Методическая раработка внеклассного мероприятия
Широка, ты, Русская душа
Слаева Ильнара Асимовна,
учитель начальных классов
ГБОУ школа № 609 СанктаПетербурга
Тематическое направление: духовное и нравственноеучитель начальных классов
ГБОУ школа № 609 СанктаПетербурга
Актуальность: Данная методическая разработка направлена на воспитание и развитие духовно-нравственных ценностей младших школьников. Методическая разработка включает в себя цель, задачи, планируемые результаты. В современном мире развития высочайших информационных технологий: дети испытывают дефицит знаний о национальных традициях, культуре, быте народа. В связи с этим принято решение Президента России Владимира Путина объявить 2022 год - годом культурного наследия народов России.
Одним из главных средств духовно-нравственного развития личности ребенка является ознакомление с православными традициями русского народа, с его культурой и фольклором. Фольклор выполняет эстетическую, воспитательную, познавательную функцию. Для детей важно личное участие в мероприятиях. Фольклорные праздники - это и есть та ниточка, которая связывает наше прошлое с настоящим и будущим.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя:
Большую роль играет духовное и нравственное воспитание в формировании личности младшего школьника. Фольклор является комплексным средством воспитания школьников. Воспитательное мероприятие - это одна из организационных форм, которую классный руководитель широко использует во внеурочной деятельности. Каждое воспитательное мероприятие духовно - нравственной направленности должно накладывать положительный след на эмоциональном фоне ребёнка, оставляя в его душе состояние праздника. После таких мероприятий у ребёнка должна проснуться потребность к добрым делам и красивым поступкам.
Мероприятие проводится в рамках внеурочной деятельности в соответствии с планом воспитательной работы и носит обобщительный характер.
Цель: Приобщение детей к основам русской народной культуры и быта, через фольклор.
Задачи:
Образовательные задачи:
- ознакомить детей с русским народным обычаем наших предков
- познакомить детей с русским фольклором - пословицами, закличками, поговорками, небылицами, играми, частушками, загадками, потешками.
- познакомить детей с народными промыслами
- научить понимать русские традиции гостеприимства
- дать детям представления о жизни и быте своего народа в старину
- создать радостную, веселую атмосферу
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес к традициям русского народа
- развивать выразительную речь, внимание, память, положительные эмоции
- обогащать словарный запас детей образными выражениями малых форм русского фольклора
- развивать эмоциональную сферу детей, образное мышление, творческое воображение
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство уважения к традициям наших предков, чувство патриотизма
- воспитывать доброжелательные, партнерские отношения в классном коллективе
Планируемые результаты
Личностные:
- учиться определять свои чувства и ощущения, возникающие в ходе мероприятия и уметь их излагать
- учиться наблюдать за происходящим
- развитие и формирование личностных деловых качеств: принятие совместных решений, оказание помощи друг другу, ответственность за общее дело, положительное принятие общего успеха и достижений;
Регулятивные:
- принятие установленных правил
- планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
- умение применять свои знания на практике
- адекватно оценивать правильность выполнения действия
Познавательные:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, интернета
- развитие интеллектуальной деятельности обучающихся: знакомство с витаминным составом капусты и других овощей.
Коммуникативные:
- умение устанавливать дружеские отношения, вести диалог;
- использование речевых средств, для решения различных коммуникативных задач
Форма проведения: Праздник
Педагогические технологии:
- коллективное творческое дело
- здоровьесберегающие технологии
- игровая технология
- личностно-ориентированная технология
Методы и приёмы:
- чтение и анализ притч, русских народных сказок, басен, небылиц, русских народных пословиц и поговорок
- отгадывание загадок
- разучивание подвижных сюжетно - ролевых игр
- наблюдение
- элементы театрализации
- поисковый метод
Этапы подготовки и проведения мероприятия:
Подготовительный этап
- Определение цели, задач и значимости воспитательного мероприятия
- Определение формы, методов и приёмов мероприятия
- Разработка сценария воспитательного мероприятия и распределение ролей с учётом индивидуальных особенностей детей
- Разучивание русских народных песен, частушек, пословиц, поговорок, небылиц, сюжетно - ролевых игр.
- На уроках родного русского языка проведена словарная работа (запон, ухват, лапти, горница, изба, пяльцы, рушник)
- Изготовление поделок «Дымковская игрушка» на уроке технологии
- Оформление сцены к мероприятию
- Репетиция праздника
Основной этап - Фольклорный праздник
Конспект внеклассного мероприятия (Приложение 1)
Заключительный этап
Вывод: Воспитательное мероприятие «Широка ты, Русская душа» соответствовало возрастным особенностям детей и уровню их развития. Применений игровых технологий, реализация себя в роли, ощущение праздника, коллективное чаепитие, яркие костюмы и особенность обстановки вызывают положительные эмоции у детей. После таких праздников детям всегда хочется продолжения событий. Повышается уровень воспитанности, мотивации, улучшаются взаимоотношения между детьми. Классный руководитель и воспитатель всегда должен уметь заинтересовать, мотивировать детей, только тогда будет положительный результат, как в духовно-нравственном направлении, так и в других воспитательных направлениях.
