Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Сценарий классного часа в 4 классе

О царе – реформаторе – Великом Петре 1

Егиазарова Марианна Альбертовна;
Никифорова Наталия Андреевна, 
учителя начальных классов
Цель: познакомить с преобразованиями и реформами Петра 1;
           воспитывать любовь к Родине.
Задачи: расширить знания обучающихся об образе Петра 1;
               создать условия, способствующие осознанию образа Петра 1 и его
               роли в истории 
Оборудование: на доске флаги (страны, города), портрет Петра 1, лента времени Петровской эпохи,  карточки, выставка книг Пётр 1, свечи, подсвечники.
Музыкальное сопровождение: музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», фанфары.
Ход урока
  1. Приветствие. Постановка темы урока (до 4 класса обучающиеся узнавали о Петре1 на уроках окружающего мира, на занятиях внеурочной деятельности и на экскурсиях по городу).
Звучит торжественная музыка (фанфары).
- Здравствуйте, дети.  Есть личности, которые оставили яркий след в истории нашей Родины.
Отгадав загадку, узнаете, о ком сегодня будем беседовать.
Загадка:
Жил давно в России царь,
Очень мудрый государь.
Он на троне не сидел,
Делал за день по сто дел.
 
Одержал побед немало,
Мореходом был бывалым;
Он и плотник, и кузнец,
Кто был царь тот, удалец?
(Пётр1)
-А что Вы знаете об этом человеке, государе? (Ответы учащихся).
350 – летие со дня рождения Петра 1 наша страна отметит в 2022 году. Пётр Великий (1672 – 1725) – выдающийся государственный деятель, московский царь из династии Романовых, всероссийский император с 1721 года, реформатор. Известный русский историк С. М. Соловьёв писал, что Пётр 1 был действительно Великим, как и прозвали его в народе.
К началу царствования Петра1 Россия сильно отставала в своём развитии от передовых стран Европы. Она не имела промышленности, в стране не было школ и других учебных заведений, которые готовили бы нужных специалистов, В России были лишь зачатки регулярной армии и не было флота. Страна не имела выхода к Черному и Балтийскому морю.Преодоление отсталости стало самой главной задачей.
 Благодаря Петру Россия стала успешной как во внутренних делах, так и во внешней политике. На престол он взошёл, когда ему исполнилось 10 лет, в 1682 году. Пётр много путешествовал и обучался ремёслам в европейских странах. Пётр заставлял переводить иностранные книги, причём перевод должен был быть не дословный, а смысловой.
В период его правления стала развиваться металлургия, добыча каменного угля, кожевенное производство, кораблестроение, военное ремесло, искусство, литература.
С именем Петра связаны важные государственные реформы (реформа-от латинского слова reformare– преобразовывать, процесс преобразования государства и общества) общественного строя. Пётр 1 одержал победу в Северной войне, после которой масштабы страны значительно расширились до Балтийского моря. Он был основоположником великого государства, которое продолжало развиваться ещё целое столетие после его смерти.
Он постоянно учился и заставлял учиться других. Девиз царя Петра1: «Я – ученик и нуждаюсь в учителях». Россия при нём сделала большой шаг в развитии.В России были созданы светские школы, появились профессиональные гражданские и военные учебные заведения.  Была введена новая азбука, облегчившая обучение грамоте и упростившая печатание книг, вышла первая газета. Был введён новый календарь. Петру Россия обязана созданием Академии наук, открытой уже после его смерти – в конце 1725 года.
Пётр Великий был истинным богопочитателем и блюстителем христианской веры. Он  считал, что религия (православная вера) – необходимое связующее звено общества и государства, все должны соблюдать заповеди Бога, а кто из подчинённых не соблюдал – их наказывали. Православная вера была главным стержнем для Петра 1. Серьёзные изменения произошли в церковной жизни Российской империи. Если раньше церковь была автономной единицей, то после реформ подчинялась императору.
