Внеклассные мероприятия в начальной школе
Боцула Евгения Владимировна
На сегодняшний день современной школе приходится совмещать в себе две функции — образовательную и воспитательную. Главной задачей педагога стало не только обеспечение хорошего уровня образования, но также и воспитание подрастающего поколения. Учителя со стажем знают, что достижение всех этих целей невозможно практически без сочетания учебного процесса с программой внеклассных мероприятий. В системе воспитания младших школьников огромную роль играют внеклассные мероприятия (классные часы, познавательные беседы, игровые программы, внеурочные занятия). Так как внеклассные мероприятия выполняют образовательную, воспитательную и развивающие функции. Кроме того, именно внеклассные мероприятия несут в себе познавательную функцию, а также способствуют расширению кругозора у детей, помогают им раскрыться, компенсирует проблемы учебной деятельности ребёнка и реабилитирует его в собственных глазах и глазах сверстников. Однако подготовка и проведение внеклассных мероприятий требуют от педагогов дополнительных педагогических усилий, определённого педагогического мастерства.
Практическая значимость заключается в стремлении придать этой работе с младшими школьниками игровой характер с целью:
- выдержать целостность, системность и внутреннюю логику самого содержания воспитательной деятельности;
- улучшить в воспитательной деятельности эмоциональную привлекательность, внешнюю притягательность, создать особое поле активности детей, их творчества и психологической заряженности.
Однажды в жизни ребенка происходит прекрасное событие — это поход в школу, в первый класс. Как раз в начальной школе происходит знакомство с ценностями, социальными нормами, так же новыми правилами и, конечно же, с новыми людьми.
И главным звеном в этой цепочке является коллектив, от которого зависит очень многое. Ребенок начинает учиться выстраивать личностные контакты, отвечать не только за себя и свои поступки, но и за класс в целом.
Педагогу нужно создать такую атмосферу, благодаря которой детям будет хотеться ходить в школу и общаться со сверстниками.
Викторины, игры, концерты и праздничные мероприятия в школе имеют большое значение в создании теплой и дружелюбной атмосферы внутри школьного коллектива.
Внеклассные мероприятия — это не дополнительный школьный урок. Такие внеурочные занятия проводятся в более свободной форме, где школьник сможет проявить свои творческие способности, развить свое креативное мышление, а также освоить навыки групповой работы.
В первом классе сценарий внеклассных мероприятий лучше предлагать самому педагогу. Во втором и третьем классах дети могут проявлять самостоятельность и выбирать возможные виды внеурочных занятий.
Однако сценарий проведения внеклассного занятия должен оставаться за педагогом.
А вот уже в четвертом классе дети более взрослые, поэтому необходимо прислушиваться к их желаниям и давать возможность участвовать в разработке сценарного плана мероприятий.
Внеклассных мероприятий существует большое разнообразие, и в зависимости от поставленных целей и задач педагог выбирает именно ту форму, которая ему больше подходит.
Например, это может быть викторина, квесты, спортивные и интеллектуальные конкурсы, костюмированная постановка и многое другое.
Я выделю учебно-воспитательные, досуговые и спортивно-оздоровительные. Учебно-воспитательные внеклассные мероприятия помогают младшим школьникам расширить свой кругозор, также повысить эрудированность, углубить полученные ранее знания, повторить пройденный материал.
Для учебно-воспитательных внеклассных мероприятий характерны такие формы, как беседа, викторина и квиз, посещение театра, организация конференции, экскурсия и т.д.
Примером подобного внеклассного мероприятия может служить викторина или квиз, они направленны на расширение представлений учеников о временах года, о фауне и флоре, закрепление знаний учащихся о правилах дорожного движения, направленные на изучение литературных рассказов, басен.
Тематика может быть довольно большой, главное при проведении внеклассного мероприятия в начальной школе учитывать небольшой практический опыт учеников.
Внеклассное мероприятие должно способствовать формированию базисных знаний детей, их умений и навыков. А его цели, это совершенствовать знания по предметам начальной школы, развивать память, логическое мышление, смекалку, внимательность, воспитывать культуру поведения при проведении внеклассных мероприятий.