Литература.
Интернет ресурсы:
- https://www.culture.ru/s/god-kulturnogo-naslediya/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D0%B5_%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D1%80%D1%8B_%D1%84%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D1%80%D0%B0
Приложение 1
Сценарий фольклорного праздника «Широка, ты, Русская душа»
Оформление: зал украшен элементами русской избы: декорации русской печи, ставни, столы накрытые угощением, коврики, кухонная утварь.
Оборудование: Компьютер,
Познавательная цель: - Расширить представление детей о культуре и обычаях, обрядах с устным народным творчеством русского народа.
Воспитательная цель: Воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю, его истории и культуре.
Развивающая цель: развивать творческие способности, эстетическую культуру детей.
Задачи: привить уважение к народным (плясовым, шуточным) песням как историческим корням русского народа; способствовать формированию эмоциональности в раскрытии характера русского народа через небылицы, песни, танцы и игры; развивать основы художественного вкуса.
Участники праздника: обучающие 1 «Б» класса ГБОУ школы № 609 Красногвардейского района, г. Санкт-Петербурга.
На праздник приглашены: родители, обучающие 1 «Б» класса.
Ведущие мероприятия: Слаева Ильнара Асимовна (классный руководитель), Умнова Татьяна Николаевна (воспитатель ГПД)
Ход праздника:
Звучит песня «В горнице моей… (Дети входят в зал, украшенный в народном стиле)
Ведущая:Ребята, посмотрите вокруг, мы с вами оказались в прошлом, в стариной русской избе. Вы можете увидеть выставку предметов быта русского народа. Так же вы можете увидеть и свои работы дымковские игрушки «Петушки» которые мы свами делали на уроке технологии.
Звучит музыка.
Ведущая: По русскому обычаю гостеприимства, встречает гостей хозяйка домас хлебом и солью, это обозначало пожелание мира и добра. (Заходит Хозяйка с караваем в руках, держит каравай с рушником.)
Хозяйка:Добрый день, народ славный! Рады приветствовать вас в нашей горнице.
Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим, поклоняясь,
Отведать просим!
Ведущая: После радушной встречи, гостей приглашали в дом и усаживали на самом почетном месте.
Хозяйка:Зачем пожаловали, гости дорогие?
Ответы детей (вспомнить о традициях русского народа)
Хозяйка: Ребята, а вы знаете, что такое фольклор? (ответы детей)
А вы можете перечислить какие произведения устного народного творчества вы знаете (ответы детей)?
Хозяйка:Какие вы молодцы, все знаете!
Есть у нас для вас загадки:
Не горьки, не кислы, не сладки.
Кто сейчас все отгадает, тот весь год забот не узнает.
Ведущая:Загадки присутствовали на всех празднествах, посиделках. Люди любили складывать и отгадывать их. Попробуйте и вы отгадать некоторые из них.
Не бьет, не ругает,
А плакать заставляет.
(Лук)
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса — на улице.
(Морковь)
На бору, на яру стоит старичок,
Красненький колпачок.
(Гриб-боровик)
Кланяется, кланяется,
Придет домой — растянется.
(Топор)
Не человек, а рассказывает.
Не рубаха, а сшита.
(Книга)
Из нее берешь,
она больше становится.
(Яма)
А плакать заставляет.
(Лук)
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса — на улице.
(Морковь)
На бору, на яру стоит старичок,
Красненький колпачок.
(Гриб-боровик)
Кланяется, кланяется,
Придет домой — растянется.
(Топор)
Не человек, а рассказывает.
Не рубаха, а сшита.
(Книга)
Из нее берешь,
она больше становится.
(Яма)
Хозяйка: С загадками справились. Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы.
Ведущая:Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.
А вот вам наши небылицы! (Дети читают небылицы)
Чепуха,чепуха, Между небом и землей
Это просто враки! Поросенок рылся
Куры съели петуха, - И нечаянно хвостом
Говорят собаки. К небу прицепился.
Сидит ежик на березе - На горе стоит телега,
Новая рубашечка, Слезы капают с дуги.
На головке сапожок, Под горой стоит корова,
На ноге фуражечка. Надевает сапоги.
У болота на снегу
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на березе
Умирает со смеху.
