Классный час в 1 классе
Идем дорогою добра
Мажникова Екатерина Владимировна
Цель: формирование начальных представлений о понятии «добро».Задачи:
- раскрыть значение понятий «добро», «добрый человек»;
- развить потребность делать добро окружающим;
- воспитывать добродушное отношение к окружающим людям.
Тип: нравственные ценности
Формы: сюжетно-ролевая игра
Оборудование: слайдовая презентация, музыкальное оформление, фрагмент мультфильма, солнце, раздаточный материал
№п/п | Название этапа | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | ||||
1 | Подготовительно-организационный этап: |
Здравствуйте, ребята! Ребята поприветствуйте друг друга, как это мы делаем на каждом классном часе. |
Дети, взявшись за руки, улыбаются друг другу. |
||||
Актуализация темы Введение нового понятия «доброта» |
- Посмотрите внимательно на картинки, кого вы видите? - Что вы можете про них сказать? -Что можно сделать с ними? - На сколько групп их можно разделить? (дети делят героев по группам) - Что всегда побеждает в сказках? - Почему чаще всего побеждает добро? - А что им помогает совершать хорошие поступки? - Ребята, а как вы думаете, почему к нам в гости пришли именно эти герои? - Как вы понимаете слово «доброта» - Где мы можем узнать, что такое доброта? - Хорошо. Что у меня в руке? - Чем же она нам поможет? -В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» - У вас на партах лежат карточки с вашими именами. Подумайте и отнесите себя к какому-то столбику. (музыка Чайковского) - Ребята, а вы задумались или были уверенны в своем выборе? - А как вы думаете, быть добрым сложно или легко? - Как считаете, что для этого необходимо? - -Кто сформулирует тему и цель нашего классного часа? |
- мы видим сказочных героев. (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Василиса Премудрая, Иванушка, Варвара-краса длинная коса.) - представители добрых и злых сил. - Разделить на группы. - на две
- Добро - Потому что герои совершают хорошие поступки -Доброта - Мы будем говорить о доброте Ответы детей - спросить взрослых, в сказках, в книгах, в словарях - Большая книга, энциклопедия, словарь. - Узнать, что такое доброта. Дети распределяют карточки со своими именами к «добрым» и «злым» героям. - Задумались, сложно… - сложно - Узнать как можно больше о доброте, о добрых поступках, что такое «доброта», стремиться быть добрым, совершать хорошие поступки. - Доброта. Узнать, что такое добро. |
|||||
3 |
Основной этап: (презентация) Фронтальная работа Работа по колонкам. Физ.минутка. Просмотр фрагмента из мультфильма Чтение и обсуждение рассказа «Осколки доброты». Самостоятельная работа |
- На партах у вас лежат желтые ладошки, с чем они у вас ассоциируются? Какие мысли приходят у вас, смотря на них? - Верно. Это ладошка символ того, что надо совершать добро. Это лучики солнышка. Посмотрите на солнце. Оно грустное, спрятало лучики и не сияет. - Как нам ему помочь? -На пальчиках мы будем писать наши выводы на классном часе, а затем подарим ему лучики. Я думаю, солнышко очень обрадуется. - Ну что, готовы посетить город «Доброляндию» и узнать много нового и интересного? - Полетели…. И так, первая улица «Вежливые слова» -Ребята, посмотрите, какие человечки живут тут, какие у них интересные дома. - Как вы думаете, почему на этой улице все улыбаются? - Ой, ребята, смотрите. Один маленький мальчик совсем ни с кем не общается, стоит в сторонке и смотрит на всех. Как думаете, почему? -Как думаете, мы сможем ему помочь? Как? - Посмотрите на слайд, все слова перемешались и потерялись. Видимо был сильный ветер. Что нам надо сделать?
