Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Рабочая программа по внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению

Основы каллиграфии

Мосунова Виктория Витальевна
Пояснительная записка 
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы каллиграфии» для 4 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009
  • Основная образовательная программа начального общего образования
  • Учебный план внеурочной деятельности обучающихся начальных классов ГБОУ лицей № 395 Санкт-Петербурга.  
Направленность программы
Программа курса «Основы каллиграфии» - общеинтеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности и может быть реализована при любых УМК. Строится на основе системно-деятельностного, культурологического, личностно ориентированного, методического подходов, а также принципов диалогизации обучения, учета специфики поликультурного общества и полиэтнического состава обучающихся, фундаментальности, системности, вариативности, доступности, преемственности и перспективности обучения. 
Цель программы - формирование графически правильного, четкого, достаточно скорого письма.
Достижение этой цели зависти от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму. 
Задачи программы:
  • выработать у младшего школьника устойчивую привычку правильно держать корпус при письме, правильно удерживать перо в руке;
  • научить младшего школьника выполнять простые и сложные элементы букв;
  • сформировать у учащихся чуткость к красоте буквы, интерес к изучению истории письменности.
  • сформировать элементы самооценки написанного с точки зрения качества письма.  
Возраст детей, участвующих в реализации, сроки реализации программы
Реализация данной программы рассчитана на учащихся 4 класса. Занятия 1 раз в неделю. Количество часов в год – 34 ч.  Длительность занятия – 40 минут.    
Отличительные особенности программы
При разработке курса учитывалась особая роль каллиграфии в формировании личности, в развитии мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Содержание программы нацелено на то, чтобы учащиеся осознали значимость красивого письма в общении людей.
Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение практических навыков, развитие универсальных учебных действий. Замена рукописного письма печатным, получившее обширное распространение в наше время, привело к негативным последствиям: школьники пишут непонятным, порой нечитаемым почерком. Эстетика письменного текста отсутствует. Школьники не умеют правильно сидеть, правильно держать в руках письменные принадлежности, не способны порой провести прямую линию.
Основу практической работы составляют упражнения, в которых отрабатываются свободные движения с участием или без участия плечевого сустава, предплечья, кисти руки, пальцев. Особенность данной программы проявляется в усилении внимания к эстетической, нравственной, духовной сторонам письма. 

Содержание программы 
Как и чем писали на Руси. (6 часов)
Что такое каллиграфия?. Берестяная грамота и точило. Письмо на бересте.  Письмо на навощенных дощечках — церах.  Пергамент и тростниковая палочка. Как писали гусиными перьями. Заточка и письмо. Металлические перья.
Аз, Буки, Веди — Я буквы ведаю. (12 часов)
Как появилась письменность на Руси. Кирилл и Мефодий. Русская вязь. Аз, Буки. Веди, Глаголь. Добро, Есть. Живете, Зело. Земля, Иже. Како, Люди. Мыслите, Наш. Он, Покой. Рцы, Слово. Твердо.
Велико ли перо, а большие книги пишет (16 часов).
Рукописные книги Древней Руси. Древнерусский шрифт — устав. Особенности написания.  Орнамент в древнерусском стиле. Буквица заглавная. Розетка как элемент оформления древнерусских книг. Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает. Хорошая книга - лучший друг. Не говори, чему учился, а говори, что узнал. 
Формы организации учебного процесса.
  • лекции;
  • практические занятия
  • экскурсии
  • опыты, наблюдения
  • исследовательская деятельность
  • презентации, конкурсы
  • самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая);
Виды деятельности
  • игровая;
  • познавательная;
  • проблемно-ценностное общение;
  • проекты;
  • краеведческая деятельность.  
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты освоения курса «Основы каллиграфии»:
1) понимание каллиграфии как одной из национально-культурных ценностей русского народа, роли письма в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, её значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности каллиграфии; стремление к красивому почерку как к неотложной потребности всякого грамотного человека, стремление к самосовершенствованию;
3) достаточный объём практических навыков красивого беглого письма.
Метапредметные результаты освоения курса:
  • владение разными видами упражнений по развитию каллиграфических умений
  • умение вести самостоятельный поиск информации по истории развития каллиграфии;
  • умение сопоставлять и сравнивать разные манеры, шрифты, почерки
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • владение различными видами питательных упражнений;
  • соблюдение в практике письменного общения основных требований к письму;
  • осуществление самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной практике письма; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
Предметные результаты освоения курса:
  • представление о роли письменности, истории её в культуре русского народа, понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
  • усвоение основ прямого и наклонного письма, письма с нажимом и без нажима;
  • усвоение базовых понятий каллиграфии;
  • овладение основными навыками красивого беглого письма;
  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей каллиграфии и использование их в собственной практике;
  • способность оценивать эстетическую сторону письма;
  • умения использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе освоения курса.
Усиление направленности курса на достижение личностных результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, потребности регулярно упражняться в навыках письма, способность к самооценке, развитие познавательных интересов и способностей учащихся.
 
