Внеклассные мероприятия в начальной школе
Петрова Екатерина Дмитриевна
Школа - второй дом.... Так и есть, место, куда приходит ребенок каждый день и проводит там большую часть своего дня , становится продолжением жизни во всей полноте.
Для одних этот период длится девять лет, у других он одиннадцать, для кого-то - школа остается домом в течение всей жизни. Если школе удается занять в
судьбе своего воспитанника такое важное место, значит, педагогам удалось создать для ученика атмосферу добра, тепла, уюта, значит, каждому
было хорошо и комфортно в стенах храма науки.
Можно сказать, что в процессе внеурочных мероприятий педагоги имеют возможность использовать свободное время школьников для развивающего и
творческого отдыха, направленного на духовное, психологическое и физическое оздоровление детей.
Как этого добиться, чтобы каждомуребенку было хорошо и комфортно в школе? Никто не даст рецепта, стопроцентно гарантирующего успех. Но среди
рекомендаций и советов педагоги наверняка услышат
слово «праздник».Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастает более устойчивым ко многим неожиданным
ситуациям, он меньше подвержен стрессам и разочарованиям. Всем известно, как велико значение положительных эмоций для человека. Врачи и педагоги давно уже
поставили знак равенства между весельем, счастливой улыбкой и физическим здоровьем человека. Поэтому детям так важны праздники и развлечения.
Поэтому педагоги, готовясь к каждому школьному событию, думают о том, как умело и тщательно его организовать, как наполнить необходимым
для развития ребенка содержанием.
Вот почему для многих учеников младших классов именно внеклассная деятельность является тем привлекающим фактором, который мотивирует с
радостью идти в школу. Ведь в отличии скучных уроков (чего уж тут скрывать) внеклассные мероприятия подразумевают под собой игры, соревнования,
конкурсы, занятия творчеством и т.д. То есть, все то, что так нравится детям и что позволяет им самореализоваться, самоутвердиться, проявить
инициативу, весело провести время и, одновременно с этим, закреплять умения и навыки, приобретенные на уроках.
Хороший, умный праздник - такое событие в жизни ребенка, которое должно запомниться своей сюрпризностью, необычностью, подарить радость, вызвать
яркие эмоциональные переживания. Среди равнины школьных будней праздники должны стать блистающими вершинами, манящими и в то же время требующими
определенных усилий для восхождения на них. Вовлекая детей в подготовку праздника, педагог учит их серьезно относиться к событиям
коллективной жизни класса, школы. Участие педагогов в совместной работе с воспитанниками позволяет взрослому быть ближе к интересам, предпочтениям
и желаниям ребенка, учитывать их при подготовке и проведении школьной праздничной программы.
Каждое образовательное учреждение уникально, потому что в нем есть особенные традиции,свои собственные правила, в нем витает неповторимый,
присущий только данной школе, гимназии, лицею дух. Вот почему вряд ли может быть создан сценарий
праздника, который без поправок войдет в жизнь конкретного коллектива учащихся и педагогов. Творческие педагоги, занимающиеся организацией детского досуга
знают, как велика порой роль одной единственной идеи или находки.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Главной целью работы со школьниками начальных классов во внеурочное время является создание комфортных условий для
осуществления воспитательных, практических, развивающих и общеобразовательных задач обучения в единстве с обязательной программой
школьных занятий.
Если говорить о задачах внеклассных мероприятий, то посредством внеурочной деятельности педагоги имеют возможность:
способствовать всестороннему развитию личностных качеств каждого ученика младшей школы через самореализацию путем создания игровых и творческих ситуаций;
развивать творчество и инициативы детей;
формировать у ребят навыки коллективной и организаторской деятельности;
обеспечивать социальную защищенность и психологический комфорт каждого ребенка;
повышать педагого-психологическую культуру родителей посредством совместной деятельности;
пропагандировать здоровый образ жизни.
Для реализации внеклассной деятельности современные педагоги используют сразу три направления:
учебно-воспитывающую деятельность – организация и проведение кружков по интересам, творческих мастерских, ярмарочных игрищ, экскурсий и т.д.;
досуговую деятельность – проведение мероприятий разной направленности в игровой форме: музыкальные, интеллектуальные, литературные, спортивные,
развлекательные программы, утренники, викторины и т.д.;
спортивно-оздоровительную деятельность – организация/проведение прогулок на свежем воздухе, спортивно-подвижных мероприятий, игр,
соревнований и спортивных эстафет.
Во внеурочной работе с младшими школьниками наибольшее значение, как можно догадаться, имеют развлекательно-познавательные мероприятия
(то есть, досуговая деятельность). Почему? Потому что:
Во-первых, в таком формате общение между детьми может быть полилогичным, что позволяет педагогу наблюдать за реакцией детского коллектива.
Во-вторых, поскольку в младшем школьном возрасте дети очень подражательны и зависимы от мнения одноклассников, классный руководитель в процессе
развлекательно-познавательного мероприятия имеет возможность оказывать влияние на мнение и поведение отдельных учеников;
В-третьих, подобные мероприятия создают естественную атмосферу общения между детьми и способствуют улучшению результативности работы с классом.
Очень важно, чтобы организация внеклассной работы осуществлялась систематически, имела комплексный подход и вызывала интерес у школьников.
Другими словами, добиться высоких результатов в становлении личности школьника начальных классов можно только при условии планомерной и
целенаправленной работы педагогов. Причем внеурочная деятельность должна быть построена сообразуясь исключительно со склонностями и пожеланиями детей,
а также их возрастными особенностями.
После проведенного мероприятия очень важно обсудить совместно с детьми как прошел праздник. Что удалось, какие моменты были замечательные?
Если по каким-то причинам, праздник не получился, все равно нужно найти положительные моменты и похвалить ребят за старание, стремление
поучаствовать в коллективном деле, отстоять честь класса. Выполнили поставленные цели или что-то не получилось? Данный вопрос учит извлекать
из удач и ошибок полезный опыт и закреплять его в коллективном сознании. А главное, что нужно учесть на будущее? Это поможет накопить опыт
проведения праздников, избежать типичных ошибок и дать уверенность в своих силах для проведения следующих мероприятий.
В заключении, хочется отметить, что готовый сценарий это практически всегда шаблон, на основе которого каждый учитель разрабатывает свое мероприятие,
заимствует идею, отдельные фрагменты, но вносит корректировки, дополнения, убирает лишнее и делает организацию праздника для учащихся своего класса.