Организация внеурочной деятельности по английскому языку
в начальной школе
в начальной школе
Андреева Людмила Николаевна;
Григорьева Анна Геннадьевна,
учителя английского языка ГБОУ школа № 558
Выборгского района Санкт- Петербурга
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Григорьева Анна Геннадьевна,
учителя английского языка ГБОУ школа № 558
Выборгского района Санкт- Петербурга
Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ряд задач:
- помочь ребенку в сложный период адаптации в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку;
- создать благоприятные условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности школьников.
Основная цель по иностранному языку в начальных классах является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне.
Ключевым моментом в данной цели является формирование языковой компетенции, проявляющейся в способности и готовности осуществлять общение средствами иностранного языка на межкультурном уровне.
Наиболее эффективным средством является внеурочная деятельность, так как она позволяет не только обобщить знания учащихся, полученные в рамках учебной деятельности, но и решить другие более важные задачи, которые невозможно реализовать в рамках урока.
Внеурочная деятельность по предмету «Иностранный язык» носит деятельностный характер, что соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно.
Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т.п.) и дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему характеру.
Внеурочные занятия мы проводим со 2-го по 4-й классы.
В процессе обучения английскому языку мы используем разнообразные формы и методы. Формы работы, которые мы используем при работе с учащимися – это коммуникативно-направленная групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа, массовая работа (выступления, спектакли, утренники и пр.).
Наибольшую эффективность, на наш взгляд, имеют такие методы, как метод проектов, использование игр и игровых ситуаций, введение проблемной ситуации, метод презентационных технологий, научно - исследовательский метод.
Во время каникул образовательная деятельность может видоизменяться (выходы в театры, показ спектаклей, участие в концертах, проведение совместных с родителями праздников и т.п.)
Для повышения мотивации к овладению иноязычным общением мы используем театральные игры. Именно они помогают детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер.
Театральные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. С этой целью в школе разработан практико-ориентированный проект «Школьный театр сказки».
Сказка – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к развитию речи. Сказки на английском языке превращают процесс обучения ребенка в привлекательную игру.
Участниками являются ученики 2-х-4-х классов. Ученики выполняют разные роли (сочинители, художники, дизайнеры, актеры) с учетом возрастных особенностей. Для спектаклей подбираем наиболее популярные детские сказки с яркими образами героев, массовыми сценками, небольшими простыми репликами.
Работу над сказками мы начинаем уже во 2 классе.
При проведении мероприятий создаются благоприятные условия для формирования мотивирующих учебных действий, а также метапредметных умений:
-чтение по ролям;
- инсценирование отрывков;
-поисковое чтение;
- выполнение упражнений на грамматику и лексику;
-творческие работы учащихся;
-выполнение диафильма по результатам работы;
- составление рассказа «Мой любимый герой сказки»;
- рисование иллюстраций к сказке
Театральные игры повышают интерес к изучению английского языка и делают процесс обучения привлекательным и интересным.
Один из компонентов внеурочной деятельности, который развивает речевую активность, является внедрение краеведческого компонента на занятиях. Нами разработана серия краеведческого материала в разных параллелях.
Обращение к материалам краеведческого характера при изучении иностранного языка в значительной степени расширяет воспитательный потенциал учебного предмета, помогает эффективному усвоению его, способствует развитию у школьников интереса к родному краю, его природе, истории, культуре.
На начальном этапе обучения во 2 классе на интегрированных внеклассных занятиях «День рождения» мы говорим о том, что день рождение бывает не только у людей, но и у города. Знакомим с новой лексикой и изготавливаем поделки, творческие работы.
На следующем этапе обучения в 3 классе мы проводим внеклассные занятия на тему «Прогулки по Санкт-Петербургу». На занятиях учащиеся знакомятся с достопримечательностями Санкт- Петербурга и учатся их описывать.
В 4 классе учащиеся уже сами создают проекты про Санкт-Петербург (экскурсии, брошюры).
Таким образом, внеурочная деятельность по английскому языку оказывает:
- положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся,
- создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей,
- создаёт ситуацию успеха, в которой каждый обучающийся может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, достигнуть определённых личностных результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним,
- поможет сформировать социальные компетентности обучающихся, которые помогут адаптироваться к дальнейшей жизни.
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 223 с. – ( Стандарты второго поколения);
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2002;