Единицы массы. Тонна. Центнер
Яковлева Ольга Валентиновна,
учитель ГБОУ № 502
Кировского района Санкт Петербурга
Тип урока |
Изучение нового материала |
Педагогическая цель |
Создать условия для формирования представлений о новых единицах измерения массы (тонна, центнер); установить взаимоотношение между ними |
Планируемые результаты |
Предметные УУД:научатся преобразовывать единицы массы (тонна, центнер); получат возможность научиться сравнивать, складывать, вычитать единицы массы; решать текстовые задачи Метапредметные УУД: регулятивные: самостоятельно определять цель своей деятельности; планируют её достижение; самостоятельно двигаются по заданному плану; оценивают и корректируют полученный результат; познавательные: определяют этапы решения учебной задачи; коммуникативные: высказывают суждения с использованием математических терминов и понятий; формулируют вопросы и ответы в ходе выполнения задания; Личностные УУД: определяют и высказывают простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества) |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД, формируемые на данном этапе |
1 |
2 |
3 |
4 |
I.Мотивация к учебной деятельности |
- Сегодня на уроке нас с вами ожидает интересная работа. Показывает небольшой фрагмент из мультфильма «38 попугаев». - Вспомните, о какой величине идёт речь в данном мультфильме? - Как измеряли длину удава?
- Какую величину мы изучали на прошлом уроке? - Сегодня мы продолжаем изучение массы. - Можете ли вы предло - жить сюжет для следую - щей серии мультфильма, связав его с нашей темой?
- Какие известные едини- цы измерения массы мы можем использовать? |
Смотрят отрывок мультфильма. Отвечают на вопросы. - О длине.
- Выбирали мерку: попугая, слонёнка или мартышку - и узнавали сколько раз мерка укладывается в длине удава. - Массу, новую единицу измерения массы - грамм.
- Как измерить мас - су слонёнка, исполь- зуя разные мерки: попугая, удава и мартышку. - Килограмм и грамм
|
Регулятивные:самостоятельно формулируют цели урока после предва - рительного обсужде- ния; составляют план решения проб - леммы (задачи) сов - местно с учителем. Познавательные: ориентируются в своей системе зна - ний. Коммуникативные: доносят свою пози- цию до других: выс- казывают свою точку зрения и пыта- ются её обосновать, приводя аргументы. Личностные: в общении опирают- ся на простые прави- ла поведения; дела - ют выбор, какой поступок совершить |
II. Актуализа- ция опорных знаний |
- Какие арифметические действия помогают нам переводить одни именно - ванные числа в другие? - Когда выполняем умно - жение, а когда - деление?
- Между какими единица- ми измерения можно уста- новить соотношение, опи- раясь на эти равенства: 60 000 = 60 кг; 60 000 мм = 60 м; 60 000 м = 60 км;
543 000 мм = 54 300 см; 543 000 см = 54 300 дм; 543 000 дм = 54 300 м. - В какие единицы измерения переводили числа - в большие или меньшие?
|
- Умножение и деле- ние.
- При переходе к меньшим единицам измерения выполня- ем умножение, а при переходе к большим - деление. Называют соотношения устно
- В большие, так как выполняли деление |
Регулятивные:самостоятельно формулируют цели урока после предва- рительного обсужде- ния; составляют план решения проб - леммы (задачи) сов - местно с учителем. Познавательные: осуществляется поиск и выделение необходимой инфор- мации. Коммуникативные: отвечают на вопро - сы учителя; соблю - дают простейшие нормы речевого эти- кета. Личностные: Проявляют познава-тельный интерес к математике,положи-тельное и адекватное представление об учебной деятельнос- ти |
III. Постанов- ка учебной задачи |
- Уточните, какое задание мы выполняли?
- Чем вас не устраивает имеющийся эталон?
- Поставьте перед собой цель.
- Давайте уточним тему урока |
- Переводили едини цы массы в другие единицы измерения.
- По условию, надо перевести массу сло на в более крупные единицы, чем кило- грамм, а мы таких единиц не знаем.
- Нам надо узнать большие единицы измерения массы, чем килограмм и установить между ними соотношение.
Дети высказывают свои предположения |
Познавательные: устанавливают причинно - следст - венные связи. Коммуникативные: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении |
IV. Освоение нового материала |
- Кто из вас слышал, какие единицы измерения массы используют при взвешива- нии очень больших пред - метов: животных, машин, зерна и т.п.? - Какой литературой нуж- но воспользоваться, чтобы проверить наши предпо - ложения? - Откройте учебник на стр. 104, прочитайте текст в рамке. - Сделайте вывод. Раздаёт ученикам листы формата А 4 и крепит карточки на доске (Приложение 2). - Запишите соотношение между всеми известными единицами измерения мас сы. Крепит листы с записями учеников на доске и выве-шивает таблицу из учебни ка (Приложение 3). В результате на доске появляется согласованный вариант соотношений между единицами массы. - Сможем ли мы с помо - щью данного вывода вы - полнить или проверить правильность выполнения самостоятельной работы? ЧТО Я ЗНАЮ? А я знаю, сколько тонн Весит слон: Слон индийский - двадцать тонн, Африканский - десять, А не веришь - сам поймай И попробуй взвесить!
