Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эрмитаж. Коллекции художественного музея:
Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа»

Аникина Марина Владимировна 
   Цели и задачи:
   Формирование активного творческого восприятия произведений изобразительного искусства, художественной эрудиции.
   Познакомить учащихся с образом Мадонны Бенуа, как неисчерпаемым источником вдохновения для художников всех времен и народов.
   Приобщение к духовно-нравственным ценностям, способствуя личностному становлению учащихся. 
Зрительный ряд: вид Эрмитажа, залов музея, репродукция картины Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком», портрет Леонардо да Винчи. 
1. Повторение.
Недавно мы ходили в музей, как он называется? (Эрмитаж) В чем отличие Эрмитажа от других художественных музеев? (Этот музей не картинная галерея, а музей культуры человечества. В музей входят интерьеры, каждая коллекция в определенном архитектурном пространстве.) Почему он так называется?
(Место уединения. Так назывались залы, где хранилась коллекция императрицы Екатерины I).
Что такое коллекция? (Коллекция-собирание каких либо предметов или произведений искусства, подлинников).
Давайте разберемся, что такое подлинник?
На уроке рисования вы рисовали. Мне очень понравились ваши работы, я взяла работу…
и срисовала. Как по-другому назвать мои действия? (копирование) Значит работу, которую я выполнила называют копией, а работу, которую выполнил…называют подлинником.
Что же такое подлинник? (Первоначальная авторская работа)
Скажите, а мы можем дома собирать подлинники? (Нет, очень дорого стоят. Но частные коллекции существуют, увидеть их могут немногие).
А вот наше государство пополняет коллекции и увидеть их могут  многие.
Но государство не только пополняет коллекции, но и сохраняет их т.е. бережет.
А как мы посетители музея можем беречь экспонаты? (Повторение правил этикета).
Во время экскурсии кто знакомил нас с музеем? А мы были?
С чего началась экскурсия? (Экскурсия началась с рассказа об Иордановской лестнице – парадной лестнице Зимнего дворца. Создана по проекту архитектора Бартоломео Растрелли в стиле барокко. Искусно расписанный плафон, много лепнины.) У лестницы есть другое имя – Посольская. Послушайте, как рассказал об этом поэт. (Чтение стихотворения учеником.) Далее экскурсия проходила по залам дворца.
Видеодиктант:
Я показываю вам зал, а вы называете его и объясняете, почему он так назван.
Петровский – в память о Петре I,изображены ПетрI и богиня мудрости Минерва.
Тронный – трон царский.
Гербовый – гербы губерний.
Зал Юпитера – скульптура Юпитера.
Рыцарский – оружие, доспехи.
Малахитовый – некоторые экспонаты этого зала мы  постараемся  вспомнить, для этого я  прошу вас взять из конверта детали и сложить из них экспонаты. (Часть работ вывешивается на доске.) Что общего у данных предметов? (Цвет, они сделаны из малахита.) 
 (Чтение стихотворения учеником)
Как можно назвать перечисленные залы?
(Парадные – созданные для роскоши.) Можно ли то, что мы смотрели на экскурсии назвать коллекцией? Нет мы смотрели внутреннее убранство- интерьеры. Во время путешествия по залам вы устали, поэтому я предлагаю вам, немного отдохнуть, послушать музыку. (Релаксационная пауза.
2. Работа над новым материалом.
А это какой зал? (Дети затрудняются назвать.) Давайте познакомимся с этим залом и постораемся догадаться, как он называется.
Демонстрация слайдов с комментированием: « Посмотрите, как красив и раскошен этот зал. Архитектор Штакеншнейдер использовал в оформлении зала цветные камни позолоту.
Мраморные камины украшены лазуритом (голубые вставки), Двери декорированы пластинами черепахового панциря и золоченой латуни. Зал украшен живописными панно, плафонами. Какие экспонаты вы увидели в зале? Такой зал, а размещены в нем всего две картины. Почему? (Картины имеют огромную художественную ценность)
Написал эти картины итальянский художник Леонардо да Винчи. (Портрет)
Кто догадался как называется зал?
Живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый – все это Леонардо да Винчи - великий загадочный, такой далекий и современный. Он родился в Италии, в городе Винчи, в 1452 году. Воспитывался в доме отца, который обратив внимание на способности сына в живописи, отвел его  в мастерские Андреа  Верроккьо. Он стал  учителем Леонардо да Винчи.
Давайте подойдем к картине и внимательно ее рассмотрим.
Кого вы видите на картине?
( Женщина и маленький ребенок, очень красивый крепкий малыш).
Как давно жили эти персонажи? (На женщине платье, которое сейчас не носят.)
Картина была написана более 500 лет тому назад. Она старше нашего города.
Что делает мама? (Она протягивает малышу цветок.) А когда ваша мама протягивает вам игрушку или конфету, что она при этом делает? (Улыбается, радуется).
Какой взгляд у мамы? (Внимательный, ласковый). А у малыша? (Пытливый, серьезный, он познает мир).
Что еще   видите на картине? (Нимб) Его изображают над святыми образами.
Самое главное изображение это мама – Мадонна - она родила Иисуса Христа.
Как бы вы назвали эту картину? А художник назвал – «Мадонна с цветком». Есть у нее и другое имя – «Мадонна Бенуа». Императорский Эрмитаж приобрел ее у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Это картина, где художник прославляет великое чувство материнства.
Другие художники посмотрели на эту картину и тоже захотели нарисовать Мадонну. Леонардо да Винчи стал для многих из них учителем.
Мадонну воспевали не только на полотнах, ей посвятили музыку, стихи.
Я хочу предложить вашему вниманию фильм «Молитва о матери».
Показ фильма.
Далее учитель читает стихотворение А.Маркова «Сикстинская Мадонна»
Я часами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза…
Не от них ли бездонных,
Даже черствые души светлели.
Не сводил с нее взгляда,
Покуда дымку облак, накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула мадонна навстречу
Не безгрешная та.
Не богиня, о которой земные не судят.
Просто мать.
  Я прочитала вам отрывок из стихотворения « Сикстинская Мадонна». Как вы думаете почему? Кого вы представляли, когда слушали стихотворение?
3.Домашнее задание.
  Я предлагаю вам нарисовать портрет вашей мамы, и тогда у нас в классе будет выставка рисунков подлинников, которую мы посвятим Международному женскому дню.
4. Итог урока.
 Что такое подлинник? В Эрмитаже все экспонаты подлинные. Картина Леонардо да Винчи вошла в коллекцию живописи музея.  А мы в классе рассматривали копию или подлинник? Где можно увидеть подлинник? (Дополнительно, если позволит время: картина написана маслом. Художник применил масляные краски одним из первых в Италии. Ранее художники сами готовили краски из глины, извести, сока растений – темпера)  В зале две картины. Вторую картину «Мадонна Литта» вы можете рассмотреть самостоятельно и рассказать о ней на следующих уроках.
У нас в городе память о художнике увековечена в названии зала Эрмитажа, а в Италии, в Милане ему поставлен памятник. (Показ памятника).
Наш урок заканчивается. Что вы уже знали до этого урока? Что узнали нового? Что запланировали узнать?

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»