Дидактические игры по математике в группе
продленного дня в начальной школе
Кириллова Вероника Вячеславовна,
ГБОУ СОШ № 428
Приморского района Санкт-Петербурга
Учитель начальных классов, воспитатель группы продлённого дня.ГБОУ СОШ № 428
Приморского района Санкт-Петербурга
Помочь младшему школьнику включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности – значит сделать важный шаг , направленный на достижение дальнего результата начального обучения . Задачей наших дней все ощутимее становится не дача готовых знаний, ( это просто невозможно при современных темпах развития науки и техники), а выработка умений самостоятельно добывать эти знания в течение всей жизни человека. Помочь учителю в решении этой педагогической задачи может игра. Но для этого она должна занимать вполне определенное место в учебной деятельности: не предшествовать обучению ( поиграем , а потом поучимся) , не чередоваться с ним ( поучимся-поиграем) , а стать формой организации коллективной , руководимой учителем учебной деятельности класса. При таком использовании игра может формировать у детей качества необходимые для становления учебной деятельности :
А) положительное отношение к школе, к учебному предмету, уважение к одноклассникам,
Б) умение включаться в коллективную работу и действовать в соответствии с с нормами поведения в условиях такой работы,
В) готовность слушать друг друга,
Г) желание расширять свои возможности , развивать свои способности и т.д.
Обеспечить непосредственный обучающий и развивающий эффект игры учитель может регулярно демонстрируя маленьким учащимся их достижения : пусть ребенок знает, что до игры он чего-то не знал, не умел, а после игры научился. Пусть ребенок знает, что учитель хвалит его не только за хорошее участие в общей игре, и за результат- за приобретенное знание , умение, способность. Тогда ученик проникнется гордостью от того , что он настоящий ученик , потому что он не просто играет , а учится! А это формирует у ребенка желание учиться , развивать самоконтроль и самооценку.
Один из самых эффективных способов , позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные успехи , состоит в том, что учитель создаёт на уроке такие ситуации , когда школьник оказывается в позиции учителя, т.е. стремится передать другим свои знания, умения. Реализуя это стремление ученик привыкает испытывать удовлетворение от того , что делится своими приобретениями с ровесниками.
Я стараюсь использовать разные дидактические игры для организации внимания детей, повышения интеллектуальной активности школьников на уроке, облегчить им запоминание учебного материала , сохранения и углубления у ребенка желания систематически учиться , саморазвиваться .
Существует немало дидактических игр и игровых упражнений. Многие из них сложны или требуют трудоемкой подготовки. Чаще всего игры применяются на этапах обобщения или повторения пройденного, а другие этапы урока остаются без игровой деятельности. Не нужно бояться применять игровые задания и на других этапах. Чем интереснее игровые действия , тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания. Игры в школе – это не игры дошкольников и не игры- развлечения. Игры в школе прежде всего обучающие , они должны привлечь внимание ребенка к материалу урока, заставлять напряженно мыслить.
Сделать урок интересным , но не развлекательным, эффективным , а не просто играть- вот те главные проблемы , которые приходится решать нам, учителям начальных классов.
Собрать и накопить дидактические игры – это еще не главное. Главным является умелое применение их на занятии. Дидактическая игра не должна быть притянутой к той или иной теме урока, она должна естественно вливаться в изучение программного материала. Все игры на занятиях не должны быть изолированными друг от друга, а должны составлять единый сценарий занятия. На занятии все должно быть взаимосвязано, одно вытекать из другого. Занятие – единое целое.
Надеюсь, что данная статья обратит внимание молодых педагогов на рассмотренную мной проблему. Желаю успехов в нашем нелегком труде.