Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
Основы каллиграфии
Мосунова Виктория Витальевна
Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы каллиграфии» для 4 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009
- Основная образовательная программа начального общего образования
- Учебный план внеурочной деятельности обучающихся начальных классов ГБОУ лицей № 395 Санкт-Петербурга.
Программа курса «Основы каллиграфии» - общеинтеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности и может быть реализована при любых УМК. Строится на основе системно-деятельностного, культурологического, личностно ориентированного, методического подходов, а также принципов диалогизации обучения, учета специфики поликультурного общества и полиэтнического состава обучающихся, фундаментальности, системности, вариативности, доступности, преемственности и перспективности обучения.
Цель программы - формирование графически правильного, четкого, достаточно скорого письма.
Достижение этой цели зависти от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.
Задачи программы:
- выработать у младшего школьника устойчивую привычку правильно держать корпус при письме, правильно удерживать перо в руке;
- научить младшего школьника выполнять простые и сложные элементы букв;
- сформировать у учащихся чуткость к красоте буквы, интерес к изучению истории письменности.
- сформировать элементы самооценки написанного с точки зрения качества письма.
Реализация данной программы рассчитана на учащихся 4 класса. Занятия 1 раз в неделю. Количество часов в год – 34 ч. Длительность занятия – 40 минут.
Отличительные особенности программы
При разработке курса учитывалась особая роль каллиграфии в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали значимость красивого письма в общении людей.
Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение практических навыков, развитие универсальных учебных действий. Замена рукописного письма печатным, получившее обширное распространение в наше время, привело к негативным последствиям: школьники пишут непонятным, порой нечитаемым почерком. Эстетика письменного текста отсутствует. Школьники не умеют правильно сидеть, правильно держать в руках письменные принадлежности, не способны порой провести прямую линию.
Основу практической работы составляют упражнения, в которых отрабатываются свободные движения с участием или без участия плечевого сустава, предплечья, кисти руки, пальцев. Особенность данной программы проявляется в усилении внимания к эстетической, нравственной, духовной сторонам письма.
Содержание программы
Как и чем писали на Руси. (6 часов)
Что такое каллиграфия?. Берестяная грамота и точило. Письмо на бересте. Письмо на навощенных дощечках — церах. Пергамент и тростниковая палочка. Как писали гусиными перьями. Заточка и письмо. Металлические перья.
Аз, Буки, Веди — Я буквы ведаю. (12 часов)
Как появилась письменность на Руси. Кирилл и Мефодий. Русская вязь. Аз, Буки. Веди, Глаголь. Добро, Есть. Живете, Зело. Земля, Иже. Како, Люди. Мыслите, Наш. Он, Покой. Рцы, Слово. Твердо.
Велико ли перо, а большие книги пишет (16 часов).
Рукописные книги Древней Руси. Древнерусский шрифт — устав. Особенности написания. Орнамент в древнерусском стиле. Буквица заглавная. Розетка как элемент оформления древнерусских книг. Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает. Хорошая книга - лучший друг. Не говори, чему учился, а говори, что узнал.
Формы организации учебного процесса.
- лекции;
- практические занятия
- экскурсии
- опыты, наблюдения
- исследовательская деятельность
- презентации, конкурсы
- самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
- проекты;
- краеведческая деятельность.
Личностные результаты освоения курса «Основы каллиграфии»:
1) понимание каллиграфии как одной из национально-культурных ценностей русского народа, роли письма в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, её значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности каллиграфии; стремление к красивому почерку как к неотложной потребности всякого грамотного человека, стремление к самосовершенствованию;
3) достаточный объём практических навыков красивого беглого письма.
Метапредметные результаты освоения курса:
- владение разными видами упражнений по развитию каллиграфических умений
- умение вести самостоятельный поиск информации по истории развития каллиграфии;
- умение сопоставлять и сравнивать разные манеры, шрифты, почерки
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- владение различными видами питательных упражнений;
- соблюдение в практике письменного общения основных требований к письму;
- осуществление самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике письма; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- представление о роли письменности, истории её в культуре русского народа, понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ прямого и наклонного письма, письма с нажимом и без нажима;
- усвоение базовых понятий каллиграфии;
- овладение основными навыками красивого беглого письма;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей каллиграфии и использование их в собственной практике;
- способность оценивать эстетическую сторону письма;
- умения использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе освоения курса.
Список литературы
1. И.А. Горячева. Церковно-славянские прописи и уроки орнамента. — Москва, Издательство Московской Патриархии, 2012.
2.П.П. Чобитько Азбука древнерусского письма. Азбуковник. Устав, полуустав, скоропись, вязь. - Санкт-Петербург — Москва 2008.
3. Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru
4. Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinja.ru http://calligraphy-museum.com
«Основы каллиграфии», 4 класс
№ |
Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Примечания | |||||||||
Теор | Пр. | ||||||||||||
Как и чем писали на Руси. | |||||||||||||
1 | Что такое каллиграфия? | 1 | 0 | ||||||||||
2 | Берестяная грамота и точило. Письмо на бересте. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
3 | Письмо на навощенных дощечках — церах. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
4 | Пергамент и тростниковая палочка. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
5 | Как писали гусиными перьями. Заточка и письмо. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
6 | Металлические перья. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
Аз, Буки, Веди — Я буквы ведаю. | |||||||||||||
7 | Как появилась письменность на Руси. Кирилл и Мефодий. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
8 | Русская вязь. Где мы с ней встречаемся. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
9 | Аз, Буки. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
10 | Веди, Глаголь. | , | 0,5 | 0,5 | |||||||||
11 | Добро, Есть. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
12 | Живете, Зело. , | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
13 | Земля, Иже. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
14 | Како, Люди. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
15 | Мыслите, Наш. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
16 | Он, Покой. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
17 | Рцы, Слово. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
18 | Твердо. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
Велико ли перо, а большие книги пишет. | |||||||||||||
19 | Рукописные книги Древней Руси. | 1 | 0 | ||||||||||
20 | Древнерусский шрифт — устав. Особенности написания. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
21 | Древнерусский шрифт — устав. Особенности написания. | 0 | 1 | ||||||||||
22 | Орнамент в древнерусском стиле. (3 часа) | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
23 | Орнамент в древнерусском стиле. | 0 | 1 | ||||||||||
24 | Орнамент в древнерусском стиле. | 0 | 1 | ||||||||||
25 | Буквица заглавная. (2 часа) | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
26 | Буквица заглавная. | ||||||||||||
27 | Розетка как элемент оформления древнерусских книг. | 0,5 | 2,5 | ||||||||||
28 | Розетка как элемент оформления древнерусских книг. | 0 | 1 | ||||||||||
29 | Розетка как элемент оформления древнерусских книг. | 0 | 1 | ||||||||||
30 | Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает. | 0 | 1 | ||||||||||
31 | Хорошая книга - лучший друг. | 0,5 | 0,5 | ||||||||||
32 | Хорошая книга - лучший друг | 0 | 1 | ||||||||||
33 | Хорошая книга - лучший друг | 0 | 1 | ||||||||||
34 | Не говори, чему учился, а говори, что узнал. | 0 | 1 | ||||||||||
Всего: | 12,5 | 21,5 | Итого: 34 | ||||||||||