Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Технологическая карта занятия

Что главное в человеке?

Кривогина Инна Анатольевна
Цель: Формировать у детей представление о нравственном понятии "совесть".
Задачи:
  • Образовательные
Познакомить детей с нравственным понятием"совесть".
  • Развивающие
Развивать умение извлекать информацию из разных источников.
  • Воспитательные
Воспитывать нравственность через вербализацию чувств детей и творческую деятельность.
 
Этапы Деятельность Оборудование урока Планируемый результат
Педагога Учащихся
  1. Актуализация знаний и наблюдений учащихся
- Ребята, назовите главные ценности нашей жизни.
-Представим себе, что у нас есть все: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле.
-Все для человека. А вот о том, каким должен быть сам человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке? Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы.
Дети озвучивают свои версии. Индивидуальная работа. Слайд 1."Что самое главное в человеке?"
 
Умение актуализировать знания.
  1. Работа по теме занятия
Воспитатель читает стихотворение.
 
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их поднявши веки:
Что главное, скажите в человеке?
Конечно Разум - первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел.
Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил:- Воля на пути,
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу,
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил:
 
- Как вы думаете, что считал главным третий мудрец?
-Запишите.
-А теперь сравним ваш ответ с ответом мудреца.
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - Совесть!

 
Читают качества, которые посчитали главными, анализируют, сравнивают, находят совпадения. Коллективная работа. Свертывание информации. Выбирают одно качество. Слайд 2. Разум
Слайд 3. Воля
У каждого ребенка лист бумаги.
Умение анализировать,обобщать информацию.
  1. Работа со словом "Совесть"
- Как вы понимаете, что такое" совесть"?
-Чтобы лучше понять, что такое совесть, давайте вслушаемся в слова, которые живут в этом слове.
-Составьте из букв данного слова другие слова и запишите их на листе.
-А теперь попробуем установить ассоциативные связи.
Ученики дают свои варианты ответов.
Записывают получившиеся слова.
Слайд 4. Слово "Совесть"
 
Слайд 5.
Слова: совет, весть, сеть, есть, свет, вес, sos, вето.
Умение устанавливать ассоциативные связи.
  4.Работа со словарем, введение новых понятий.
 

 
-А сейчас послушайте, как в толковом словаре В.И.Даль пишет об этом слове.
-Давайте разберем это высказывание.
-Что такое тайник?
-Что такое душа?
-Скажите, а как в нас отзывается каждый поступок? Приведите в качестве примеров конкретные жизненные ситуации и расскажите, что вы чувствовали?
-Итак, мы убедились в том, что каждый поступок вызывает определенное чувство: хороший - радость, удовлетворение, спокойствие, по телу словно разливается тепло, а плохой поступок вызывает волнение, тревогу, стыд, человека бросает в жар, он краснеет, значит у каждого из нас есть совесть и к ней надо прислушиваться. 

 
Ребята читают высказывание вслух.
 
 
 
 
 
 
Ответы детей.
Слайд 6. Высказывание В.И.Даля
 
 
Слайд 7. Тайник
 
Слайд 8. Душа

 
Осмысление понятий.
 
 
 
 
 
 
Умение формулировать и высказывать свои мысли.
5.Просмотр короткометражного детского фильма -Давайте посмотрим историю о поступке одного мальчика и побеседуем о нем.
-Понравился вам фильм?
-Правильно ли поступил мальчик?
-Какие чувства он испытал сначала, а какие потом?
-Чтобы накачать мышцы - нужна тренировка, чтобы научиться быстро читать или решать трудные задачи тоже нужна тренировка, а как пробуждать в себе чувство совести?
Дети смотрят фильм "Я - твоя совесть."
 
Устно отвечают на вопросы.
 
 
 
 
 
 
Формулируют вывод.
Интерактивная доска Умение аргументировать свою точку зрения.
 
 
 
 
 
 
 
 
Умение говорить правду, признавать свои ошибки, просить прощение (чтобы не мучила совесть).
 6.Творческая работа - Издавна люди думали о том, что происходит внутри у человека, когда он делает не то, что подсказывает ему совесть.
-Соберите пословицы, и вы узнаете, как звучит народная мудрость.
Ученики выполняют творческое задание, затем афишируют выполненную работу (по желанию).
 
 
 

 
Слайд 9. Рассыпанныепословицы
 
 
 
Слайд 10.  Собранные пословицы
Умение творчески обобщать и интерпретировать полученную информацию.
7. Демонстрация опыта - Что же происходит с нами, когда внутри нас вспыхивают различные чувства?
-Давайте представим, что нитки - это те чувства, которые в нас живут.
Зажигаю спичку и подношу к фигуркам. Нитки загораются.
-Совесть, как вода: холодная, прозрачная, чистая .Она гасит пламя, не давая разгореться страстям.(Обливаю первую фигурку водой, и пламя гаснет).
-Но ложь, зависть, обман, злоба - чувства скользкие, как масло, они лишь разжигают наши чувства, касаясь нашей души, и превращают все светлое, радостное, чистое в пепел. Когда злоба и зависть переполняют нас, мы выплескиваем все наружу: кричим, ссоримся, оскорбляем других людей.
Дети высказывают предположения (внутренняя борьба, мучает что-то, гнетет, беспокойство, смятение, тревога, страх).
 
Смотрят демонстрируемый опыт.
На столе стоят две фигурки человека, опутанные нитками, спички, вода, масло, Умение осмыслить увиденное и услышанное и сделать правильный вывод.
      8.Подведение итога
Рефлексия

 
-Выбирайте сами, что лучше:
Сказать правду - поступить по совести и сохранить чистоту души
или
Соврать (может быть,никто и никогда не узнает о лжи), но в вашей душе останется пепел (показываю на сгоревшие нитки).
-Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открыли истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы.
-Поделитесь теми впечатлениями, которые у вас возникли во время сегодняшнего занятия и сделайте для себя вывод.
Учащиеся по желанию высказываются.   Умение сделать правильный вывод. Умение рассказать о самом важном и значимом.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»