- Молодцы, мы справились с заданием? - Какой вывод можем сделать? -Как называется это качество? -Напишите на одном из пальчиков ладошки «Вежливость» (образец на слайде) |
- Рука помощи, выручать кого-то, совершать добро кому-то….. - Сказать добрые слова, сделать добрый поступок и т.д. - Готовы. - Они добродушны, приветливы, здороваются друг с другом, говорят приятные слова. - Не знает вежливых и добрых слов. - Сможем, научим вежливым словам. - составить вежливые слова, найти к словам продолжение… - Справились - Добро- это когда говоришь вежливые слова. -Вежливость |
||||
- Ребята, вот и вторая улица. Такое странно название, прочитайте. - Как вы понимаете это слово? - А где может встретиться мудрость? - Совершенно верно. В пословицах заключается народная мудрость, в которой собраны знания и умения людей. - Кто догадался, что ждет нас на этой улице? - Для каждой колонки своя пословица. 1 колонка- красный цвет 2 колонка- синий цвет 3 колонка- зеленый цвет Вам надо собрать свою пословицу, подумать над ней и нам объяснить. ( дети составляют пословицу и один ученик из каждой колонки объясняет значение пословицы) - Ребята, что мы узнали из пословиц? - Какой вывод можем сделать, побывав на этой улице? Запишем на пальчике слово «Мудрость» (образец на слайде) |
- Улица «мудрость» - ум, опыт, умение, знания - в пословицах - Познакомимся с пословицами. На добрый привет- добрый ответ. Про доброе дело- говори смело. Жизнь дана на- добрые дела. - Народную мудрость - Доброта- это мудрость |
||||||
- Вот приближаемся к третьей улице. Ребята, а там висит замок. Что же делать? - Ребята, мы с вами сказали , что добрый человек совершает хорошие поступки. Давайте поиграем. Все встаем. Если я называю хорошее качество – приседаем, плохое – отрицательно качаете головой. - добрый человек всегда помогает маме; - делает зимой для птиц кормушки; -всегда чувствует, кому нужна помощь; - стреляет в птиц из рогатки; - не отказывает в помощи в трудную минуту; - обзывает близких и друзей; - выполняет добросовестно свои обязанности. - Молодцы, садитесь тихонечко. - Смотрите, замок открылся. Что нам помогло? - Как называется улица? |
- Открыть, попросить вежливо и замок откроется, совершить поступок. - Выбрать хорошие поступки - «Поступок» |
||||||
- Вы помните сказку В.Катаева «Цветик-семицветик», о чем эта сказка? -Какая она была в начале сказки? - А что девочка сделала в конце сказки? -Давайте просмотрим этот фрагмент внимательно. - Как вы считаете, как поступила девочка? - Какой вывод можем сделать? - Запишем на третьем пальчике «Хорошие поступки» (образец на слайде) |
-В ней рассказывается о том, как однажды Волшебница подарила девочке Жене цветок с семью разноцветными лепестками. Стоило оторвать лепесток, подбросить его вверх и сказать волшебные слова, как тотчас же любое желание исполнялось. - Не вежливая, не внимательная, смотрела по сторонам, хвастунья…. Когда у Жени остался последний лепесток, она увидела грустного мальчика Витю, у которого болела нога, и который поэтому не мог бегать и играть с другими детьми. Жене стало его жалко, она оторвала последний лепесток и загадала, чтобы Витя выздоровел. И Витя стал здоровым. - Девочка поступила правильно. - Доброта- это когда совершаешь хорошие поступки |
||||||
- Ребята, вот и следующая улица. - Посмотрите, что это? - А что там может быть? - Что надо сделать нам, чтобы убедиться, верное ли наше предположение? - Я прочитаю вам письмо. А вы внимательно послушайте и подумайте, на какие мысли он вас наводит. Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру. Она что-то бормотала про себя, подбирая какие-то предметы и перекладывала их в сумку. Родители подозвали детей и велели держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибалась, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что эта маленькая старушка постоянно подбирала с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги. - Как вы понимаете этот рассказ? - Как поступила семья? - Как вы думаете, что чувствовала семья, когда они узнали о хорошем поступке старушки? - Какой вывод можем сделать? - Как всегда надо относиться к людям? - Так как будет называться наша улица? - Запишем на четвертом пальчике «Приветливость» (образец на слайде) |
- Письмо - (выслушать варианты детей) - Прочитать ( варианты детей) - Плохо, некрасиво, неприветливо, недружелюбно… - Им было неприятно, чувствовали вину, хотели изменить ситуацию. - Если к вам человек не нравится внешне, то не стоить думать, что он плохой человек. Чтобы узнать о человеке, надо с ним общаться, быть приветливым. Если улыбнулись вам, то улыбнись в ответ. - Приветливо - « Приветливость» |
||||||
- Ребята, сколько пальчиков еще осталось пустых? - Давайте подумаем вместе и перечислим, какие еще качества важны, чтоб быть добрым. - Смотрите, сколько разных качеств перечислили. Сейчас каждый выберет для себя одно качество и запишет его на пятом пальчике. |
- один пальчик. - варианты детей - дети записывают качество. |
||||||
7 | Заключительный этап: Итог занятия Рефлексия Детская песня – «Дорогою добра» |
Ребята, посмотрите на ладошку, что мы можем сказать? - Что же такое доброта? Доброта - это стремление человека сделать счастливее других людей. - Посмотрите теперь на нашу табличку, сделайте вывод. Все ли правильно отнесли свое имя? - Что понадобится нам, чтобы все оказались на стороне «добрые»? - сложно будет сразу быть добрым? -А вы не забыли про наше солнышко. Оно до сих пор грустит, его лучики находятся у нас. -Что мы можем сделать нашему солнышку? - Ребята, как вы думаете, наше солнышко засияет? Давайте же подарим солнышку его лучики. ( Все сидят, готовятся, чтобы приклеить ладошку. Дети выходят по колонкам и приклеивают «лучики» ) - Классный час подошел к концу. Спасибо за внимание! |
-Чтобы быть добрым, надо говорить вежливые слова, быть мудрым, совершать хорошие поступки, быть приветливым с окружающими, заботиться о других. - Стремление сделать людям добро - выслушать ответы детей -да - подарить ему лучики. - Засияет Дети по очереди приклеивают ладошки, а остальные подпевают песню - Дети собираются и выходят из класса. |