-В Санкт – Петербурге находится очень известный памятник, посвящённый Петру1. Кто знает, как он называется? Где находится?
 Этот памятник имеет название «Медный Всадник». Он установлен в честь Петра 1 – основателя этого города. Он находится на Сенатской площади и является уникальным произведением русской и мировой культуры. Памятник создал французский скульптор Э. Фальконе. Основанием памятника служит естественная скала в виде волны и напоминание о том, что именно Пётр 1 вывел Россию к морю. Пётр восседает на вздыбленном скакуне, олицетворяющий собой своенравный народ, под копытами скакуна раздавлена змея (образ коварства, алчности, непокорности), что означает победу Петра 1 над врагами. Венок из лавра на голове и меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца – победителя.
-Какие ещё памятники Петру 1 в нашем городе Вы знаете?
В Петербурге можно увидеть несколько десятков памятников его основателю, царю Петру1, а скульптурных изображений в музеях более 200. Среди самых известных памятник «Прадеду правнук» от императора Павла1, что стоит у Инженерного замка на Садовой улице, памятник основателю Кронштадта, что стоит в городе Кронштадте в Петровском парке, бюст у домика Петра 1 «Петр-лев» (Петровская набережная д.6).
3. Викторина по теме «Реформаторская деятельность Пётр 1»
Класс делится на три одинаковые команды (по 10 человек в каждой).
3 обучающихся – жюри (ответы оценивают, следят за соблюдением правил).
Каждая команда выбирает капитана, придумывает название и выбирает один из трёх цветов (карточки синего, зелёного и красного цветов). Тянется жребий, чтобы определить очередность команд. Вопросы задаются по очереди. Отвечают только члены той команды, которой задан вопрос. Если команда не даёт ответа, ход переходит другой команде. Нужно правильно ответить в течение 5 сек.
Вопросы:
1. В каких странах уже умели до Петра 1 строить корабли? (Англия, Голландия)
2. Назовите первое в России военно – морское учебное заведение? (Школа математических и навигационных наук)
3. Место для починки или постройки кораблей? (Верфь)
4. Как в России называли выпускников старших классов морского флота? (Гардемарины)
5. Как называется место в Санкт – Петербурге, где собираются все корабли?
(Адмиралтейство)
6. Как назывался первый военный корабль России? (Орёл)
7. Какие изменения привнесли церковные реформы Петра 1? (Замена двуперстного крестного знамения - трёхперстным)
8. Какой указ был подписан в 1722 году? (О наследии престола)
9. В каком году умер Пётр 1? (в 1725 году)
Викторина заканчивается. Жюри сообщает итоги. Награждается команда победителей.
Вот такими были реформы Петра 1, которые повлияли на развитие Российской империи.
После их проведения Россия сделала большой шаг вперёд. 
Незадолго до смерти Петра Сенат провозгласил его императором – в переводе с латинского языка – повелителем – и повелел величать его Великим. Россия с этого времени стала империей. Об этом человеке и сегодня говорят с уважением и гордостью.
-А теперь давайте узнаем, что вы смогли запомнить из услышанного. Я буду задавать вопросы, а вы – отвечать.
1.Сколько лет было Петру1, когда он взошел на престол?
2.Чему учился Петр в Европе?
3.Что сделал царь для успешного развития страны и сохранения её суверенитета?
4.Какое место в жизни Петра 1 занимала православная вера?
5.Какой памятник Петру 1 самый знаменитый? Почему?
6.Сколько лет со дня рождения Петра1 мы будем отмечать в 2022 году?
В финале классного часа команды создают стенгазеты, посвящённые императору и нашему городу, используя заранее подготовленные материалы: фотографии и рисунки достопримечательностей города (храм Петра и Павла на территории Петропавловской крепости, памятник «Медный всадник», домик Петра 1 и др.), карточки с краткой информацией о Петре1 и его вкладе в развитие и строительство  Санкт – Петербурга (на изготовление стенгазеты, командам даётся 10 мин). По истечении  10 мин командами происходит презентация стенгазет.  Звучит музыка  П. И. Чайковского «Вальс цветов».

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»