Удав весит 123 кг 400 г = Слон весит 4 680 кг = …
|
- Тонна, центнер.
- Учебником.
Читают текст учебни ка.
- Используются две единицы массы - тонна, равная 1 000 кг, и центнер, равный 100 кг.
Делают записи в тетради.
Сравнивают свои выводы с таблицей.
- Да.
Выполняют задание на доске с комментарием: 1 ц 23 кг 400 г; 46 ц 80 кг = 4т 6ц 80кг |
|
Физкультми - нутка
|
Организует проведение и выполнение физических упражнений. Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А потом их разведём. Их к себе скорей прижмём. А потом быстрей, быстрей, Хлопай, хлопай веселей! |
Выполняют упражнения |
Личностные: осознают важность сохранения и укрепления здоровья |
V. Первичное закрепление Фронтальная работа (учебник, задание 2 (г,д,е), с. 104). Работа в парах (учебник, задание 3 (а,б), с. 104 |
- Потренируемся выполнять действия с новыми единицами измерения массы. В последнем задании ин - дивидуально помогает тому, кому это необходи - мо. Проводит контроль выпол ненной работы.
- Молодцы! У вас неплохо всё получилось |
Пользуясь опорной схемой, выполняют задания в тетрадях с комментарием по цепочке |
Регулятивные: определяют цель выполнения заданий на уроке; отличают верно выполненное задание от неверно - го. Познавательные: сравнивают различ - ные единицы массы; выполняют с ними математические действия. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации раз - ных позиций в сот - рудничестве. Личностные: осознают необходи-мость самосовершен ствования; понима - ют значение границ собственного знания и незнания
|
VI. Самоконт-роль и само - проверки по эталону. Работа по учеб нику (задания 2 (а,б,в), 4 (в,г), с. 104 |
- Выполните задания самостоятельно. Открывает на доске эталон для самопроверки.
- Проверьте работу. - Кто допустил ошибку? - Поставьте знак «?». - Какую ошибку допустили и почему? - Кто выполнил задание правильно? - Молодцы! Поставьте себе «+» |
Выполняют задания.
Проводят самопроверку, исправляют найден- ные ошибки, оцени- вают свою деятель - ность |
Регулятивные: адекватно оценива ют правильность своих учебных дейст вий. Познавательные: осуществляют поиск существенной инфор мации для выполне - ния учебных зада - ний. Коммуникативные: вступают в диалог (отвечают на вопро - сы, задают их, уточ - няют непонятное); договариваются и приходят к общему решению. Личностные: осознают необходи- мость самосовершен ствования; понима -ют значение границ собственного знания и незнания |
VII. Включение в систему знаний и закрепление пройденного материала |
- Ребята, где вы можете использовать полученные знания? - Прочитайте и проанали - зируйте задачу 6, с. 104 (устно). Выполните её самостоятельно |
- При решении задач и преобразовании единиц в жизненных ситуациях. - В задаче известно, что из 1 кг макулату ры можно приготови ть 25 тетрадей. Надо узнать, сколько тет - радей получится из 1 ц и 1 т макулатуры. Так как 1 ц в 100 раз больше 1 кг, то для ответа на вопрос задачи надо 25 увели чить в 100 и 1000 раз. Значит, из 1 ц получится : 25 х 100 = 2500 тетрадей, а из 1 т: 25 х 1000 = 25 000 тетрадей. Двое учащихся реша ют на обратной сто - роне доски, осталь - ные - самостоятель - но в тетради. После этого проводится взаимопроверка по образцу |
Регулятивные: определяют цель выполнения заданий на уроке; отличают верно выполненное задание от неверно - го. Познавательные: строят логическую цепочку рассужде - ний; анализируют текст задачи; выяв - ляют соотношения между единицами измерения массы. Коммуникативные: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении. Личностные: дают оценку ответам одноклассников на основе заданных критериев успеш - ности учебной деятельности |
Работа по учеб нику (задание 8 (а,в), с. 105 |
- Выполните действия с именованными числами |
По очереди выходят к доске и выполняют задание с комменти- рованием. Осталь - ные записывают ре - шение в тетрадь. |
|
VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности |
- Вспомните тему урока. - Зачем нужно делать перевод единиц? - Сколько килограммов в 1т, в 1 ц? - Какие действия надо выполнять при переходе к большим или меньшим единицам измерения? - Как вы работали на уроке? - Что на уроке вам больше всего понравилось? - С чем были затрудне - ния? Как их преодолеть? - спасибо за урок!
|
Отвечают на вопро – сы, анализируют ак- тивность во время урока, оценивают свою деятельность и деятельность одно - классников |
Регулятивные: самостоятельно оценивают прави - льность выполнения действиКоммуникативные: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении. Личностные: дают оценку ответам одноклассников на основе заданных критериев успеш - ности учебной деятельности й на уроке. |
Приложение 1
1 кг 1 г
1000 |
Тонна m |
Приложение 2
Приложение 3
1 т 1 ц 1 кг 1 г
10 10 1 000 |