Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие эмоционального интеллекта первоклассников
в условиях внеурочной деятельности

Яцкова ОльгаЮрьевна,
педагог-психолог высшей квалификационной
категории
ГБОУ Лицей №554
Приморского района
Санкт-Петербурга;
Шавшаева ЛидияВасильевна,
педагог-психолог высшей квалификационной,
категории
ГБОУ Лицей №554
Приморского района
Санкт-Петербурга
                                                                                       канд. филос. наук, ст. преп.
                                                                кафедры консультативной психологии
 и психологии здоровья
Санкт-Петербургского государственного института
психологии и социальной работы

 
В младшем школьном возрасте происходит активное развитие эмоциональной сферы, самосознания, эмпатии и способности осознавать и понимать свое психологическое состояние. Целенаправленное формирование эмоционального интеллекта в этот период имеет не только теоретическое, но и практическое значение в воспитании и обучении ребенка. Развитие эмоционального интеллекта позволит учащемуся не только научиться контролировать свои чувства, сознательно влиять на свои эмоции, использовать их на благо себя и окружающих, но и эффективно строить общение, слышать себя и других. Также будет способствовать возникновению дружбы и выстраиванию партнерских взаимоотношений взамен агрессивному и деструктивному поведению. Ребенок научится разбираться в собственных чувствах и управлять ими, что будет способствовать укреплению психологического и соматического здоровья школьника.
Феномен эмоционального интеллекта исследователями рассматривается с разных позиций. Единой точки зрения на структуру эмоционального интеллекта на данный момент нет. Как отмечает Андреева И.Н. «ключевым моментом интегративной модели эмоционального интеллекта является соединение нескольких специфических способностей в интегративный показатель эмоционального интеллекта[1, c.56]. Одним из примеров интегративного подхода в изучении этого феномена может служить шкала дифференциальных эмоций К. Изарда,  позволяющая изучить интенсивность и частоту возникновения десяти базовых эмоций. В теории дифференциальных эмоций выделены в качестве базовых: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд,  вина.
К. Изард дает такую характеристику фундаментальным эмоциям:
1. Интерес — положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение — это чувство захваченности, любопытства. 
2. Радость — положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.
3. Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.
4. Страдание (горе) — наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания — горе, связанное с безвозвратной утратой.
5. Гнев — сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.
6. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
7. Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.
8. Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).
9. Стыд — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
10. Вина — отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии [2].
Исследователями Дж. Мэттьюсом, Р.Д. Робертсом, М. Зайднером отмечается важность учета теоретических основ и фокусировки на базовых компонентах эмоционального интеллекта при разработке программ развития. В качестве более результативных ими считаются мультимодальные программы, способствующие укреплению таких аспектов здоровья, как интеллектуальное, эмоциональное, социальное и физическое [213].
В условиях внеурочной деятельности в ГБОУ Лицей №554 Приморского района Санкт-Петербурга нами разработана и апробирована программа «Познай себя». Цель программы: развитие компонентов эмоционального интеллекта первоклассников в период адаптации к обучению в лицее. Предполагает мультимодальный подход в реализации здоровьесозидающей среды образовательного учреждения. Основные задачи программы: укрепление эмоционального и социального здоровья лицеиста, расширение адаптационных возможностей ребенка. Программа представлена 12 занятиями.
Пример занятия «Радуга эмоций». Проводится в кабинете психолога. Оборудование: столы, стулья, ноутбук с подборкой мультфильмов, ватман (на котором пунктирной линией нарисована радуга), цветные карандаши, клей, листы бумаги с нарисованными пунктирными линиями кусочками радуги.
Продолжительность занятия: 25-30 минут.
Количество обучающихся: 6-10 человек.
Занятие разработано в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Цель занятия: развитие эмоциональной сферы учащихся 7-8 лет.
Задачи:
1. Формирование познавательных УУД: познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, страданием, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением, виной; создать условия для рефлексия способов и условий действия; создать условия для рефлексии эмоционального состояния и творческого проявления обучающихся в условиях командной работы.
