Методическая разработка занятия
воспитателя группы продленного дня
воспитателя группы продленного дня
Веселая Масленица
Будаева Елена Бадмажабовна,
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 438
Приморского района Санкт-Петербурга
Цели и задачи:
воспитатель ГПД ГБОУ СОШ № 438
Приморского района Санкт-Петербурга
- Познакомить с народным праздником Масленицы;
- Расширить знания и представления детей о празднике;
- Приобщать детей к истории русского народа;
- Учить детей уважительно относиться к истокам русских традиций.
Самый последний праздник зимы — это так любимая детьми и взрослыми Масленица.
Этот праздник пришел к нам из глубины веков. Когда-то, еще до принятия христианства в 988 г., наши предки - язычники обожествляли природу и считали, что она живая и населена добрыми и злыми силами. Поэтому перед различными важными для людей событиями было принято обращаться к силам природы, задабривая их. Конец зимы и начало весны — события, безусловно, особые, потому что от того, какой будет весна, ранней или поздней, теплой или холодной, зависел будущий урожай. Поэтому встретить весну нужно было непременно по-особому.
И среди всех народных увеселений Масленица была подлинно всеобщим, очень веселым, разгульным праздником. Веселье продолжалось целую неделю, которая была переполнена праздничными хлопотами и приготовлениями. В Масленичную неделю не ели мясо, поэтому она и называется мясопустная.
- Ребята, скажите, откуда Масленица получила свое название. (Ответы детей).
- Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. В православном (русском) церковном календаре, этот период называется Сырной седмицей, — неделя (седмица). Каждый день Масленичной недели имеет свое название и определяет, что делают в этот день и как празднуют его.
- Сколько дней в неделе? Назовите-ка мне их по порядку. (Ответы детей)
- Как называется первый день недели Масленицы? (Ответы детей) ВСТРЕЧА
Ребята, как вы думаете, в чем особенность первого дня масленичной недели? (Ответы детей). В понедельник встречали праздник: чучело из соломы возили на санях по всей округе, а потом с песнями и плясками усаживали на самом высоком месте, договаривались о том, кого звать в гости, когда идти в гости, когда устраивать катания на санях с гор. В этот день достраивались ледяные горки, устанавливались качели, карусели на площадях.
Наступает день второй. А как он называется? (Ответы детей) ЗАИГРЫШ
Как вы думаете, чем занимаются во второй день праздничной недели? (Ответы детей).
В этот день начинались игры и гулянья. На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы. Потом молодые люди катались с гор, на качелях и на тройках лошадей. Также строили снежные крепости и защищали их. На улицах попадались большие группы ряженых, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где устраивались веселые домашние концерты. Развлечения сопровождались озорными частушками …и дразнилками…
Третий день: Нынче …. у нас!
Угощенье — это раз!
Объеденье — это два!
Пляски прямо у стола!
Угощаемся блинами,
Заедаем пирогом!
Мы ни крошки не оставим,
Посидевши за столом!
- Что же это за день – Лакомка? (Ответы детей).
С этого дня пекли блины - желтые, круглые, горячие как солнце. Блинов ели много. Ели люди и сами над собой подшучивали.
- Ребята, а у вас не возникает вопрос: почему блин является символом Масленицы?
С масленицы начиналась весна, под солнечными лучами пробуждалась природа. Вот и стал блин символом набирающего яркость и жар весеннего солнышка. В старину блин сопутствовал человеку всю его жизнь — от рождения и до последних дней.
- Назовите начинки для блинов. (Ответы детей).
В этот день собирались родственники. Чтобы прийти в гости на блины они запасались пословицами и поговорками.
- А знаете ли вы пословицы? Проверим! Я буду читать начало пословицы, а вы — конец.
Ученье — свет… (а неученье — тьма).
Готовь сани летом… (а телегу — зимой).
Не красна изба углами… (а красна пирогами).
Маленькое дело лучше… (большого безделья).
Чем дальше в лес… (тем больше дров).
Не сиди, сложа руки… (не будет в доме скуки).
Труд человека кормит… (а лень портит).
Четверг
– Разгуляй Люди! Нынче «Разгуляй»!
Тройка, прокати-ка! Надо зимушку прогнать
И весну покликать. День четвертый будем вместе
Петь про Масленицу песни.
- Разгуляй – говорящее название. Что это за день? (Ответы детей).
Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одним из любимых забав было поджигание тележных колес, и прогонять вдоль по улицам, спускам, склонам оврагов подожженной тележки. По улице возили балагура на специально смастеренных санях с таким же горящим колесом, а за ним следом шел гуляющий народ с песнями и прибаутками. Дети, наряженные животными, ходили по дворам и колядовали, собирая себе угощение на праздничный вечер.
Пятница – Тещины вечера
- Ребята, а вы знаете кто такая теща? (Ответы детей).
Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Сами же молодожены в этот день выезжали нарядные в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Однако самым главным событием, связанным с молодоженами, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир. Неуважение зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой, и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
Суббота – Золовкины посиделки
- А кто такая золовка? (Ответы детей). Сестра мужа
- Что же делали в этот день? (Ответы детей).
Слово «посиделки» говорит уже само за себя. Основные развлечения в этот вечер: игры, угощение и песни. Этот день считался всегда семейным. В «Золовкины посиделки» — новобрачная невестка должна была одаривать золовок подарками. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных.
Воскресенье – Прощенный день
- В чем особенность этого дня? (Ответы детей). (все отправлялись в гости к родственникам и знакомым, одаривали их подарками и просили прощение друг у друга за ссоры и причиненные обиды со словами: «Прости меня — Бог простит». Вначале прощения просили младшие, дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, затем за прощением приходили все близкие и родные. Масленица завершалась, люди прощались не только с суровой зимой, но и освобождались от старых обид, скопившихся за целый год. Они были готовы встречать новый год с чистым сердцем и легкой душой).
В воскресенье устраивали проводы Масленицы. Соломенную куклу чествовали, приглашали вернуться в следующем году, а потом вывозили за околицу и сжигали на костре. А пеплом посыпали землю к новому урожаю.
1 ученик: «Масленицу провожаем,
весну-красну встречаем.
Гостья погостилась, с зимушкой простилась,
С крыши капели, грачи прилетели,
Воробьи чирикают, они весну окликают.»
2 ученик: «Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Всех нас пост Великий ждет,
Наедайся впрок, народ!
Всю неделюшку гуляй,
Все запасы подъедай.
А придет Прощеный день,
Нам покланяться не лень,»
3 ученик: «Приходите в воскресенье
- Будем мы просить прощенья,
Чтоб с души грехи все снять,
С чистым сердцем пост встречать.
Скрепим дружбу поцелуем,
Хоть и так мы не воюем:
Ведь на Масленицу нужно
Укреплять любовью и дружбу.
Приходите в гости к нам,
Будем рады мы гостям!»
- Ребята, каждый день масленичной недели носит свое название. Кто запомнил, как они называются? (Ответы детей).
- Как отмечают праздник Масленица? (Ответы детей).
- Что нового вы узнали об этом празднике? (Ответы детей).