в формировании семейного бюджета
Задачи:
1. познакомить детей с понятиями: «семейный бюджет», рассмотреть основные источники доходов и расходов, формировать умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики;
2. развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности; логическое мышление;
3. формировать навыки культуры потребления, ответственности и экономности;
4. сформулировать простые правила пополнения и расходования семейного бюджета.
Планируемые результаты:
1. Разработка простых, понятных детям, правил пополнения и расходования семейного бюджета участниками игры.
2. Понимание детьми необходимости ограничивать собственные неоправданные траты.
3. Осуществление первых шагов детей к навыкам самостоятельной экономической деятельности.
4. Эмоциональная и психологическая разрядка в ходе игры.
5. Наработка навыков деятельности в команде.
Сценарий мероприятия Квест проводится в помещении Гимназии. Задействованы кабинеты на разных этажах, а также помещения музея. Старт квеста осуществляется в актовом зале, там же будут подведены итоги квеста «Семейный бюджет – простые правила для детей». Для проведения квеста организовано четыре остановки. Перед началом учащиеся собираются в актовом зале.
1. Начало мероприятия - Ребята, сегодня Вы примете участие в образовательном квесте «Семейный бюджет – простые правила для детей». А кто же такое семейный бюджет в вашем понимании? Семейный бюджет – это план регулирования семейных доходов и расходов. Задание на старте: перед вами коробки, у каждой команды своя. В коробке лежат правила пополнения и расходования семейного бюджета. Правильные не все. У вас есть пять минут, чтобы найти четыре правила, которые покажутся вам наиболее верными. По истечении времени команды представляют то, что у них получилось. Каждая команда составила правила пополнения и расходования семейного бюджета по своему усмотрению. Сегодня у вас появится возможность проверить, насколько вы оказались правы. Во время прохождения квеста, на остановках, вы получите знания в этой области. В конце игры мыс вами сможем проверить верность выбранных сейчас вами правил. Слово «бюджет» произошло от старофранцузского слова «бугетт» и означает «кошелёк,сумка, кожаный мешок». И сегодня у каждой из команд будет свой кошелек. Во время игры-квеста вы будете зарабатывать монеты в ваш кошелек – ваш командный бюджет. Бюджет помогает семье правильно рассчитать своифинансовые возможности. Так и каждая из команд сегодня попробует правильно рассчитать свой командный бюджет и составить для него простые правила. Сегодня Вы примете участие в квесте: каждая команда, пройдя полностью маршрут, познакомится с простыми правилами пополнения и расходования семейного бюджета. Для того, чтобы выйти на маршрут, вам сейчас будут выданы конверты и кошельки. В конвертах находятся письмо-обращение, маршрутный лист и шифровка вашей первой остановки. После того, как вы ознакомитесь с содержанием конвертов, необходимо прибыть на вашу первую остановку: для этого надо разгадать шифровку, только тогда сможете понять, куда же надо отправляться. Придя на место, вы получите задание. На выполнение задания Вам будет дано 10 минут. За правильно выполненное задание вы получите в свой кошелек 5 монет. Если задание выполненоменьше, чем за половину времени, вы сможете получить 10 монет. Если задание Вами не выполнено за отведенное время или выполнено неправильно вы получаете шифровку следующей остановки, но не получаете монеты. После прохождения последней остановки, команде необходимо вернуться сюда, на место старта. Та команда, которая придет самой первой, заработает в свой командный бюджет 15 монет, вторая команда заработает 10 монет. Третья команда – пять монет. А четвертая команда не сможет пополнить свой командный бюджет. Не забудьте, что на каждой остановке вам нужно получить запись в ваш маршрутный лист и шифровку следующей остановки. Когда все команды прибудут на место старта, командам будет дано последнее задание, по результатам которого будет определена команда-победитель квеста. Для выполнения последнего задания вам потребуются кошельки с монетами, которые вы заработали. Проводится построение команд. Выдаются конверты.
2. Особенности построения маршрута для команды У каждой команды формируется свой маршрут между контрольными пунктами и остановками. Все команды стартуют из актового зала, где они получают конверты, в каждом из которых лежат маршрутный лист, напутственное письмо и шифровка первого места (у каждой команды зашифрованы разные помещения Гимназии). Перед тем, как распределять шифровки по конвертам, было составлено расписание перемещения команд. Команда, после вскрытия конверта, знакомится с напутственным письмом и маршрутным листом, после чего приступает к разгадыванию шифровки. Когда шифровка разгадана, команда отправляется к помещению, название которого получится в ответе. Перед остановкой команда подходит на контрольный пункт, где получат конверт с заданием для данной остановки. После выполнения задания команда на контрольном пункте получает шифровку следующего помещения. Время пребывания на остановке – 10 минут. Таким образом, команды преодолевают весь маршрут.Каждая команда должна посетить четыре остановки.
3. Особенности старта Старт общий для всех команд.
4. Письмо-послание Текст письма в конвертах одинаковый у каждой команды.
5. Организация на остановках Каждая команда перемещается по своему маршруту. Решив шифровку, ребята отправляются на контрольный пункт рядом с необходимым помещением в Гимназии. Команда отдает маршрутный лист и получает конверт с заданием. В момент получения задания координаторы засекают время (10 минут). За это время команда должна выполнить задание, ответ на которое можно дать по его истечению этого времени (или за половину этого времени). При отсутствии ответа или неправильном ответе, команда не получает монеты (5 монет), но в любом случае, вместе с маршрутным листом получает шифровку следующей остановки. За правильно выполненное задание команда получает 5 монет. Если команда справилась за 5 минут, она получает 10 монет. Команда отходит на небольшое расстояние от контрольного пункта, чтобы не мешать следующей команде выполнять их задание, и приступает к разгадыванию следующей шифровки.
6.Финиш После того, как команда прошла свою последнюю остановку, она отправляется на финиш, который расположен там же, где и был старт. Координаторы фиксируют очередность прибытия команд на финиш. Команда, пришедшая первой, получает в свой командный бюджет 15 монет. Вторая команда получает 10 монет. Третья команда получает 5 монет. Последняя команда, пришедшая на финиш, дополнительных монет не получает. После того как на месте собрались все команды, выдается последнее задание. По результатам выполнения последнего задания подводится итог всей игры.
7. Рефлексия На построении проводится мини-рефлексия (что понравилось, удалось ли качественно поработать в таких сборных командах, смогли ли ребята договариваться, принимать совместное решение). 8. Подведение итогов Во время проведения рефлексии жюри подводит итоги финального задания. Участники команд корректируют составленные на старте правила распределения бюджета в соответствии с полученными во время игры знаниями. При необходимости их изменяют. После того, как команды заполнили листы с рефлексией и проверили правила, ведущие обобщают и озвучивают простые правила пополнения и расходования семейного бюджета. Выигрывает НЕ та команда, которая заработала больше всего монет в свой командный бюджет, а та, которая правильно его распределила. При спорной ситуации с распределением командного бюджета будут учитываться количество заработанных монет на станциях.После этого команды награждаются грамотами.
Список литературы
1. Божович, Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л.И. Божович. – Москва: Просвещение, 1968. – 464 с.
2. Гловели Г.Д., Гоппе Е.Е. Г54 Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018. – 112 с. – (Учимся разумному финансовому поведению)
3. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;URL:
4. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25517 5. http://bibliopskov.ru/hero.htm