2. Развитие регулятивных УУД: создать условия для проявления  познавательной инициативы в командном сотрудничестве; для определения последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; для саморегуляции, как способности к мобилизации сил и энергии, способности к волевому усилию.
3. Развитие коммуникативных УУД: обеспечить условия для формирования социальной компетентности и учета позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
4. Развитие личностных УУД:  создать условия открытому проявлению эмоций  различными социально приемлемыми способами (словесными, физическими, и т.д.); создать условия для проявления ценностно-смысловой ориентации учащихся  - умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знанием моральных норм и умением выделить нравственный аспект поведения.
Ход занятия.
1.Адаптационный этап. Организационный  момент.
Создание безопасного пространства для работы. Дети рассаживаются за круглый стол. Удобно располагаются.
Звучит песня «Улыбка».
- Здравствуйте ребята. Осмотритесь по сторонам. Сегодня у нас на занятии гости (члены комиссии на открытом мероприятии). Посмотрите на них. А теперь предлагаю поприветствовать друг друга.  Похлопаем в ладоши и прокричим : «Ура!!!»
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
- Теперь займемся делом – а дело у нас сегодня не простое! Мы сегодня переместимся в Волшебную страну. Для этого закройте глаза и представьте себе огромную красивую радугу. Теперь откройте глаза – посмотрите! В нашей волшебной стране нас встречает радуга! Вот она – смотрите!»
На ватмане нарисовано солнышко, тучка с дождем и большая радуга. Только радуга обозначена схематически, без красок. У каждого ребенка “кусочек радуги” лежит перед ним на столе.
-Нравится радуга? Нет? А что с ней не так? А-а-а! У нее нет красок! Я знаю в чем дело – это заколдованная радуга и чтобы ее расколдовать необходимо потрудиться. Согласны? А теперь скажите мне, вам интересно дети? А-а-а! Так вот вы сейчас испытываете интерес. А интерес – это ЭМОЦИЯ. И тема нашего сегодняшнего занятия – это …– правильно! ЭМОЦИИ! Мы с вами сегодня на занятии попытаемся понять какие эмоции существуют и какие из них вам близко знакомы. Начнем!»
Формируемые УУД: познавательные, регулятивные, личностные.
3. Основной этап.
- Но для начала, все, кто испытывал сейчас интерес, возьмите цветной карандаш и раскрасьте первую полоску на своей радуге тем цветом, который подходит к вашему слову «интерес». После этого, напишите на этой первой раскрашенной полосе свое имя. Ага! Смотрите, радуга у каждого из вас стала расколдовываться и приобретать цвет! Ура! Идем дальше. Но мы же с вами в волшебной стране, а значит и все что происходит – волшебство. И вот к нам на помощь пришли герои наших любимых мультфильмов. Смотрим и пытаемся угадать ту эмоцию, которую сейчас будет испытывать наш герой.
После каждого просмотра вырезки из мультфильма повторяем с детьми эмоцию, которую пережил герой экрана, добавляя разные движения, которые соответствуют данной эмоции  - используем это в качестве физкультминутки.
После каждого просмотра вырезки из мультфильма и физкультминутки, дети раскрашивают полоски на своем кусочке радуги теми цветами, которые, по их мнению, соответствуют показанной эмоции.
Формируемые УУД: познавательные, регулятивные, личностные.
4. Завершающая стадия занятия.
Когда у каждого готов кусочек радуги (все полоски на радуге раскрашены цветными карандашами), то ребята в парах показывают друг с другу свою радугу и обсуждают, у кого какая эмоция соответствует какому цвету.
- Какие мы молодцы! Мы расколдовали нашу радугу, и она стала у нас настоящей – цветной. Ура!
Формируемые УУД: коммуникативные, личностные.
5. Рефлексия.
- Скажите ребята, чем похожи ваши радуги между собой? А чем отличаются? Как вы думаете, почему так? С чем это по-вашему мнению связано, как можно объяснить?
Необходимо дать возможность обучающимся высказаться.
- Правильно! Мы все испытываем одинаковые эмоции, но испытывает их по-разному. Это говорит о том, что мы все с вами разные и вместе с тем равные в своих проявлениях и чувствованиях. А теперь, чтобы это показать, давайте наклеем кусочки вашей радуги на одну большую и посмотрим, как это будет выглядеть на большом ватмане. Итак – получилась большая разноцветная радуга, в которой есть частичка каждого из нас.
- Итак, мы сегодня познакомились с эмоциями. Собрали красивую «Радугу эмоций». Молодцы, ребята. Понравилось ли вам сегодняшнее занятие? Чем понравилось?
- Возьмитесь за руки и громко скажите «До новых встреч!». Занятие подошло к концу. До свидания.
Формируемые УУД: регулятивные, коммуникативные, личностные.
 
Используемая литература:
  1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии/ И. Н. Андреева. - Новополоцк: ПГУ,2011. - 388с.
  2. Изард, К.Э. Психология  эмоций / К. Э. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»