В огороде распустились
Кактусы на грядке
А в сирени бегемот
Распевает сладко.
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на березе
Умирает со смеху.
В огороде распустились
Кактусы на грядке
А в сирени бегемот
Распевает сладко.
Хозяйка: Ой, ребята, молодцы! Рассмешили вы меня своими небылицами, а теперь мы поиграем с вами в народную игру «Карусель».
Ведущая: Русский народ любил повеселиться, вот поэтому, придумывали различные игры, где можно от души всем повеселится! Игра «Карусели» – это русская народная игра.
К кругу имитирующее солнце пришиты ленты разного цвета, дети берут в руки ленты и идут по кругу, напевая слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите.
Хозяйка: Ох и закружили вы нас, ребята, в карусели. Но на этом наши веселые игры не заканчиваются! У нас есть карточки с заданиями, но они перемешались. Давайте наведем порядок и разберемся в них.
Восстановление пословиц (из разрезанных частей).
Ведущая: Ребята, вы молодцы! А кто догадался, что это за произведения устного народного творчества? (ответы детей) Да, правильно это пословицы.
Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир.
Пословица – душа и ум народа.
В ней к Родине любовь.
В ней мудрый опыт многих поколений.
Хвала к труду в ней и презренье к лени.
Хозяйка: Сколько вы всего знаете, ребята! Но русский народ развлекал себя не только играми. Любил он сочинять частушки.
Частушки – это короткие песенки часто с юмористическим содержанием. Они издавна сопровождают народные торжества. Частушки – часть фольклора и важный элемент истории. Так давай те же возьмем ложки и бубны и споем частушки.
Дети поют частушки
Ведущая: Русский народ любил повеселиться, вот поэтому, придумывали различные игры, где можно от души всем повеселится! Игра «Карусели» – это русская народная игра.
К кругу имитирующее солнце пришиты ленты разного цвета, дети берут в руки ленты и идут по кругу, напевая слова:
Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите.
Хозяйка: Ох и закружили вы нас, ребята, в карусели. Но на этом наши веселые игры не заканчиваются! У нас есть карточки с заданиями, но они перемешались. Давайте наведем порядок и разберемся в них.
Восстановление пословиц (из разрезанных частей).
Встречают | по одежке, | провожают | по уму. |
Грамоте | учиться | всегда – | пригодится. |
Сказка-ложь, | да в ней намек, | добрым молодцам | урок |
Ведущая: Ребята, вы молодцы! А кто догадался, что это за произведения устного народного творчества? (ответы детей) Да, правильно это пословицы.
Русские пословицы, как и русские изделия, славятся на весь мир.
Пословица – душа и ум народа.
В ней к Родине любовь.
В ней мудрый опыт многих поколений.
Хвала к труду в ней и презренье к лени.
Хозяйка: Сколько вы всего знаете, ребята! Но русский народ развлекал себя не только играми. Любил он сочинять частушки.
Частушки – это короткие песенки часто с юмористическим содержанием. Они издавна сопровождают народные торжества. Частушки – часть фольклора и важный элемент истории. Так давай те же возьмем ложки и бубны и споем частушки.
Дети поют частушки
Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
А на улице весна,
Первые проталинки.
До свидания, зима!
До свиданья, валенки!
Ах, пора уже, ребята,
Строить домики пернатым,
Вон весны летят гонцы –
Голосистые скворцы.
Ах, зачем так сладко пахнет
За окном моим сирень?
Мне теперь учить уроки
Почему- то стало лень.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Ведущая:Балалайка - три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны.
А на улице весна,
Первые проталинки.
До свидания, зима!
До свиданья, валенки!
Ах, пора уже, ребята,
Строить домики пернатым,
Вон весны летят гонцы –
Голосистые скворцы.
Ах, зачем так сладко пахнет
За окном моим сирень?
Мне теперь учить уроки
Почему- то стало лень.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что бы нам похлопали.
Частушка жару задала
Весела, чудесна.
Но что бы спорились дела,
Помогала песня
Хозяйка: Славился русский народ конечно же своими песнями. Были у него сюжетные, ролевые песни, в которых рассказывали они различные истории.
Дети поют песню «Калинка-малинка»
Ведущая:Ребята, сколько всего мы вспомнили. Произведения устного народного творчества учат нас не только мудрости. Они открывают перед нами дверь в большой и светлый мир, который называется Родиной. Но чтобы по- настоящему любить Родину, надо знать не только ее настоящее, но и прошлое. Ее фольклор.
Хозяйка: По русской традиции «Умел гостей звать – умей и угощать».
И я вас, гости дорогие, с пустыми руками не отпущу. Вот вам ларец с угощениями.