Список литературы
 
1. И.А. Горячева. Церковно-славянские прописи и уроки орнамента. — Москва, Издательство Московской Патриархии, 2012.
2.П.П. Чобитько Азбука древнерусского письма. Азбуковник. Устав, полуустав, скоропись, вязь. - Санкт-Петербург — Москва 2008. 
3. Сайт Образовательный портал «Слово» http://portal-slovo.ru
 4. Сайт Уроки каллиграфии http://kalligrafinja.ru http://calligraphy-museum.com
  
Календарно-тематическое планирование
«Основы каллиграфии», 4 класс

 
 
 
Тема Кол-во часов Дата проведения Примечания  
  Теор Пр.  
  Как и чем писали на Руси.  
  1 Что такое каллиграфия? 1 0      
  2 Берестяная грамота и точило. Письмо на бересте. 0,5 0,5      
  3 Письмо на навощенных дощечках — церах. 0,5 0,5      
  4 Пергамент и тростниковая палочка. 0,5 0,5      
  5 Как писали гусиными перьями. Заточка и письмо. 0,5 0,5      
  6 Металлические перья. 0,5 0,5      
  Аз, Буки, Веди — Я буквы ведаю.  
  7 Как появилась письменность на Руси. Кирилл и Мефодий. 0,5 0,5      
  8 Русская вязь. Где мы с ней встречаемся. 0,5 0,5      
  9 Аз, Буки. 0,5 0,5      
  10 Веди, Глаголь. , 0,5 0,5      
  11 Добро, Есть. 0,5 0,5      
  12 Живете, Зело. , 0,5 0,5      
  13 Земля, Иже. 0,5 0,5      
  14 Како, Люди. 0,5 0,5      
  15 Мыслите, Наш. 0,5 0,5      
  16 Он, Покой. 0,5 0,5      
  17 Рцы, Слово. 0,5 0,5      
  18 Твердо. 0,5 0,5      
  Велико ли перо, а большие книги пишет.  
19 Рукописные книги Древней Руси. 1 0      
20 Древнерусский шрифт — устав. Особенности написания. 0,5 0,5      
21 Древнерусский шрифт — устав. Особенности написания. 0 1      
22 Орнамент в древнерусском стиле. (3 часа) 0,5 0,5      
23 Орнамент в древнерусском стиле. 0 1      
24 Орнамент в древнерусском стиле. 0 1      
25 Буквица заглавная. (2 часа) 0,5 0,5      
26 Буквица заглавная.          
27 Розетка как элемент оформления древнерусских книг. 0,5 2,5      
28 Розетка как элемент оформления древнерусских книг. 0 1      
29 Розетка как элемент оформления древнерусских книг. 0 1      
30 Иная книга обогащает, а иная — с пути совращает. 0 1      
31 Хорошая   книга    - лучший друг. 0,5 0,5      
32 Хорошая   книга    - лучший друг 0 1      
33 Хорошая   книга    - лучший друг 0 1      
34 Не говори, чему учился, а говори, что узнал. 0 1      
Всего: 12,5 21,5 Итого: 34     
         
                           
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»