Значение историко-краевдческой работы
для воспитания патриотических чувств
у детей дошкольного и школьного возраста
Яковенкова Лариса Леонидовна
Краеведение — одна из форм духовно-нравственного воспитания детей школьного возраста.Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё.
В школьном возрасте начинают развиваться те черты, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, игрушках, играх, впечатлениях о природе родного края, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живет ребенок. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств
Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы не жили, на каком бы языке не говорили, Россия – наша общая единственная Отчизна. Но у каждого из нас есть и свой, милый сердцу уголок, где ты сделал свои первые шаги, учился, получил путёвку в жизнь. Это место несравнимо ни с чем другим. Это наша Малая Родина
Краеведение для младших школьников является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной. Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению школьников в художественное творчество, расширяет возможности распространения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни. В школьном возрасте педагоги знакомят детей с краеведческими сведениями о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, воспитывают гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России. Со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Цель краеведения в школьном учреждении – воспитание нравственного гражданина, патриота малой родины, любящего и знающего свой край, город (его традиции, памятники истории и культуры). К основным задачам краеведческой работы можно отнести следующие:
– формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
– развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, району, городу, краю, стране;
– воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому;
– развивать бережное отношение к городу;
– формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны:
– Беседы, которые используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы.
– Экскурсии, обеспечивающие знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного села.
– Праздники, развлечения, на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край.
– Прогулки, путешествия, походы – эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир.
Каждое мероприятие – это результат сотрудничества классного руководителя, учителей, родителей и детей. При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия я включаю в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей. Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества.
В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!»