« Писатели о природе и животных»
по программе «Школа 2100»
учителя начальных классов
Ивановой Татьяны Павловны.
Санкт-Петербург
2011 год
Цели урока: Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Учить детей читать художественную литературу, вызвать интерес к чтению. Помочь детям стать грамотными читателями. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению. Обобщить знания учащихся о писателях, которые писали о природе и животных. Развить любовь ко всему живому, наблюдать и охранять природу. Добиваться, чтобы ответы о прочитанных дома книгах были свободными, развернутыми. Обращать внимание на точность и краткость общей характеристики книги, из которой прочитан или эмоционально пересказан эпизод, случай, отрывок. Отрабатывать навыки вдумчивого и целевого пересказа самостоятельно прочитанных произведений. Анализировать и оценивать уровень читательской культуры учащихся.
Оформление доски:
Плакат: «Писатели о природе и животных».
Портреты писателей:
1.Чарушин Евгений Иванович.
2.Сладков Николай Иванович.
3.Бианки Виталий Валентинович.
4.Пришвин Михаил Михайлович.
5.Скрибицкий Георгий Алексеевич.
6.Паустовский Константин Георгиевич.
7.Чаплина Вера Васильевна.
8.Шим Эдуард Юрьевич.
Выставка книг писателей о природе.
Выставка книжек-малышек о природе, отзывы учащихся о прочитанных книгах.
Выставка рисунков к произведениям, прочитанных учащимися о природе.
Ход урока:
1.Вводная беседа.
Сегодня на уроке внеклассного чтения мы говорим о писателях, которые писали о природе и животных. Каждый из этих писателей по своему любил природу, наблюдал за жизнью животных в лесу, делал свои рисунки.
На уроке богатая выставка книг разных изданий, каждый из вас подготовил свою книжку- малышку о природе, выбрал самый интересный рассказ, который особенно запомнился.
На доске портреты писателей, ваши рисунки к прочитанным произведениям.
2.Стихотворение «Декабрь».
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.
Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!
П. Вяземский.
3.Рассказ «Зимний лес».
Пробушевала метель - и волшебно преобразился лес. Все стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
На поляне особняком красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!
Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. Снизу -ни сучка, а на макушке –пышная шапка.
Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно –разовой тонкой берестой.
Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне.
Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры – блестки.
Хорош лес в зимнем уборе!
4.А так ли тихо в зимнем лесу?
Жизнь продолжается даже в лютые морозы, по словам Н. И. Сладкова мы услышим «Лесные шорохи».
1. Сорока и Волк.
-Эй, Волк, чего ты хмурый такой?
-От голода.
-И ребра торчат, выпирают.
-От голода.
-А воешь от чего?
-От голода.
-Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?
-От голода.
2. Барсук и медведь.
-Что, Медведь, спишь еще?
-Сплю, Барсук, сплю. Так –то, брат, разогнался –пятый месяц без просыпу. Все бока отлежал!
-А может, Медведь, нам вставать пора?
-Не пора. Спи еще.
-А не проспим мы с тобой весну –то с разгону?
-Не бойся! Она, брат, разбудит.
-А что она постучит нам, песенку споет или, может, пятки нам пощекочет? Я, Миша, страх как на подъем –то тяжел!
-Ого –го! Небось вскочишь! Она тебе, Боря, ведро воды как даст под бока –небось не залежишься! Спи уж, пока сухой!
5.Рассказы учащихся о прочитанных книгах.
6.Викторина «А знаешь ли ты?»
Учащиеся отвечают на вопросы. Знаешь ли ты?
1.Месяц –сечень, так как он делит зиму на две половинки. Какой это месяц?
С) декабрь
П) январь
Р) февраль
2.Писатели рассказывают о природе и животных.
Р) Н. И. Сладков
С) А. Л. Барто
Т) Б. С. Житков
И) В. В. Бианки
3. О каком писателе сказано:
« В нем счастливо сочетались два умения, два таланта –рассказчика и рисовальщика.
И оба они отданы ребятам».
Ж) Л. Н. Толстой
Ш) Е. И. Чарушин
Щ) Н. Н. Носов
4. У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви –только на макушке.
Б) елка
В) сосна
Г) осина
5.Где живет медведь?
А) в логове
И) в берлоге
О) в норе
У) в дупле
6. Кто автор строк?
Бежал ежик по дорожке –только пяточки мелькали.
Бежал и думал: «Ноги мои быстры, колючки мои остры –шутя в лесу проживу».
М) К. Г. Паустовский
Н) Н. И. Сладков
О) В. В. Чаплина
|
|
|
|
|
|
|
-
Михаил Михайлович Пришвин (1879-1954) родился 4 февраля.
8. Коллективное чтение рассказа М. М. Пришвина «Еж».
Обсуждение рассказа.
А какие рассказы Михаила Михайловича вы знаете?
9. Подведение итогов урока.
Контрольный лист.
1. Январь П)
2. Сладков Р)
3. Бианки И)
4. Чарушин Ш)
5. Сосна В)
6. В берлоге И)
7. Сладков Н)