Развивающие игры для детей от 6 до 11 лет
Бессонова Лариса Никоолаевна
В младшем школьном возрасте происходит продолжение формирования личности. Насколько легко ребёнок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная, рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. А именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы установить отношения с окружающими людьми. Игра - это одно из средств развития коммуникативных навыков. Она не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Ребёнка привлекает возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребёнка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизация процесса познания мира и т.п. Для детей игра – это продолжение жизни, где вымысел – грань правды. " Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает "детское" в детях, она – их школа жизни и "практика развития". Развивающие игры направленные на развитие памяти, внимания ребенка, логического и творческого мышления. Их можно использовать дома, на переменах в школе, есть игры и для улицы, так же во время занятий внеурочной деятельностью, в группе продленного дня. Роль развивающих игр в образовании и психологии очень принципиальна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. Назначение данной технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся, формирования у них навыков роли в развивающих играх. О результатах внедрения развивающих игр в целом свидетельствуют бессчетные исследования российских профессионалов, которые отмечают, что эта разработка дозволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.Учителя начальной школы считают, что одной из основных причин плохой успеваемости является невнимательность детей, неумение сосредоточиться на учебном материале, нежелание произвольно распределять свое внимание. Помочь справиться с этой проблемой можно при помощи развивающих игр.
Развивающие игры на внимание для начальных классов с математической направленностью являются наиболее популярными в школьной среде.
«Математическое лото» Игровое задание улучшает такие свойства, как концентрация, сосредоточенность, распределение внимания, закрепляет навыки в счете, развивает логическое мышление.
«Танграм» Игра – головоломка способствует , распределения и объема внимания, закреплению знаний о геометрических фигурах.
«Летчики» Развивает сосредоточенность, объем и распределение внимания, зрительное восприятие, мышление.
Развивающие игры на внимательность в окружающем мире
«Расскажи, что общего у предметов»
Игровое задание развивает и требует внимательность, память, воображение.
«Найди, что загадали»
Направлено на формирование слухового внимания, сосредоточенности на объекте, развивает логическое мышление.
«Как назвать одним словом?»
Способствует развитию логического мышления, формирует сосредоточенность, распределение, слуховое внимание, повышает произвольность психических процессов.
Игры на внимательность с элементами правил русского языка
«Один и много»
Развивает переключение внимания, сосредоточенность. Взрослый бросает мяч, называя слово во множественном числе. Школьник возвращает в единственном числе, потом наоборот.
«Морское путешествие»
Действие направлено на сосредоточенность, внимательность, зрительное восприятие, помогает закрепить части слова.
«Кто в каком домике живет?»
Помогает развивать интенсивность, объем и распределение внимания.
«Да или нет»
Интенсивная и эффективная игра на внимательность, сосредоточенность, произвольность внимания, быстроту реакции взрослого и ребенка.
«Три слова»
Задачи:
1. Развитие воображения.
2. Развитие произвольного внимания
3. Активизация пассивного словарного запаса
«Соедини точки»
Задачи:
1. Развитие мелкой моторики руки.
2. Развитие воображения
3. Развитие коммуникативных навыков
«Иголка и нитка»
Задачи:
1. Развитие ориентирования в пространстве.
2. Развитие ловкости, произвольности.
3. Формирование коммуникативных навыков.
«Доскажи словечко»
Задачи:
1. Пополнить словарный запас.
2. Расширять кругозор (незнакомые слова объясняются прямо по ходу игры).
3. Тренировка памяти.
4. Развитие логического мышления.
«Как сиамские близнецы»
Задачи:
1. Научить детей общаться друг с другом.
2. Способствовать возникновению доверия между детьми.
«Холодно-горячо»
Задачи:
1. Развивать внимательность.
2. Развивать мышление
«Угадай, о чём речь»
Задачи:
1. Пополнение словарного запаса
2. Активизация пассивного словаря
3. Развитие умения работать в группе.
Многие виды игр положительно зарекомендовали себя на уроках математики, чтения, знакомства с окружающим, физкультуры, рисования. Среди прочих особое положение занимают развивающие игры, направленные на формирование произвольности психических процессов и внимания. Из-за доступности, простоты подготовки их можно использовать как в школе, так и дома. Педагоги включают их в программу обучения, родителям также полезно знать, какие игры на развитие внимания нужны младшим школьникам.