Подходы к определению внеурочной деятельности
Галкина Марина Владимировна
Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной и направленных на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования].Активность детей во внеурочной обусловлена в основном их интересами и потребностями, направлена на познание и преобразование себя и окружающей действительности, и поэтому, играет важную роль в развитии учащихся.
Многие школы под внеурочной деятельностью понимают дополнительное образование или традиционную кружковую работу. Независимо от того, кем оно организовано, считать его частью внеурочной деятельности можно только в том случае, если его цели и задачи, способы организации деятельности направлены на достижение метапредметных и личностных результатов, определенных образовательной программой школы [Куприянов].
Для дополнительного образования главным является организация занятий детьми своим, любимым делом, целиком отвечающим внутренним потребностям ребенка. Формирование метапредметных результатов в дополнительном образовании обязательно имеет подчиненное значение. Поэтому, не всякое дополнительное образование является внеурочной деятельностью.
Отличительными особенностями внеурочной деятельности является:
- содержание внеурочной деятельности строится на изучении интересов и потребностей детей разных возрастных групп, имеется возможность учитывать потребности и интересы детей и членов их семей;
- внеурочная деятельность строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей;
- психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности носит неформальный характер, которая способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей. Предполагается высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
- допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, уровню интеллектуального развития, руководителю-педагогу);
- в отличие от других видов образования позволяет объединять все группы обучающихся – одаренных, имеющих отклонения в умственном развитии, имеющих физические недостатки, склонных к асоциальным формам поведения, разного возраста и т. д.;
- быстрое реагирование на изменение родительского и ученического заказа содержания внеурочной деятельности при сохранении традиционных и инновационных видов деятельности;
- практическая значимость полученных знаний и умений;
- широкого использования образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в различных помещениях: в библиотеке, актовом и спортивном залах, игровой комнате, во время экскурсии, прогулки и т.п.);
- нет строгого подчинения задач внеурочного занятия только обучающим задачам. Занятия в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям [Н.Е Голубева].
Согласно С.И. Сабельниковой цель внеурочной деятельности – создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях [Сабельникова].
И.В Усольцева считает, что целью внеурочной деятельности является развитие у обучающихся способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования собственного и социального опыта [Усольцева ].
По определению Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности». А влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка - это уже воспитательный эффект [Григорьев, Степанов].
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределены авторами по трем уровням.
Первый уровень результатов нацелен на приобретение школьниками социальных знаний (о формах поведения в обществе, общественных нормах), первичного понимания социальной реальности. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся с педагогами как значимыми для них носителями положительного социального знания и опыта. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми образовательными формами внеурочной деятельности с обучающимися 1 класса.
Второй уровень результатов предполагает получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к главным ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достижение этого уровня результатов возможно при условии взаимодействия школьников между собой на уровне класса, школы с использованием более сложных форм внеурочной деятельности во 2 и 3 классах начальной школы.
Третий уровень результатов предусматривает получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Взаимодействие обучающихся с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде имеет особое значение для достижения данного результата и обеспечивается самыми сложными формами деятельности с обучающимися 4 классов. Авторы рекомендуют подбирать такие формы деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня [Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС].
Как один из видов деятельности школьников, содействующий социализации обучающихся, развитию их творческих способностей, рассматривает внеурочную деятельность А.Л. Трофимова. В процессе многоплановой внеурочной деятельности, по мнению автора, можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания [Методические рекомендации. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования].
В работах А.В. Иванова внеурочная деятельность трактуется как составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных личностно-развивающих программ. Внеурочная деятельность в начальной школе, по мнению автора, позволяет решить целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся [Новикова, И.А. Типы организационных моделей внеурочной деятельности].
Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования у учащихся умений и навыков самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
2. Принцип системности. Создается система внеурочной деятельности школьников, в которой устанавливаются взаимосвязи между:
- всеми участниками внеурочной деятельности – учащимися, педагогами, родителями, социальными партнерами;
- основными компонентами организуемой деятельности – целевым, со-держательно-деятельностным и оценочно-результативным;
- урочной и внеурочной деятельностью;
- региональной, муниципальной, общешкольной, классной, индивидуальной системами воспитания и дополнительного образования школьников.
3. Принцип вариативности. В образовательном учреждении культивируется широкий спектр видов (направлений), форм и способов организации внеурочной деятельности, представляющий для детей реальные возможности свободного выбора и добровольного участия в ней, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
4. Принцип креативности. Во внеурочной деятельности педагоги поддерживают развитие творческой активности детей, желание заниматься индивидуальным и коллективным жизнетворчеством.
5. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для окружающих, особенно для его одноклассников, членов школьного коллектива, представителей ближайшего социального окружения учебного заведения (Е.Н. Степанов).
Внеурочная деятельность призвана решить ряд важных задач образования детей младшего школьного возраста:
- обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- улучшить условия для развития ребенка;
- учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся (МР).
Образовательное учреждение самостоятельно конкретизирует задачи внеурочной деятельности [Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС].
С.И. Сабельникова выделяет следующие основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
• выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
• создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
• формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в избранном направлении деятельности;
• развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
• создание условий для реализации учащимися приобретенных знаний, умений и навыков;
• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;
•расширение рамок общения школьников с социумом;
• коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении [Сабельникова].
Ю.В. Панченко расширяет и конкретизирует выделенные задачи. Согласно ему задачами организации внеурочной деятельности в условиях создания развивающей среды для социализации младших школьников являются:
1) изучение интересов и потребностей обучающихся и их родителей;
2) создание условий для реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся, оказания им помощи в самореализации, самоопределении, гражданском становлении личности через участие детей:
• в образовательных мероприятиях города и области;
• в деятельности различных творческих и профильных объединений дополнительного образования на базе как ОУ, так и внешкольных учреждений дополнительного образования;
• в общественно полезной, социально значимой деятельности (в разработке и реализации социальных проектов, участии в добровольческих, гражданских акциях, коммуникативно-практических сборах, конференциях);
• в экскурсиях и различных массовых мероприятиях, организуемых на базе ОУ и внешкольных учреждениях культуры и дополнительного образования;
3) повышение результативности работы по профилактике правонарушений, дезадаптации через осуществление информационно-организационного, нормативно-правового, психолого-педагогического сопровождения средствами адаптационного курса «Введение в школьную жизнь», кружка «Я - гражданин»;
5) разработка и реализация системы мониторинговых исследований эффективности воспитательной работы в школе [Панченко].
Таким образом, опираясь на исследования ученых и собственный опыт, мы рассматриваем внеурочную деятельность как особый вид образовательной деятельности, осуществляемой в формах, отличных от классно-урочной, направленной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, в процессе которой актуализируются творческие возможности детей, формируется интерес к познанию и исследованию нового, осваиваются способы совместной деятельности.
Основное предназначение внеурочной деятельности — удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей учеников.